Контроль темы "Экономика"(подборка тестов). Обществознание: примеры заданий Что такое рыночная экономика

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 года.)

Основными объектами проверки по данному разделу являются понимание круга проблем, изучаемых экономической наукой; знание важнейших признаков, законов, процессов и институтов рыночной экономики; понимание роли государства в условиях рыночной экономики, проблем экономического роста и развития, а также широкий спектр умений, видов познавательной и практической деятельности.

По данным ФИПИ лишь около половины участников экзамена умеют различить различные виды экономической деятельности по определению или примеру.

Примеры заданий

1. Общее собрание акционеров предприятия одобрило передачу 30% акций правительству и решило сократить на 60% аппарат генеральной дирекции завода.

2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения.
Это вид экономической деятельности в сфере: 1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

3. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

4. Выделение российским правительством в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере:
1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

5. Верны ли суждения о производстве?
А. Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б. Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

6. Какое из проявлений характеризует потребление как сферу экономики?
1) приобретение мебели в кредит,
2) посещение курсов повышения квалификации,
3) внедрение новой технологии,
4) увеличение расходов бюджета на социальные программы.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. При выполнении заданий, нужно вспомнить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс с создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Пути увеличения объёма производства:
1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);
2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Главными способами повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация и разделение труда, торговля.

Обмен - 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь;

2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Распределение - 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём;

2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Потребление - использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

Ответы:
1 - 1; 2 - 3; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 2; 7 - обмен.

Задания на знание проблем ограниченности факторов производства по данным ФИПИ смогли успешно выполнить лишь половина участников экзамена. Еще менее успешно были выполнены задания на конкретизацию общего представления о факторах производства.

Примеры заданий

1. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести ее из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация,
2) предпринимательские способности,
3) земля,
4) капитал.

2. Фактором производства являются
1) методы планирования объемов производства,
2) способы распределения прибыли,
3) источники финансирования предприятия,
4) промышленные станки и оборудование.

3. Верны ли суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А Б В Г Д

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Комментарий. Прежде всего вспомним факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Труд - совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ.

Капитал - произведенные человеком средства производства. Капитал в качестве средств производства следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Земля - все виды природных ресурсов.

Предпринимательские способности - умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям.

Ответы:
1 - 2; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 31232; 5 - ограниченность пахотной земли, исчерпаемость полезных ископаемых, ограниченность трудовых ресурсов.

Одним из субъектов экономики является фирма. В 2011 г. задания, связанные с затратами фирмы, предлагались в двух частях работы. В части 1 предлагались задания на распознание вида затрат (постоянные/переменные) в конкретной ситуации. Для выполнения задания достаточно было в конкретной ситуации определить, зависит ли количество приобретаемых факторов производства от объема выпуска продукции. С подобными за-даниями справились около 60% участников экзамена. А вот задание с кратким ответом, в котором в одном столбце таблицы раскрывалась сущность, а в другой надо было вписать один из видов затрат, выполнили менее 45% экзаменуемых.

Примеры заданий

1. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Заработная плата работников не относится к затратам фирмы.
Б. Затраты фирмы влияют на цену товаров и услуг, производимых фирмой.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Затраты фирмы отражают стоимость используемых факторов производства.
Б. Затраты фирмы не всегда зависят от объёма произведённой продукции.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. Издержки производства - это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки - это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.

Экономические издержки делятся на внутренние (или неявные) и внешние (явные, бухгалтерские). Внутренние издержки - стоимость собственного ресурса - равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело. Внешние издержки - выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д.

Все издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки - та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация). Переменные издержки - та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Прибыль можно подсчитывать разными способами. Экономическая прибыль - это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. Бухгалтерская прибыль - это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Ответы:
1 - 2; 2 - 3; 3 - внешние (явные, бухгалтерские).

В отчёте ФИПИ отмечено, что менее трети выпускников смогли составить содержащий не менее трех пунктов, из которых два детализированы в подпунк-тах, планы ответа по теме «Рыночная экономика» и по проблематике рынка труда. Всего 13% участников экзамена смогли представить систему знаний об инфляции в форме сложного плана.

