Государственное регулирование в отрасли. Государственное отраслевое регулирование в постсоветской россии. Особенности государственного регулирования отрасли строительства
Организационная структура управления и регулирования в отрасли связи представляет собой иерархическую систему, основанную на подчиненности субъектов управления низшего звена высшему, которое в свою очередь является объектом управления со стороны органа более высокого уровня. Все органы управления и регулирования в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, международными договорами и другими нормативными и законодательными актами по вопросам связи и информатизации. Схема организации управления и регулирования взаимоувязанной сетью связи страны показана на рис. 2.1.
В соответствии с законодательством Правительство Российской Федерации как высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее управление всей экономической системой, включая отрасль связь, на основе установления приоритетов и стратегических направлений развития страны на конкретном этапе ее развития. Управляющие воздействия формулируются в виде соответствующих постановлений, направленных на координацию деятельности всех управляемых подсистем по наиболее эффективному решению задач экономического развития в конкретном временном интервале.
Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление Взаимоувязанной сетью связи страны, несет ответственность за ее состояние и дальнейшее развитие. Задачами Госкомсвязи России являются:
Разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов развития и совершенствования связи и информатизации,
Повышение ее качества, доступности и устойчивости функционирования;
Регулирование деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц в услугах связи и информатизации;
Проведение государственной политики, направленной на ограничение монополистической деятельности в области связи, и содействие развитию предпринимательства и конкуренции в сфере предоставления услуг связи и информатизации.
К основным функциям Госкомсвязи России относятся:
Подготовка программ развития инфраструктуры связи и информатизации, разработка концепций и схем развития и размещения средств связи и систем информатизации на территории страны;
Разработка нормативно-законодательной базы деятельности ВСС России, являющейся обязательной для всех пользователей и производителей услуг связи независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
Межотраслевая координация в области электрической, почтовой связи и информатизации и организация государственной экспертизы проектной документации на строительство сетей связи, присоединяемых к сети связи общего пользования;
Осуществление выдачи юридическим и физическим лицам лицензий на операторскую деятельность в области связи и информатизации, ведение учета лицензиатов и организация контроля за соблюдением лицензионных условий;
Сертификация технических средств связи, используемых на сетях связи общего пользования (кроме средств, применяемых на сетях специального назначения), а также услуг связи, производимых операторами, имеющими соответствующие лицензии Госкомсвязи России;
Участие в разработке и реализации инвестиционной политики в области связи и информатизации;
Разработка прогнозов развития средств и услуг связи и информатизации;
Обобщение и распространение положительного опыта деятельности организаций связи и информатизации в условиях становления рыночных отношений, оказание им необходимой консультативной, организационной и методической помощи;
Осуществление непосредственного управления подведомственными государственными предприятиями и учреждениями, включая организацию работы по совершенствованию экономических аспектов деятельности, бухгалтерского учета, статистической отчетности и финансированию бюджетных организаций связи;
Организация государственного надзора за средствами и сетями связи и системами информатизации;
Представление и защита интересов Российской Федерации в международных организациях в качестве администрации связи и информатизации России.
Госкомсвязи России возглавляется Председателем, имеющим заместителей, назначаемых Правительством Российской Федерации. Наиболее важные вопросы деятельности отрасли рассматриваются на коллегии, в состав которой, наряду с председателем Комитета и его заместителями, входят руководящие работники аппарата управления, представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие специалисты и ученые.
Для осуществления своих функций и полномочий в структуре Госкомсвязи России организованы специальные подразделения, регулирующие эксплуатационную деятельность, и общесистемные подразделения, функциями которых является решение общеотраслевых задач. К первой группе относятся управление электрической связи, управление почтовой связи, управление радио, телевидения и спутниковой связи, управление подвижной и беспроводной электросвязи.
В группу общесистемных подразделений входят управление экономической и инвестиционной политики, управление организации лицензионной работы, управление сертификации средств и услуг связи, управление международного сотрудничества, научно-техническое управление и охраны труда, управление кадров и учебных заведений и др.
