Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Государство и экономика Сбалансированный бюджет в общегосударственных расходах

Прошу не опаздывать, вести себя прилично, не разговаривать, отвечая - вставать, быть активными в ответах. На парты не ставьте сумки, бутылки, кроме тетрадок и ручек на столе ничего не должно быть.

Определения, которые я вам напечатала, надо выучить. Посмотреть ход решения задач, такие задачи и будем решать.

За хорошие ответы студены будут поощрены.

Тема открытого занятия: Бюджетно-налоговая политика

Перед решением каждой задачи спрашиваю основные определения:

Термины к 1 задаче :

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения

налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Формула мультипликатора государственных расходов :

– изменение равновесного объема производства;

– увеличение государственных расходов;

– мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (МРС).

Мультипликатор налогов:

– изменение налогов.

Налоговый мультипликатор указывает, что когда происходит приращение общей суммы налогов, то доход и выпуск продукции вырастает на сумму, которая в раз превосходит увеличение налогов. Налоговый мультипликатор всегда является отрицательной величиной.

Мультипликатор сбалансированного бюджета :

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Задача № 1 . Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (Y - Т + F) (потребление);

I = 60 (инвестиции);

Т = 40 (налоги);

F = 10 (трансферты);

G = 30 (государственные расходы)

Y - объем производства

0.8 – предельна склонность к потреблению

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

Какова величина мультипликатора госрасходов?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

Что происходит с кривой планируемых расходов?

Как изменится равновесный уровень дохода?

Какова величина мультипликатора налогов?

Как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

Что происходит с кривой планируемых расходов?

Как изменится равновесный уровень дохода?

Что происходит с эффектом мультипликатора?

Как изменится сальдо госбюджета?

Решение

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, 1, Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно Y:

Y = 20 + 0,8 (Y 40 + 10) + 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: Y=430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 1):


Для расчета изменения равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В воспользуемся формулой мультипликатор государственных расходов:

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалансирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -ΔТ*МРС =-10 х 0,8 = -8 (см. рис. 2):



Равновесный уровень выпуска снизится на величину:

– формула мультипликатора налогов

Экономика переместится из точки А в точку В, где равновесный объем производства составит 390.

Мультипликатор налогов равен:

После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.


г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис 3):

Рисунок 3

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440.

Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У - 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

Задача № 2 . (формулы из задачи № 1).

Экономика страны характеризуется следующими данными:

Фактический доход (Y) = 4000 долл.

Предельная склонность к потреблению (b) = 0,8.

Равновесный доход (Y*) = 4200 долл.

а) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Y* = 4200 долл.)?

б) Как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

А) Δ Y = Δ G* b, где Δ Y – прирост дохода, Δ G – прирост государственных расходов.

Δ Y = Y* - Y = 4200 долл. – 4000 долл. = 200 долл.

М = 1/1- b = 1/1-0,8 = 1/0,2 = 5

Δ G = 40, т.е. государственные расходы должны увеличиться на 40 долл.

Б) Δ Y = Δ Т* мультипликатор налогообложения, где Т – налоги.

М налогообл. = = -4

MPS – предельная склонность к сбережению

200 = Δ Т * (-4)

Δ Т = -50, т.е. налоги должны быть уменьшены на 50 долл.

Определения ко 3 задаче:

Основными структурными инструментами государственного бюджета выступают: доходы государственного бюджета (налоги, сборы); расходы государственного бюджета (финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление).

Основными видами состояние государственного бюджета являются:

1. Нормальное – в этом случае расходная часть равна доходной.

2. Дефицитное, т.е. расходная часть превышает доходы.

Основными формами дефицитного бюджета являются:

- структурный дефицит – дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов. Это разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости;

- циклический дефицит – дефицит, возникающий в результате циклического падения производства и отражающий кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Задача № 3 : Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4У, функция трансфертов F = 0,2У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства (У) равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления (Т) =0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета = 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит = = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета = фактический дефицит- структурный дефицит 200 – 100= 100.


Похожая информация.