Примеры заданий

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рыночная экономика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Что такое рыночная экономика?

2. Принципы рыночной экономики:
а) предпринимательство;
б) многообразие форм собственности на средства производства;
в) рыночное ценообразование;
г) договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
д) ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

3. Основные черты:
а) конкуренция;
б) многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
в)полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
г) свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
д) сосредоточение капитала в руках буржуазии;
е) неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
ж) ориентированный на покупателя рынок.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации:
г) высококвалифицированные рабочие н др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Инфляция - процесс обесценения бумажных денег. / Инфляция - опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Менее 10% участников экзамена удалось полностью выполнить задания, связанные с проблемами рыночной экономики.

Примеры заданий

1. Анализируя залами экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.

Ответ:
1) смысл понятия, например: «несовершенства рынка - любые отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несовершенствах рынка, опирающейся на знания курса, например:
- «К несовершенствам рынка относят его неспособность обеспечить в необходимом объёме производство общественных благ».
- «Проявлением несовершенства рынка служит возникновение монополий».

2. Одним из недостатков рынка учёные признают то, что он не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения причин данного недостатка рынка.

Ответы:
Могут быть приведены следующие объяснения причин:

1) невозможно обеспечить связь потребления общественных благ (например, обеспечения правопорядка) с их оплатой, т.е. предоставлять их лишь части населения;

2) некоторые общественные блага государство гарантирует населению как бесплатные (например, общее образование в РФ), поэтому производитель не сможет получить прибыль;

3) производство общественных благ, как правило, связано со значительными затратами. Подобным капиталом располагают далеко не все фирмы.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами различные инструменты государственного регулирования рыночной экономики (в каждом случае сначала назовите инструмент, а затем приведите соответствующий пример).

Ответ:
1) правовое регулирование (парламент принял поправки к Гражданскому кодексу);

2) налоговая политика (правительство ввело протекционистские таможенные тарифы);

3) денежно-кредитная политика (центральный банк снизил учетную ставку рефинансирования, сделав кредиты более доступными.

4. Фирма «Чистюля» оказывает бытовые услуги населению. Она объединяет нескольких мастеров, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Ответы:
1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:
- фирма «Чистюля» выполняет простые работы;
- владельцы фирмы лично участвуют в её работе:
- отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос. Признаки могут быть даны в другой формулировке.

3) дополнительный признак, например,
- для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов:
- прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в товариществе.

Менее половины выпускников смогли справиться с заданиями, где надо было привести хотя бы один пример, иллюстрирующий политику государства, направленную на ускорение экономического роста.

Пример задания

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответы:
Могут быть приведены такие примеры:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;
2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;
3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.
2. Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание. ФИПИ.

Можно использовать при повторении темы "Экономика" при подготовке к ЕГЭ. Подборка тестов из разных источников содержит задания всех встречающихся на экзамене видов заданий. Есть вариант тренировочный и вариант контрольный.


«Контроль по теме Экономика с ответами»

Контроль по теме «Экономика».

Фактор производства

Характеристика

…………………………

Ответ: труд

Ответ: коммерческая организация

1)

цифр ы, под которыми они

циф

цифры , под которы­ми они указаны.

цифры , под которыми они указаны.

цифры , под которыми они указаны.

Ответ: 345.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Г) сбалансированная

Д) ползучая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B) потребительские ожидания

Г) цены на сопряжённые товары

Д) количество производителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:12112

Г) избыточный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

фры , под которыми они указаны.

1) застойная 4) циклическая

2) фрикционная 5) сезонная

3) структурная в) скрытая

Ответ: 135.

циф ры, под которыми они указаны.

6) Изучает экономику региона.

S цифры, п од которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

S Р - цена товара, Q -

Запи­шите цифры , под которыми они указаны.