Для рассмотрения и разработки предложений по внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, технологии, передовых методов организации и управления производством в рамках Госкомсвязи России действует научно-технический совет (НТС). На его заседаниях заслушиваются результаты работы научно-исследовательских и проектных институтов связи, положительный опыт работы предприятий и акционерных обществ по совершенствованию инновационной, эксплуатационной и экономической деятельности, которые оформляются решением НТС и носят рекомендательный характер для всех операторов связи, объединенных в сеть общего пользования.
При Госкомсвязи России созданы три комиссии, каждая из которых на коллегиальной основе осуществляет координацию работ по реализации государственной политики в важнейших сферах деятельности связи и информатизации. Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) координирует работы в области развития федеральных и иных сетей, образующих взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) организует работы по распределению и использованию радиочастотного спектра и обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, выпускаемых национальными и зарубежными производителями. Государственная комиссия по информатизации (ГКИ) координирует работы в области создания и развития сетей и систем информатизации, создания рынка информационных услуг и единого информационного пространства страны.
В состав указанных комиссий, которые возглавляются председателем Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, наряду с руководящими работниками Госкомсвязи, входят представители таких федеральных органов управления, как Министерство экономики Российской Федерации, Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, силовых министерств и ведомств, Российской академии наук. Таким образом деятельность комиссий носит межведомственный характер, а их решения являются обязательными для всех физических и юридических лиц, являющихся производителями и пользователями услуг связи.
Кроме того, в рамках Госкомсвязи России действуют лицензионные и сертификационные комиссии, комиссии по экспертизе проектов развития связи и информатизации, обеспечивающие координацию работ в соответствующей сфере деятельности.
Особое место в структуре управления Взаимоувязанной сетью связи занимает служба Государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор России). Она представляет собой единую систему надзорных органов и состоит из Главного управления государственного надзора за связью при Госкомсвязи России и подчиненных ему региональных (областных, краевых и республиканских) управлений.
Функции Госсвязьнадзора группируются по шести основным направлениям: контрольно-надзорные, разрешительные, запретительные, международно-правовой защиты частотных присвоений, принудительные и регулирующие. Главными задачами государственного надзора за связью в Российской Федерации являются:
Контроль за соблюдением законов, постановлений Правительства РФ, нормативных документов и предписаний в области связи;
Контроль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, и в соответствии с установленными нормами качества;
Радиоконтроль за параметрами излучений радиоэлектронных средств;
проведение (совместно с ГКРЧ) технической политики использования радиочастотного спектра, планирование, назначение и учет рабочих частот, выдача разрешений на производство, ввоз из-за границы, реализацию, проектирование, строительство и использование радиоэлектронных средств, обеспечение их электромагнитной совместимости;
Контроль за применением на сетях и сооружениях связи оборудования, прошедшего сертификацию в установленном порядке;
Проведение экспертизы вновь вводимых в эксплуатацию сетей электрической, почтовой связи и электронных средств на соответствие требованиям нормативных документов и выдача разрешений на их эксплуатацию;
Обеспечение проведения с администрациями связи иностранных государств мероприятий по координации частотных присвоений радиоэлектронным средствам Российской Федерации и зарубежных стран.
Объектами контроля и разрешительной деятельности службы в соответствии с возложенными на нее задачами являются организации и учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, предоставляющие услуги почтовой и электрической связи.
Из приведенной на рис. 2.1 схемы видно, что компетенция Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и созданных при нем структур распространяется на всех операторов, образующих сеть связи общего пользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Аналогичную роль по объектам воздействия играет Министерство антимонопольного регулирования и поддержки предпринимательства (МАП России). В его составе образован Департамент по регулированию естественных монополий в области связи, в компетенцию которого входит регулирование экономических аспектов деятельности операторов электрической и почтовой связи, предоставляющих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий. Основными задачами МАП России являются государственное регулирование деятельности естественных монополий в области связи с целью соблюдения интересов Российской Федерации, ее субъектов, производителей и потребителей услуг, формирование общегосударственного рынка услуг связи и повышение эффективности функционирования сети связи общего пользования и входящих в нее хозяйствующих субъектов.