Сущность стабилизационной политики, постоянно проводимой правительством, сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и дохода. Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции .

Современная рыночная эконо-мика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным хозяйством, которое допол-няется государственным регулированием.

Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

- поддержания социальной сферы и социальной защи-ты населения (здравоохранение, развитие культуры, вып-латы заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий и пособий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных и т.д.);

- развития приоритетных областей хозяйства (финан-сирование научно-исследовательских разработок, поддерж-ка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т.д.);

- обеспечения обороны и безопасности государства (содержание армии, финансирова-ние военно-промышленного комплекса);

- поддержки международных отношений (взносы в меж-дународные организации для обеспечения участия в них государства и т.п.).

Для выполнения всех этих функций правительством страны раз-рабатывается и проводится бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, которая объединяет в себе ме-роприятия по формированию целостного устройства бюд-жетной системы и налоговой системы государства.

Фискальная политика (от лат. fisc - налог) - совокупность правительственных мер по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Кейнсианская теория рассматривает эту политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен, т.к. государство выражает не частные интересы, как фирмы и домохозяйства, а общественные. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ВНП (ЧНП , НД) через изменение совокупных расходов (совокупного спроса).


К фискальной политике относятся только такие манипуляции бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег в обращении.

Фискальная политика складывается из дискреционной и автоматической.

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) - это сознательное изменение величин налогов и государственных расходов со стороны правительства с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты этой политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G ).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики; на разных фазах экономического цикла эта политика использует различные инструменты (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Государственная экономическая политика в периоды спада (а) и подъема (б)

В период экономического спада (недостаточного спроса) осуществляется стимулирующая дискреционная политика (политика бюджетной экспансии, экспансионистская ), которая складывается из роста государственных расходов и снижения налогов, что предотвращает падение производства и направлено на увеличение совокупного спроса. Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 8.1, а) - добиться увеличения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов (АЕ - aggregated expenses).

В период экономического подъема (избыточного спроса) осуществляется сдерживающая (рестрикционная ) фискальная политика, направленная на сокращение совокупного спроса путем уменьшения государственных расходов и (или) роста налогов. Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 8.1, б) - добиться снижения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов (АЕ ).

Также часто применяется и комбинированная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно.

Воздействуя таким образом на совокупный спрос, дискреционная фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного выпуска в стране. Это влияние имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных расходов (закупок), налогов и сбалансированного бюджета .

Мультипликатор государственных расходов (m G ) - отношение изменения равновесного выпуска и дохода к изменению величины государственных закупок товаров и услуг, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг.

Данный мультипликативный эффект рассмотрим на примере стимулирующей фискальной политики (рис.8.2).

Рис. 8.2. Эффект мультипликатора государственных расходов

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на ?G сдвигает функцию планируемых расходов АЕ вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение государственных расходов имеет явно мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ?G .

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг ?G . При этом объем выпуска и совокупный доход сокращаются больше чем на ?G благодаря эффекту мультипликатора (см. рис. 8.2 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Его формула расчета аналогична мультипликатору инвестиций:

Это доказывается алгебраически для трехсекторной экономики (с участием государства). В точке равновесия Y = АЕ = С + I + G = (a + MPC*Y) + I + G . Решим это уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что .

Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект дает увеличение любого компонента автономных расходов (см. тему 5)

Экономический смысл мультипликатора государственных расходов. При увеличении государственных расходов планируемые совокупные расходы увеличиваются на ?G . В ответ на ту же величину возрастет объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 = ?G (?Y 1 - это первичный прирост совокупного дохода).

Рост совокупного дохода вызовет, в свою очередь, увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС * ?Y 1 . Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину: ?Y 2 = ?Y 1 * МРС = ?G*МРС (?Y 2 - это вторичный прирост совокупного дохода и т.д.).

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС*?Y 2 .

Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут следующим образом:

?Y 3 = ?Y 2 * МРС = (?Y 1 *МРС) * МРС = (?G * МРС) * МРС и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС = ?G * МРС n -1 .