1) рост доходов населения

3) повышение цен на свинину

)

D Р - цена то­вара. Q

S 1 . (На графике Р - цена товара, Q

4) рост доходов населения

Р - цена товара, Q -

1) рост доходов потребителей

один

Список терминов:

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Слова в ин раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) займ 4) инвестиция 7) собственность

Для записи ответов на задания этойной части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Запи­шите сначала номер задания (21. 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

в

О. И.

рыночной экономики.

Ответ: (В качестве примеров государственного регулирования рыночной экономики могут быть приведены: снижение Центральным банком размера учетной ставки процента (регулирование денежных отноше­ний); повышение косвенных налогов на ряд товаров (регулирование налогообложении); принятие за­кона о повышении минимального размера оплаты труда (правовое регулирование правоотно­шений) и др.)

40. Проанализируйте ситуацию.

Ответ: (Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запала очень высока, американская компания по произ­водству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например. Китай и страны Восточной Европы. Подобный перенос производства свидетельствует о таком общемировом процессе, как глобализация экономики)

29. 1. Экономика

29.3 Экономика.

29.4 Экономика

Просмотр содержимого документа
«Контроль по теме Экономика»

Контроль по теме «Экономика».

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

Фактор производства

Характеристика

…………………………

использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей

денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг

Ответ: ___________

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех

остальных представленных понятий. Запишите ли слово(словосочетание).

Производственный кооператив; товарищество на вере; коммерческая организация; акционерное общество; государственное унитарное предприятие.

Ответ: _____________________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, зa исключением двух, относятся к понятию «производитель».

1) эмиссия; 2) прибыль; 3) издержки; 4) девальвация: 5) конкуренция; в) инвести­ции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, н запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _____________

4. Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифр ы, под которыми они

1) Международная экономическая интеграция является одним из направлений глоба­лизации.

2) Процесс глобализации способствует развитию культурно-исторической специфики разных стран.

3) Переход от индустриального общества к информационному создал предпосылки возникновения феномена глобализации.

4)Глобализация стимулирует осуществление государствами крайних действий в политике. 5) К позитивным последствиям глобализации можно отнести концентрацию усилий

на разработке новых передовых технологий.

Ответ:_______________

5. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) модернизация транспортной инфраструктуры 1) практическая

Б) осуществление научного открытия 2) духовная

B) инвестирование малого предпринимательства

Г) осуществление глобального моделирования

Д) проведение экономических реформ в обществе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _________________

6. Выберите верные суждения об инфляции и запишите циф ры, под которыми они ука­заны.

1) Эмиссия денег представляет собой наиболее эффективный метод снижения инфля­ции.

2) Последствием инфляции является уменьшение доходов тех, кто выплачивает за­долженности по фиксированным процентам.

3) Одна из непосредственных причин инфляции связана с чрезмерной монополизаци­ей на цены и затраты.

4) В зависимости от причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

5) Опасность инфляции состоит в том, что обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения.

Ответ:________________

7. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры , под которы­ми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального ис­пользования прежнего объема ресурсов.

2) Экономическому росту способствует увеличение до определённого предела мас­штабов производства, позволяющее экономить ресурсы и наращивать объёмы вы­пуска продукции.

3) К интенсивным факторам экономического роста относит увеличение физического капитала фирм.

4) Интенсивным фактором роста и развития современной экономики является высококачественный человеческий капитал.

5) Стабильный экономический рост возможен за счёт повсеместного внедрения ин­новаций.

Ответ: ______________

8. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и за­пишите цифры , под которыми они указаны.

1) Факторы производства, которые человек использует для создания различных благ, в каждый момент времени ограничены.

2) 3емля и труд как факторы производства препятствуют увеличению объема эконо­мических благ.

3) Каждый фактор производства способен принести его владельцу доход.

4) Отличительной особенностью предпринимательства как фактора производства яв­ляется принятие инициативы соединения факторов производства в единый про­цесс.

5) Основанием для получения факторного дохода является стремление к максималь­ному производственному результату.

Ответ:_________________

9. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном фи­нансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады(депозиты).

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учётную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

Ответ: ________________

10. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование про­изводства.