Для выполнения возложенных задач МАП России осуществляет следующие функции:
Разрабатывает предложения по государственному регулированию деятельности естественных монополий в области связи, включая предложения по совершенствованию конкурентных отношений и изменению режима централизованного воздействия на хозяйствующие субъекты, направленные на повышение эффективности их работы и защиту прав потребителей;
Обеспечивает разработку нормативно-правовой базы государственного регулирования субъектов естественных монополий в области связи и механизмы ее реализации;
Формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
Анализирует и прогнозирует экономические ситуации, складывающиеся в стране в процессе реализации мер государственного регулирования естественных монополий в области связи;
Осуществляет ценовое регулирование посредством установления тарифов или их предельного уровня, а также определяет круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и устанавливает минимальный уровень их обеспечения услугами связи в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме;
Регулирует формирование общего рынка услуг связи, взаимодействие субъектов естественных монополий, предоставляющих услуги общедоступной электрической и почтовой связи, по вопросам ценообразования и взаиморасчетов за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги;
Осуществляет контроль за инвестиционной деятельностью естественных монополий в части ее влияния на тарифы, устанавливаемые на услуги связи;
участвует в работе международных организаций по вопросам ценообразования и регулирования деятельности естественных монополий в области связи и осуществляет научно-техническое сотрудничество в этой сфере, а также выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В структуре Департамента по регулированию естественных монополий в области связи МАП России выделены два основных общесистемных подразделения: управление тарифного регулирования и экономического взаимодействия операторов связи и управление по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий. В состав первого входят отделы методологии регулирования тарифов, ценового регулирования, анализа и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Основными подразделениями второго являются отдел реестра и маркетинга рынка услуг связи и отдел антимонопольного контроля.
Свои полномочия по регулированию естественных монополий в области связи на уровне субъектов федерации МАП России должен осуществлять через свои территориальные органы.
Госкомсвязи и МАП России осуществляют постоянное взаимодействие с целью формирования единой экономической политики для повышения эффективности работы органов связи, увеличения доступности потребителей к основным услугам связи, улучшения их качества и соблюдения национальных интересов на рынках средств и услуг связи.
Основными объектами управления и регулирования являются хозяйствующие субъекты - организации (предприятия) связи, являющиеся непосредственными производителями услуг.
Организации связи - это субъекты предпринимательской деятельности, обладающие административно-хозяйственной самостоятельностью. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе лицензий, выданных Госкомсвязи России. Важнейшими признаками административно-хозяйственной самостоятельности являются наличие устава предприятия и его регистрация в соответствующих органах местного управления, самостоятельного баланса с законченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, прав и ответственности юридического лица. Последнее предопределяет организационное единство, имущественную ответственность и самостоятельное выступление от своего лица при взаимодействии с другими юридическими и физическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Все хозяйствующие субъекты связи классифицируются по ведомственной и отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам и формам собственности, уровню специализации и степени законченности производственного цикла, месту в сети связи с точки зрения участия в процессе производства и реализации услуг, а также по территориальному признаку.
В зависимости от ведомственной принадлежности организации связи делятся на подведомственные Госкомсвязи России; находящиеся в подчинении других министерств и ведомств, органов регионального и местного самоуправления; независимые коммерческие предприятия, созданные юридическими или физическими лицами.
По отраслевому признаку различают организации почтовой связи (например, почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты), предприятия электрической связи (междугородные телефонные станции, городские телефонные сети, АО электросвязи и др.), предприятия радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи (например, областные радиотелевизионные центры - ОРТПЦ).
С внедрением рыночных отношений в отрасли связи представлены хозяйствующие субъекты, имеющие различные организационно-правовые формы и формы собственности, в том числе государственные унитарные предприятия (например, предприятия почтовой связи), акционерные общества (в том числе открытые и закрытые с долей государства в уставном капитале и без таковой), совместные предприятия с участием иностранного капитала, личные (индивидуальные) предприятия, а также иные субъекты предпринимательской деятельности.