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов .

Мультипликатор налогов (m Т ) - отношение изменения равновесного выпуска к изменению налоговых поступлений, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов.

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов. Функция потребления принимает вид: .

В период экономического спада сцелью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Эффект налогового мультипликатора

Сокращение подоходных налогов на увеличивает располагаемый доход домохозяйств на ту же величину (?Y d = -?T ). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS*?Y d = -MPS*?T и на увеличение потребления на сумму MPС*?Y d = -MPС*?T . В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на величину MPС*?T и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов .

Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, т.к. при изменении налогов потребление изменяется частично (часть располагаемого дохода используется на сбережения), тогда как каждая единица прироста расходов государства оказывает прямое воздействие на объем выпуска и дохода.

Поэтому :

Знак «минус» означает отрицательное воздействие роста налогов на объем выпуска и дохода.

Это также доказывается алгебраически. В точке равновесия имеет место равенство Y = С + I .

Введем функцию потребления с учетом налогообложения:

Решим данное уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

Где - налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор по модулю может быть и больше, и меньше единицы, но в любом случае по модулю он меньше мультипликатора государственных закупок согласно (8.2).

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение уровня подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на величину?Т*МРС . При этом объем производства и совокупный доход сокращаются по модулю больше чем на?Т благодаря действию налогового мультипликатора (см. рис. 8.3 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Экономический смысл налогового мультипликатора. Рассуждения во многом аналогичны выводу мультипликатора государственных закупок. При сокращении подоходного налогообложения на планируемые расходы увеличиваются на -?Т*МРС . В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 =-?Т*МРС . Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС =- ?Т * МРС n .

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Одновременное воздействие изменения государственных расходов и подоходных налогов на изменение объема производства и совокупного дохода представляется следующей формулой:

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что одинаковые увеличения государственных расходов и налогов ведут к росту равновесного выпуска на величину их прироста (это очевидно из (8.3)). Изменение государственных расходов имеет наиболее сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы прямо и непосредственно влияют на совокупные расходы, а изменение суммы налогов влияет косвенно - через изменение доходов после уплаты налогов, что изменяет величину потребительских расходов. Он всегда равен 1 (та как ), что равнозначно отсутствию мультипликативных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность фискальной политики .

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

3.3. Мультипликатор государственных расходов.

Итак, государственные рас­ходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального про­изводства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также облада­ют мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государствен­ных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения госу­дарственных расходов на закупку товаров и услуг:

Прирост ВНП

Прирост государственных расходов

Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состоя­ние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.

Рис. Мультипликатор государственных расходов

Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.

Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.

3.4. Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай.

Если экономика находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.

Рис. Ликвидная ловушка

Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента.

Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS", но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Та­ким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения , точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от на­клона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.

В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку про­цента, то и доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает уве­личение дохода, а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций.

При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения выпуска продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежного предложения).

Рис. Классический случай

3.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Налоги и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться. Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна и та же, то эффекты их применения будут бесполезными.

Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалан­сированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия про­тивоположных сил,- налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их между собой, чтобы найти муль­типликатор сбалансированного бюджета. Для решения этой задачи предпо­ложим, что суммы государственных расходов и величина собранных нало­гов равны между собой и составляют 20 единиц.

Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предель­ная склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликацион­ные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS - 1:4.

Увеличение государственных расходов (G) вызовет цепную реакцию ро­ста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор го­сударственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонно­сти к сбережениям (если MPS =-1:4, то Мц = 4).