3) Государство при рыночной экономике удовлетворяет потребности в общественных

товарах или общественных благах.

4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.

5)Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами ры­ночного механизма.

Ответ: ________________

11. Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц. налог на на­следство.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоев общества за счёт час­тичного перераспределения средств.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика

Ответ: ______________

12. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) В в стране Р. производители соревнуются 1) традиционная за наиболее выгод­ные условия

производства и продажи товаров 2) командная

Б) В стране Н. в условиях свободы предпринимательства у пот­ребителей 3) рыночная есть широчайший выбор товаров и услуг

B) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране К. является государство, частное предпринима­тельство находится под запретом

Г) в стране А. государство централизованно распределяет фак­торы производства и устанавливает цены товаров и услуг

Д) основа экономики страны Д. - сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: ________________

13. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосроч­ном периоде, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

А) закупка полуфабрикатов 1) постоянные

Б) представительские расходы 2) переменные

В) затраты на транспортировку

Г) расходы на топливо

Д) затраты на переподготовку кадров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к кото­рым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) цены на товары определяются соотношением 1) командная спроса и предложения 2) рыночная

Б) основные средства производства принадле­жат государству

B) экономические пропорции устанавливают­ся централизованно

Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей

Д) периодически возникает дефицит товаров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

15. Установите соответствие между видами инфляции и основами их классификации; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) открытия 1) характер протекания

Б) галопирующая 2) зависимость от темпа роста цен

В) подавленная 3) степень расхождения роста цен по различным товарным группам

Г) сбалансированная

Д) ползучая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

16. Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и эле­ментами рыночного механизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

A) религиозные предпочтения 1) спрос

Б) цены на ресурсы 2) предложение

B) потребительские ожидания

Г) цены на сопряжённые товары

Д) количество производителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

17. Установите соответствие между видами рынков и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

ТИПЫ РЫНКОВ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) розничный 1) характер продаж

Б) олигополии 2) уровень насыщенности

R ) равновесный 3) тип конкуренции

Г) избыточный

Д) монополистической конкуренции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: _______________________

18. Из-за установки в троллейбусе кассовых автоматов для оплаты проезда кондуктор Ф.

был уволен из автопарка и полностью потерял работу. В течение полутора лет он не мог

найти постоянной работы, выполнял временные случайные поручения по обслуживанию близлежащего продуктового магазина. В летнее время года он устраивался на рабо­ту в строительную компанию, которая приносила доход.

Выберите из приведённого списка характеристики, связанные с безработицей этого гражданина, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) застойная 4) циклическая

2) фрикционная 5) сезонная

3) структурная в) скрытая

Ответ: ___________________

19. В стране Д. сложилась двухуровневая банковская система, в которой верхний уро­вень занимает Центральный банк. Какие функции относятся к Центральному банку? За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) предоставление ссуды под имущественный залог

2) лицензирование деятельности финансовых организаций

3) предоставление кредитов коммерческим банкам

4) привлечение и хранение свободных денежных средств населения

5) обслуживание расчётов предприятий

6) установление нормы обязательных резервов

Ответ: ____________________

20. Государство П. стремится удовлетворить покупательные потребности населения сво­ей страны, используя внешнюю торговлю. По каким признакам можно установить, что это государство в области внешней торговли проводит политику свободной торговли? За­пишите циф ры, под которыми они указаны.

1) Осуществление защиты национальных производителей.

2) Повышение таможенных пошлин на импорт.

3) Привлечение иностранных производителей.

4) Последствием выступает падение отечественного производства.

5) Результатом является увеличение занятости в национальной экономике.

6) Последствием становится борьба за улучшение качества и эффективности произ­водства.

Ответ: ____________________

21. Фонд «Л.» занимается вопросами состояния и развития экономики в целом, экономи­ческого здоровья страны и миря. По каким признакам можно установить, что речь идёт о макроэкономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Имеет дело с проблемой экономических кризисов.

2) Исследует влияние цены на отдельные элементы хозяйства.