С точки зрения специализации различают выделенные (специализированные) предприятия, предоставляющие услуги одной подотрасли связи (например, самостоятельные городские телефонные сети, междугородные телефонные станции, предприятия, предоставляющие услуги сотовой телефонной связи) и предприятия объединенного типа, осуществляющие обслуживание потребителей услугами различных подотраслей (например, региональные АО электросвязи, которые организуют работу практически всех видов связи кроме почтовой).
Для многих организаций отрасли, участвующих в оказании сетевых услуг (предприятий почтовой, телеграфной, междугородной телефонной связи), характерен незаконченный цикл производства с точки зрения создания конечного продукта - услуги. Каждое из них выполняет определенный комплекс работ по передаче сообщений на конкретном этапе (исходящем, транзитном, входящем) производственного процесса. В то же время существуют предприятия, в рамках которых создается законченная услуга, т. е. осуществляется полностью законченный цикл производства. К числу таких организаций относятся выделенные городские телефонные сети, городские радиотрансляционные сети, сети сотовой связи, персонального радиовызова.
Неодинакова роль организаций связи и с точки зрения их участия в процессе создания и реализации услуг связи. Основная их часть занята как производством, так и непосредственным обслуживанием потребителей (почтамты, междугородные телефонные станции, городские телефонные сети и др.). В процессе своей деятельности они непосредственно контактируют с абонентами, вступают с ними в договорные отношения, получают доходы за предоставленные услуги, несут ответственность, в том числе и юридическую, за принятые на себя обязательства по количественным и качественным характеристикам создаваемых услуг. Другая часть предприятий непосредственно не связана с абонентами, а осуществляет технологические функции по обеспечению процесса передачи сообщений и обслуживанию оборудования и сооружений связи. Типичными представителями этой группы являются предприятия почтовой связи, занятые обработкой и перевозкой почты (ПЖДП, ОПП), ОАО «Ростелеком» и его филиалы -Территориальные центры междугородной связи (ТЦМС), осуществляющие, обслуживание магистральных и частично зоновых сетей электросвязи.
По территориальному признаку организации связи делятся на международные, междугородные, зоновые (региональные) и местные. Этот статус определяется лицензией, определяющей сферу деятельности конкретного оператора и уровень его присоединения к сети общего пользования.
Являясь объектом управления и регулирования со стороны федеральных органов, предприятия, в свою очередь, осуществляют функции управления по отношению к входящим в их состав филиалам, структурным единицам и подразделениям. На данном уровне управленческие решения вышестоящих органов конкретизируются применительно к задачам, стоящим перед непосредственными исполнителями, а также формируется система оперативно-производственного управления объектами, процессами и ресурсами предприятий. Таким образом, обеспечивается оптимальное сочетание государственного воздействия на хозяйствующие субъекты связи с расширением прав непосредственных производителей в направлении либерализации системы управления отраслью.
Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы - здравоохранения, просвещения и т.д. . Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).
Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда - индивидуальной трудовой деятельности.
Предпринимательская деятельность (граждан и юридических лиц) осуществляется на свой риск с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой.
Предпринимательская деятельность осуществляется собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка .
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. К индивидуальному предпринимателю может быть применен режим банкротства, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельностью.
Частное предпринимательство базируется на частной собственности на обособленное имущество и осуществляется в форме зарегистрированной в установленном порядке организации (общества или товарищества). Уставный капитал организаций образуется из вкладов участников; произведенное и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежит ей на праве собственности .
Коллективное предпринимательство осуществляется в форме кооперативов. Производственный кооператив составляет добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.
Государственное предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Организационной формой государственного предпринимательства являются унитарное предприятие, участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, соглашения о разделе продукции.
Предпринимательство служит движущей силой экономики. Предприниматели организуют производство и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.
С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать миллионам граждан благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные монополии .
В условиях рынка предприятия осуществляют расширенное воспроизводство за счет собственных доходов, инвестиционных счетов, аккумулирующих средства для накоплений. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами (налоги, процентные ставки, производственные заказы и др.). Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.
Выбор приоритетов подчиняется общеэкономической стратегии, спросу и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте. Исходя из этого, точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.
Средства республиканского бюджета предоставляются предприятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, через государственные органы исполнительной власти, администрации субъектов РБ, банки и другие юридические лица, являющиеся агентами Правительства РБ.
Правительство РБ предоставляет также государственные гарантии (в рамках предела внутреннего долга) белорусским инвесторам под заемные средства в качестве страхования рисков проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов .
Для государственной финансовой поддержки формируется бюджет развития как составная часть государственного бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в бюджет развития, устанавливаются законом о государственном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов государственного казначейства.
Министерство экономики и торговли РБ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.
Предоставление средств осуществляется при условиях:
* более высокого уровня отдачи в республиканский бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;
* наличия у заемщика собственных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн долл.) - не менее 10% указанного объема;
* разделения риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).
Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числе график перечисления денежных средств, обеспечения их и возвратности. Правительство РБ может передавать органам исполнительной власти право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов .
Перспективной также является санация предприятий путем капитализации бюджетных долгов в их уставные капиталы. Это позволяет сосредоточить в руках государства 60-70% акций крупных предприятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.
Местные органы могут влиять на развитие производства предоставлением налоговых льгот в пределах своей компетенции. На пример, в РБ сельское хозяйство освобождаются от уплаты местных земельных налогов, хозяйствующий субъект сам вправе выбирать систему налогообложения и др.
Для выявления предприятий - претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки проводится анализ их финансово-экономического положения.
Предприятия ранжируются по показателям объема выпуска, доли на соответствующем товарном рынке, балансовой стоимости основных фондов, рентабельности, численности и доли занятых на предприятии от всей численности населения города, поселка, уровня развития производственной и социальной инфраструктуры, кредиторской и дебиторской задолженности. Органы исполнительной власти распределяют их на группы к зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже среднеотраслевого, высокий стабильный спрос) не могут быть претендентами на получение первоочередной государственной поддержки; предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.
По предприятиям второй и третьей групп оценивается целесообразность и возможность проведения диверсификации, конверсии, введения новых методов управления, сокращения дебиторской задолженности, продажи незавершенных объектов и других мер для восстановления платежеспособности. Таким образом в РБ происходит государственное регулирование отраслей материального производства .
Современный промышленный комплекс России формировался в условиях централизованного управления экономикой. В этот период основные цели его развития устанавливались директивно. Гиперторофированный характер получила тяжелая промышленность и оборонный комплекс. Отрасли и предприятия, производящие потребительские товары развивались медленнее. Из-за нерациональной структуры экономики прирост валового общественного продукта составил в 1976-1980 гг. 4,2%, в 1981-1985 гг. - 3,3%, в 1986-1989 гг. - 2,8%. Прирост национального дохода, использованного на потребление и накопление, составил соответственно 3,3%, 3,0% и 2,8%\". Объемы производства не соответствовали потребностям, что проявлялось в дефиците товаров. Их качество значительно уступало зарубежным. Все это говорит о несоответствии системы управления экономикой потребностям общества. Вместе с тем, полностью отрицать попытки рационализации управления на основе научного подхода к формированию промышленной политики и отраслевой структуры производства было бы неверно. Так отраслевая структура производства регулировалась межотраслевым балансом. В 70-80 гг. XX века делались попытки сократить долю накопления в национальном доходе, предпринимались меры по развитию производства товаров народного потребления на оборонных предприятиях. Многое делалось по внедрению экономических методов управления и развертыванию хозяйственного расчета. Но все они не затрагивали основ централизованного управления, структуры экономики и не преследовали целей проведения радикальных мер, объективные предпосылки для которых созрели.
Вместе с тем первое десятилетие рыночных преобразований показало, что предоставленное само себе промышленное производство без государственного регулирования стагнирует. Исключение ныне составляют энергетические, сырьевые и некоторые другие отрасли, работающие на экспорт. Одновременно потребление производимых ими товаров на внутреннем рынке сократилось. Теоретически возможна структурная перестройка промышленности на основе исключительно рыночных механизмов. Однако на это потребуется достаточно длительное время. Россия по социальным и экономическим причинам не может пойти на такой вариант.