3) Рассматривает действие трёх субъектов экономической жизни: фирмы, домашнего хозяйства и государства.

4) Изучает вопросы повышения занятости населения.

5) Анализирует процессы производства и потребления отдельных товаров на от­дельных рынках.

6) Изучает экономику региона.

Ответ: ___________________

22. На графике отражено изменение предложения на рынке кухон­ной мебели: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1. (На графике P - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите цифры, п од которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) снижение цен на кухонную мебель

3) уменьшение стоимости комплектующих для кухонной мебели

4) снижение налогов на производителей кухонной мебели

5) рост популярности новых моделей кухонной мебели.

Ответ:________________.

23. На графике отражено изменение предложения на рынке свини­ны: кривая предложения переместилась из положения S в положе­ние S 1. (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.) Какие из перечисленных, факторов могут вызвать такое изменение?

Запи­шите цифры , под которыми они указаны.

1) рост доходов населения

2) увеличение налогов на импортёров свинины

3) повышение цен на свинину

4) снижение цен на куриное мясо 5) уменьшение количества переработчиков свинины

Ответ: ____________________

24. На графике отражено изменение спроса на рынке мебели: кривая спроса D переместилась в новое положение D 1. (На графике Р - цена то­вара. Q - количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение доходов потребителей

2) повышение налогов на производителей мебели

3) увеличение объема транспортных услуг

4) ожидание начала рождественских распродаж

5) уменьшение издержек производителей мебели

Ответ: ____________________

25. На графике отражено изменение предложения на рынке жилья: кривая предложения переместилась из положении S в положение S 1 . (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.) Какие из пе­речисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие программ кредитования покупки квартир

2) увеличение прибыли продавцов строящегося жилья

3) разорение ряда строительных фирм

4) рост доходов населения

5) повышение стоимости строительных материалов

Ответ:____________________

26. На графике отражено изменение предложении на рынке банковских услуг: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 (На графике Р - цена товара, Q - количество това­ра). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) разорение нескольких крупных банков

3) увеличение количества клиентов в банковском секторе

4) рост популярности банковских услуг

5) повышение налоговой нагрузки на банковский сектор

Ответ:______________________

27. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили оценить количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов в их населённых пунктах.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом описке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных продуктов, в стране Z меньше, чем в стране Y .

2) Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y .

3) В стране Z половина опрошенных отметили, что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов.

4) Равные доли опрошенных в обеих странах затруднились оценить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах.

5) В стране Y одинаковые доли опрошенных отметили, что в магазинах больше импортных продуктов и что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов.

Ответ:____________________

28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Фондовая __________(А) представляет собой место, где происходит купля-продажа

ценных бумаг. Её деятельность в развитых странах находится под жёстким контролем со стороны____________(Б). Из средней____________(В) заключённых на ней сделок скла­дывается ____________ (Г) ценных бумаг (акций и ____________ (Д)), выпущенных от­дельными ____________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один pa з. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) курс 4) государство 7) биржа

2) контракт 5) компания 8) информация

3) цена 6) инфраструктура 9) облигация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Ответ: _______________________

29. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Монетарная политика - это проводимые правительством через Центральный банк

меры в области денежного обращения и____________(А), направленные на обеспечение

устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной

политики - помощь экономике в достижении такого уровня ____________ (Б), который

обеспечит полную____________(В) и отсутствие____________(Г). Операции на открытом

рынке проводит Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий __________(Д), привлекает средства инвесторов для пок­рытия бюджетного ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) процент 4) депозит 7) ипотека

2) дефицит 5) производство 8) инфляция

3) занятость 6) кредит 9) модернизация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вамп слова.

Ответ: _______________________

30. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слои. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

"Международная миграция капитала осуществляется в трёх основных формах: пря­мые частные___________(А), государственные __________(Б), кредиты международ­ных финансовых организаций. При этом учитываются такие характеристики местного рынка, как его доступность, качество рабочей силы, валютный риск, защита интеллекту­альной ___________(В), государственное___________(Г) и многое другое. Для привлече­ния вложений и___________(Д) в наиболее отсталые (проблемные) регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования - свободные экономические _____(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) займ 4) инвестиция 7) собственность

2)технологии 5) лицензия 8) район

3) услуга б) зона 9) урегулирование

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: _______________________

Для записи ответов на задания этой части(31-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Запи­шите сначала номер задания (31. 32 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 31-34.