В настоящее время рыночные структуры в России не заинтересованы в долговременных инвестициях. Государственные инвестиции сократились. Идет хищническая эксплуатация созданной ранее производственной базы и природных ресурсов. Интересы крупного бизнеса не совпадают с интересами государства и общества. Поэтому структурная перестройка на рыночных условиях сначала ведет к стагнации невостребованного рыночной системой или неконкурентоспособного промышленного потенциала и затем к его медленному обновлению. Но этому препятствует недостаток инвестиций и международная конкуренция, что выражается в низких темпах развития экономики и повышения уровня жизни населения. Решение социальных проблем России требует проведения более эффективной экономической и промышленной политики.
Для сокращения периода экономической трансформации необходимо активное использование государственного регули- рования. Содержание управления промышленностью в современных условиях существенно либерализовано. Но экономические условия ее функционирования создаются государством. Оно формирует и промышленную политику. Методы государственного регулирования широко используются развитыми странами, особенно в периоды экономических спадов и кризисов. В их основе лежит разработка стратегии развития национальной промышленности, изучение внутренних и внешних рынков, эффективная с позиций государства утилизация природных ресурсов, использование и обновление технологического потенциала на основе стимулирующих экономических механизмов, и прямого финансирования крупных государственных инвестиционных программ.
Промышленное производство является основным источником создания ВВП, товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. Доля промышленности при стабильно развивающейся экономике составляет в ВВП около 40%. В экономике СССР конца 80-х гг. она достигала около 60%. На предприятиях промышленности в период стабильного развития экономики занято, около 40% трудоспособного населения. Поэтому главная задача правительства состоит в сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Исходя из объемов и роли в формировании ВВП, бюджета и занятости, в экономической политике России промышленность должна быть основным приоритетом.
Это не было соблюдено при переходе России к рыночной экономике. Перерабатывающая промышленность наиболее пострадала от экономического кризиса. За период 1990-1998 гг. спад промышленного производства составил более 60%, в том числе, в машиностроении более 80%. В 2000-2001 гг. наметилось оживление отечественной промышленности, но его темпы составляют 3,5-4% от достигнутого уровня. В 2002 г. прогнозируются темпы роста промышленности в 4%. Это составляет к уровню 1990 года около 1,5%. Если учесть масштабы экономического спада, можно утверждать, что потенциальные возможности промышленного потенциала используются недостаточно.
Промышленность России находится в таком состоянии, что ее самостоятельное возрождение невозможно. В период промышленного спада необходимы стимулирующие меры государственной поддержки и регулирования, разработка и проведение целенаправленной государственной промышленной политики, оптимально учитывающей сложившиеся экономические отношения, перспективные интересы России и участие в международном разделении труда.
Государственное регулирование (особенно сегодня) - главный фактор развития промышленности. Но выбор его направлений, оценка затрат и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах. С их помощью необходимо реализовать принципы эффективности и увеличения объемов реализации, воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, социальных результатов и экологических ограничений.
В настоящее время система государственного управления России переходит от прямого управления к экономическим механизмам, создающим условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов. В основу стратегии развития промышленности положен переход к рыночным методам регулирования, которые могут быть эффективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции развития промышленности.
Основным функциональным звеном в рыночной экономике выступают промышленные предприятия. Все регулирующие воздействия призваны ориентироваться на поддержку и стимулирование их эффективной деятельности. Иными словами, государственное регулирование осуществляется для проведения общей эффективной промышленной политики на товарных рынках, для создания условий эффективного функционирования предприятий, адаптировавшихся к рыночным условиям. Оно необходимо также для селективной поддержки отраслей и предприятий товарной специализации промышленности России, создающих базу для экономического роста, удовлетворения перспективных внутренних и экспортных потребностей России в товарах и услугах. Эти потребности могут удовлетворяться непосредственно на основе производства и реализации потребляемых на внутреннем рынке товаров или через товарообмен на внешних рынках.
Национальная промышленность призвана успешно конкурировать с импортом. Для такой страны, как Россия, положительное сальдо внешнеторгового баланса должно формироваться не только на основе экспорта продукции энергетических и добывающих отраслей, но и с учетом развития экспорта продукции перерабатывающей промышленности производственного и непроизводственного назначения, втом числе, по отраслям промышленности, создающим наукоемкую продукцию.
Промышленная политика охватывает развитие всего товарного производства, но его участники находятся на различной ступени использования рыночных механизмов. Поэтому методы экономического воздействия на них должны быть неодинаковы. Для полностью адаптировавшихся к рыночным условиям необходимо создание общих экономических условий развития. Находящимся в депрессии нужна селективная поддержка в зависимости от их народнохозяйственной значимости.
Государственная долгосрочная программа развития промышленности, реализующая промышленную политику, должна осуществляться государственной комиссией при участии Министерств экономического развития и торговли, промышленности и науки, финансов. Важно также привлечь крупные промышленные корпорации и ресурсообеспечивающие производственные системы. Программа должна рассматриваться Правительством РФ и одобряться Государственной Думой, которые и осуществляют контроль за ее выполнением.
Еще по теме Государственное регулирование развития промышленности:
- 11.2 Межгосударственное регулирование общественной полезности транснациональных компаний
- Межгосударственное регулирование международных экономи-ческих отношений.
- 6.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование занятости и рынка труда
- Государственное регулирование развития промышленности
- Государственное регулирование устойчивого развита АПК
- 2. Государственное регулирование регионального развития
- Государственное регулирование страховой деятельности
- 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Государственное регулирование экономики и государственный кредит
- § 3. Государственное регулирование отношений интеллектуальной собственности
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -
Влияние государства на экономические процессы с целью создания оптимальных условий для развития и поддержки существующего рыночного механизма, и его изменений в случае необходимости.
В истории экономической мысли всегда происходили дискуссии о степени вмешательства государства в экономику. «За» — выступали меркантилисты, а представители классической школы политэкономии отстаивали лозунг «экономической свободы». XX столетие — век мировых войн и экономических кризисов перераспределил чашу весов в сторону государственного регулирования. Победу одержали теоретические обоснования Дж. М. Кейнса, получившие название кейнсианской модели экономики. Его расцвет приходится на 50 — 60 гг., однако в 70-е хронический дефицит госбюджетов привел к ослаблению его позиций и их замене на неолиберализм и современную теорию «экономики предложения».
Задачи и цели государственного регулирования
Регулирование призвано обеспечить эффективное функционирование экономической системы государства, что заключается во взаимодействии всех сфер, прежде всего, финансовой, правовой и социальной. В этой связи существуют теоретический аспект и практическое воплощение. К первому относится прогнозирование и составление моделей действия. Практика предусматривает проведение конкретных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на регуляцию.
Главная цель госрегулирования — улучшение благосостояния общества в целом, что подразумевает собой благосостояние каждого его члена. Цели государственного регулирования, принято структурировать на экономические, социальные и политические. При этом главными составляющим являются:
- стабильное экономическое развитие и рост;
- политика обеспечения занятости населения;
- поддержание стабильности национальной валюты и ценообразование;
- социальная защита населения;
- внешнеэкономическая деятельность.
Выполнение первых 4 направлений и их взаимосвязь обеспечивают достижение равновесия в макроэкономической сфере. В условиях процесса глобализации результаты их комплексного взаимодействия напрямую оказывают влияние на внешнеэкономическую сферу государственной деятельности. На определенном историческом этапе развития общества последовательность достижения целей может меняться.
Следует отметить, что методы государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные. Прямые предусматривают административно-правовые мероприятия, а их воздействие заключается в том, что экономические субъекты действуют исходя из государственных предписаний, и не могут в полной мере руководствоваться свободным экономическим выбором. Они являются элементом смешанной экономики и продемонстрировали высокую эффективность, особенно в тех странах, где она развита недостаточно.
Косвенные методы, как правило, носят экономический характер и создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектов экономических отношений в пользу достижения общеэкономических целей. Грамотное взаимодействие методов между собой обеспечивает решение главной задачи — повышения благосостояния общества.
Функции и инструменты государственного регулирования
Что касается функций государства, то важнейшей является создание необходимой законодательной базы, обеспечение правовой основы для функционирования рыночной экономики. Важная функция государства — активизация инновационной и предпринимательской деятельности, стимулирование инвестиционной политики.