«...Современный труд интенсифицируется. Логика движения к успеху, к доступу до благ определяет самопроизвольное, спонтанное разрастание объёма труда в жизни совре­менного человека. Труд уплотняется во времени, а также размножается - удваивается, утраивается и т. д. Современному работнику - квалифицированному специалисту, дол­го, с большими усилиями подготавливавшему возможность своей карьеры, все реже уда­ётся контролировать процесс потребления обществом» его труда. «Вложения, должны окупиться, и желательно поскорее. И поэтому человек, удовлетворённый востребован­ностью своего труда, втягивается во всё большее количество трудовых практик. «Размно­жающийся» труд неизбежно становится более поверхностным.

Отчуждение труда продолжается. Хотя и принимает новые формы. Пока речь шла об одной - внутренней - форме отчуждения вследствие усложнения восприятия труда вос­требованными, занятыми и тем самым находящимися в привилегированном положении.

Другая форма отчуждения труда - внешняя, буквальная - безработица. (.....) Она на­чинается с того момента, как труд выходит за рамки натурального производства, развива­ется в индустриальном обществе и приобретает в постиндустриальном обществе совершен­но особый характер. Прежде всего за счёт того, что мощно разрастается» (Козлова О. И. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 111-112.),

31. На основании текста выпишите признаки современного труда.

32. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Формы отчуждения труда

Внутренняя

Их сущность.

35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.

36. Раскройте на трёх примерах различные проявления государственного регулирования

рыночной экономики.

37. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отно­шений в экономике и проиллюстрируйте каждую из них примером.

38. Назовите два вида затрат фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каж­дый из них соответствующим примером.

39. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстри­руйте каждый из них соответствующим примером.

40. Проанализируйте ситуацию.

Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тыс. рабо­чих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Евро­пы (за предыдущие два года компания сократила 25 тыс. рабочих мест). При этом безра­ботица в США на данный момент составила 9 процентов.

Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, прояв­лением которого служат приведённые и аналогичные факты.

41. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Определить проблему. Подобрать аргументы.

29. 1. Экономика

«Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).

29. 2. Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира. (А. Смит).

29.3 Экономика.

Повышение технического уровня промышленности повышает ее возможности, ее конкурентоспособность» (М. Конотопов).

29.4 Экономика

«Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на бла­госостоянии других слоев населения» (А. Кравченко).

Краткие выводы по разделу

1. Экономика – многозначное понятие, которое может рассматриваться и как совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и как хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи), и как область знаний об осо­бенностях поведения людей в процессе производства и потребле­ния материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов. 2. Ограниченность ресурсов – недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания экономических благ. Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Любое общество стремится найти пути оптимального использования ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения. Поэтому вопросы: что, как и для кого производить, - являются главными вопросами экономики. 3. Факторы производства – это экономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют три основных фактора производства: труд (та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии); капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах – натурально вещественной (здания, сооружения, станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги)); земля (в широком смысле означает все используемые в производственном процессе природные ресурсы; в узком – объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства выделяют информацию и предпринимательские способности (способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции, добиться необходимого результата в виде прибыли). 4. Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Экономические системы различаются способами решения основных вопросов экономики. Различают традиционную, командную (плановую, центра­лизованную), рыночную и смешанную экономические системы. 5. Собственность – это принадлежность каких-либо ценностей определенным лицам. Необходимо помнить, что в юридическом плане существуют три правомочия собственности (владение, пользование и распоряжение), и уметь различать их на конкретных примерах. 6. Предпринимательством называется инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридическую ответственность фирмы, предприятия. Бизнес может быть организован в индивидуальной и коллективной формах (полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д.). 7. Налоги – обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства, выполняющие фискальную (наполнения государственного бюджета), распределительную, антиинфляционную, контрольно-учетную и социально-воспитательную функции. Различают прямые и косвенные налоги. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения. 8. Под безработицей понимают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы. В зависимости от причин различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная безработица – безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соответствующее их запросам. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики. Циклическая безработица возникает в результате спада производства, происходящих регулярно (циклически). Спад производства влечёт снижение спроса на все его факторы, в том числе и на труд. Выделяют также и сезонную безработицу. Задания для систематизации материала