В современной рыночной экономике государство выступает как гарант в сфере социальной защиты населения. Инструментом для этого служит функция перераспределения доходов в пользу менее защищенных групп населения. Социальная политика по значимости не уступает такому инструменту как управление госсектором экономики, поскольку она препятствует росту социальной напряженности в обществе и способствует достижению социальной безопасности. Что касается использования государственной собственности, то она выступает как базовый элемент для реализации долгосрочных задач, особенно в тех областях, которые требуют значительных капиталовложений.
Пояснительная записка к Контрольной точке № 3
Определение характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе
(установление действующего процентного соотношения между рынком и планом )
Ответ на этот вопрос должен быть сведен к заполнению Таблицы 1.
Таблица 1.
Первичные данные для определения характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе
Отрасль | Доля отрасли в системе хозяйствования, % от ВВП | Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике, % | Наличие регулирования отрасли со стороны государства да / нет | Описание действующей формы конкуренции в отрасли | |
Агропромышленный комплекс | |||||
Легкая промышленность | |||||
Топливно-энергетический комплекс | |||||
Химико-лесной и металлургический комплекс | |||||
Строительство | |||||
Машиностроительный комплекс | |||||
Военно-промышленный комплекс | |||||
Транспорт и связь | |||||
Другие отрасли сферы услуг |
Отрасль
Список отраслей формируется, исходя из структуры народного хозяйства конкретной экономики. Представленный список, возможно, не является полным. По ходу выполнения контрольной работы Вы должны будете сформировать свой список по отраслям на основе полученных данных об экономике.
Доля отрасли в системе хозяйствования
Оценка отрасли в данном случае делается на основе показателя «ВВП по секторам (отраслям) экономики». Общая логика: даны данные по объему ВВП страны (принимаем как общее для всех отраслей) ® каждая отрасль производит некий объем продукции (также дано в денежном выражении) ® далее определяем, какой процент составляет эта часть в общем объеме ВВП страны, то есть % от ВВП. Это позволит определить какое именно место (по масштабу) занимает отрасль в экономике страны.
Преобладающий вид собственности
Так как речь идет об оценке соотношения между рынком и планом, то есть насколько система саморегулируема (децентрализована) или централизована, то мы устанавливаем соотношение по двум формам собственности: частной и государственной. ТОЛЬКО ПО НИМ!!! Никой личной, интеллектуальной и даже общественной не должно быть в изложении, даже если Вы можете их выявить по ходу описания системы (просто оставляете их без внимания).
Как выявить соотношение? Возможно, по отраслям будет изначально дано процентное соотношение частной и государственной собственности. Также, возможен вариант, указания процента государственных предприятий (они функционируют на базе государственной собственности) в общем объеме предприятий отрасли (тоже принимают за эквивалентный процент государственной собственности).
Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике
Скорее всего, будет указана численность занятых к абсолютных числах (то есть в тыс. человек). В этом случае алгоритм таков: если изначально не дана общая численность занятых в экономике, то суммируете все абсолютные величины по отраслям, то есть 100% занятых ® рассчитываете какой процент (долю) в общей численности составляет число занятых в конкретной отрасли ® после заполнения всей таблицы Вы сможете понять к какому сектору экономики относится та или иная отрасль, следовательно сможете найти, какая доля занятых приходится на частный и государственные сектора ® одна из характеристик для искомого соотношения рынок – план.
Наличие регулирования отрасли со стороны государства
Важно помнить, что государственное регулирование можно разделить на два вида: прямое и косвенное. При ответе на данный вопрос в таблице «да» в скобках необходимо указать вид регулирования с разъяснением. Например, да (прямое, 63% спроса в данной отрасли формируется за счет государственного заказа).
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение экономических субъектов основано не на самостоятельном выборе, а на четких предписаниях государства. Они предполагают прямое подчинение предприятий государству. К числу прямых методов относят: государственный заказ (если > 25% государственного заказа в системе спроса, то отрасль уже регулируема), целевые программы, огосударствление экономики (расширение масштабов государственной собственности), управление государственной собственностью и законотворчество.