Уровень А

1 . На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот 2) снижением цен на топливо и удобрения 3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий 4) ожиданиями низкого урожая зерна

Ответ: 4

2. На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со) 1
)
высоким урожаем экзотических фруктов 2) снижением доходов потребителей 3) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов 4) повышением тарифов на грузовые перевозки

Ответ: 1

3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение
D1 (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со)

1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке 2) переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки 3) снижением пошлин на ввод комплектующих для стационарныхкомпьютеров 4) существенным удешевлением системных блоков и мониторов

Ответ: 2

4. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P –цена товара,Q –объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь

1) снижением доходов потребителей 2) увеличением налогов на производителей телевизоров 3) удешевлением технологии производства телевизоров 4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами

Ответ: 1

5. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P - цена товара, Q - объём предложения т
овара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1) увеличением доходов потребителей 2) сокращением количества потребителей 3) снижением налогов на производителей косметики 4) закрытием ряда косметических фирм

Ответ: 3

Комментарий:

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение. Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время. Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара. Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1. Уровень доходов в обществе; 2. Размеры рынка; 3. Мода, сезонность; 4. Наличие товаров-субститутов (заменителей); 5. Инфляционные ожидания. Предложение – отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения. Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей; 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих); 3. Уровень технологий; 4. Объём и доступность ресурсов; 5. Налоги и дотации; 6. Природные условия; 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические); 8. Размеры рынка.

Уровень В

В3. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

А) токарный станок

Б) каменный уголь

В) наладчик оборудования

3) капитал

Г) офис фирмы

Д) менеджер

Ответ: 31232 В3. Установите соответствие между видами рынков и объектами спроса и предложения на этих рынках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа. Ответ: 32123 В3. Установите соответствие видов налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа. Ответ: 122112 В3. Установите соответствие действий и элементов статуса собственника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа. Ответ: 221211 В4. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) денежные средства 2) участок пашни 3) залежи нефти 4) станки и оборудование 5) лесной массив 6) здания, сооружения

Ответ: 235 В4 . Найдите в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) инфляция, 2) победа на выборах оппозиционной партии, 3) митинг в защиту конституции, 4) снижение темпов промышленного роста, 5) введение налога с продаж, 6) учредительный съезд партии. Ответ: 145 В4. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) обязательность уплаты, 2) безвозмездность, 3) пропорциональность доходу, 4) возвратный характер, 5) законодательное установление. Ответ: 125 В4. Обведите в приведенном списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) домохозяйки, 2) частично занятые на производстве, 3) не имеющие работы, но активно ее ищущие, 4) отбывающие срок заключения в тюрьмах, 5) работающие по гибкому графику. Ответ: 235 В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить наместо пропусков.

«В современной экономике действуют три главных _____ (А): производители экономического продукта, его потребители и _____ (Б). Между ними происходит весьма интенсивный _____ (В) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _____ (Г), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный _____ (Д) товаров, услуг, информации. В то же время государство является _____ (Е), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) производитель, 2) обмен, 3) объект, 4) государство, 5) предложение, 6) субъект, 7) регулирование, 8) спрос, 9) потребитель

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: 642719

Уровень С

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики. Ответ: 1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений; 2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения; 3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения. С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия. Ответ: Последствия: 1)появление товарного дефицит;, 2)рост теневой экономики; 3)оживление спекуляции. Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен. С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). Ответ: 1. В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения. 2. В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство. 3. Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ. С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс. Ответ: 1) господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство; 2) предпринимателям гарантируется свобода их деятельности, государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм; 3) главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице. Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Варианты ответа

Число ответивших (в %)

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом

Я живу, как и раньше, для меня в последние годы ничего особенного не изменилось

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни

Ответ: Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко. Обоснования: 1) только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось); 2)немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего, доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.

Использованные материалы: 1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. (http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html) 2.Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единогогосударственного экзамена 2011 годапо обществознанию. 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию. 4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru/

Экономика как наука изучает...

1) действие объективных законов истории

2) способы распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющих социальную структуру

4)принципы и нормы осуществления государственной власти

В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере

1) производства

3) распределения

4) потребления

Что отличает товарное хозяйство от натурального?

1) используются машины и оборудование

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится для продажи

4) существует разделение труда

4. Производители хотят продавать свои продукты по высо­ким ценам, а потребители хотят покупать их по низким це­нам. В рыночной экономике этот конфликт разрешается с помощью...

1) правительства

2) конкуренции

3) финансовых органов

4) объединений предпринимателей

Конкуренция производителей в рыночной экономике

1) приводит к снижению производительности труда

2) уравновешивает спрос и предложение

3) усиливает вмешательство государства в экономику

4) стимулирует увеличение затрат на производство

6. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Для какой экономи­ческой системы это характерно?

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

7. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, про­изведенных на территории страны за год, отражает следу­ющий экономический показатель -

1) национальный доход

2) валовой внутренний продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

Верны ли следующие суждения о потреблении?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на произ­водство, стимулируя или сдерживая его развитие.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о проблемах ограниченнос­ти ресурсов?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресур­сов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлет­ворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об экономическом взаимо­действии между народами?

А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономи­ческое взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способствуют реше­нию проблем жизнеобеспечения народов.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о действии рыночных законов?

А. Экономические законы рынка определяют соотношение то­варных и денежных потоков в экономике.

Б. Экономические законы рынка стимулируют снижение произ­водственных затрат.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

12. Установите соответствие между формами собственности и примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

1) Семейная ферма А. Государственная

2) Вооруженные силы страны Б. Частная

3) Сельскохозяйственный кооператив

4) Приватизированная гражданином квартира

1) Строительные машины

2) Каменный уголь

5) Фабрика

«Тесты по истории» - Правильно! А. Екатериной II. Вопрос №2. А. Петр I. Б. Павел I. Желаем удачи. Кем был подписан манифест о вольности дворянства? Подумай ещё! Кто был первым российским императором? Вопрос №3. Тест по истории. Б.Александром Невским. Ты не прав!

«Учебная программа по истории» - Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ. Особенности содержания учебников “нового поколения”. Ломоносова – под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова. Характерные черты “нового поколения” учебников истории.

«ЕГЭ по истории» - Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н. Фукс, В.В. Сухов, А.С. Ермаков, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков. - М.: Вентана-Граф, 2008 - История. Какие причины можете дополнительно указать вы? При оценивании важно помнить, что: Демоверсия.

«История в школе» - Ожидания общества. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны? Концепция преподавания истории в школе. Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет? Предпочтительная система исторического образования. Другие говорят, что современный период, после 2000 года, тоже должен освещаться в школьном учебнике истории.

«Философия истории» - Главный представитель западной патристики. О единстве судеб человечества в истории - понятие всемирно-исторического процесса. Циклическое движение истории по спирали. Г.Гегель (1770-1831). Преобладало настоящее мгновение. Время растяжимо и обратимо, Боги могут все. Эпистемологическая (гр. эпистема знание) - проблемы исторического познания.

«Компетентностный подход в обучении» - Компетентностный подход в обучении истории и обществознания. - Учиться знать - учиться делать - учиться жить - учиться быть. Пути реализации компетентностного подхода. Цель компетентносного подхода. Концепция модернизации российского образования – формирование ключевых компетенций. Взаимосвязи компетент-ностного подхода с другими технологиями.

Всего в теме 38 презентаций