  • 13.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 16.Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.Совместное равновесие двух рынков is-lm.
  • 17.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса.Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 25.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 26. Создание банковской системой «новых» денег. Банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор
  • 27.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 28. Передаточный механизм дкп. Жёсткая, мягкая и эластичная дкп. Политика «дешёвых» и «дорогих» денег
  • 31. Совокупн. Предложение в кратк. И долг. Периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рац ожид-й. Кривая Филлипса в теории рац. Ожиданий.
  • 35. Эк. П-ка стимул-ия сов. Предл-ия as и кривая Лаффера.
  • 36.Стаб. Пол-ка:понятие,цели,инстр-ты.
  • 37.Пол-ка занятости, ее напр-я и методы.Пол-ка занятости в рб.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39 Основные взаимосвязи в открытой экономике
  • 40.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 41.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 42.Макроэкономическая политика в малой открытой экономике. Факторы, осложняющие проведение эффективной экономической политики.
  • 43,44,45. Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе
  • 46.Деловые циклы и экономический рост.
  • 47.Показатели и факторы экономического роста.
  • 48.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 49,50,51,52. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 53 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 56.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 57. Методологические основы неоклассической школы
  • 58. Классический подход,закон Сэя
  • 59. Альтернативные теории потребления
  • 60. Внешний гос.Долг рб
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

    Дефицит бюджета – это превышение расходов гос-ва над доходами. Причины бюдж. деф-та: 1. Наличие крупных программ развития эк-ки 2. Наличие спада в эк-ке 3. Войны, стихийные бедствия, милитаризация эк-ки 4. Резкое увеличение гос. расходов в связи с инфляцией 5. Расширение трансф. платежей, введение налоговых льгот в предвыборные годы. Виды бюдж. деф-та: 1) Структурный. Образ-ся, если прав-во сознательно закладывает превышение расходов над доходами. 2) Реальный. Тот, кот. складывается на самом деле. 3) Циклический. Это разница м/у реальным и структурным. Способы покрытия бюдж. деф-та: 1 – Повышение налоговых ставок или введение спец. налогов. 2 – Долговое финансирование (внутр. и внешн.). Внутр. долг. фин-ие – это выпуск и продажа гос. ценных бумаг на внутр. рынке своим субъектам хоз-ия и потребителям. Внешнее – это продажа гос. ценных бумаг иностр. гос-вам, их правительствам, субъектам хоз-ия и потребителям. 3 – Ден. финансирование (монетизация бюдж. дефицита). Возможны 2 варианта: Прямая эмиссия денег, Предоставление центр. банком заёмных ср-в правительству. 4 – Внешние займы. (у иностр. правительств и междунар. организаций) 5 – Сеньораж. Это доходы эмиссионного института, кот получены за счёт монопольного права на проведение ДКП, в том числе ден. эмиссии. Гос. расходы, кот финанс-ся за счёт эмиссии денег, осущ-ся за счёт присвоения рес-в частного сектора, покупат. способность кот. снижается в усл-ях инфляции, т. е речь идёт об инфляц. налоге. Способы регулир-ия бюдж.деф-та: 1ая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Возникают проблемы с реализацией ФП. 2ая концепция:бюджет должен баланс-ся в ходе эк. цикла, т. е. в период спадов прав-во сознательно идёт на бюдж. деф-т, а в периоды подъёмов образ-ся профицит. 3ая «Концепция функциональных финансов»: гл. цель – обеспечение равновесия, а на бюдж. деф-т можно не обращать внимания. Фин. положение страны считается нормальным, если бюдж. деф-т не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

    23. Гос.долг и регулирование гос.долга Гос.долг – сумма задолженностей страны своим или иностранным юр. и физ.лицам, правительствам др.стран и междунар.орг-циям. Он включает в себя сумму накопленных бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов и суммы фин.обязательств кредиторам. Виды гос.долга: 1)внутренний (сумма задолженностей гос-ва своим физ. и юр.лицам); 2)внешний (сумма зад-стей иностр. физ. и юр.лицам, иностр. правительствам и меджунар. орг-циям). Последствия внутр.гос.долга: 1 - его рост опасен для эк-ки с низким уровнем доходов и сбережений, т.к. очень резко падают доходы нас-я и уровни жизни и осущ-ся эф-кт вытеснения Последствия внешнего гос.долга: 1 – снижение уровня жизни в стране; 2 – кредитор может потребовать от заемщика выполнения определенных обязательств. Фин.положение страны считается нормальным, если гос.долг не превышает 50% ВВП. Меры по упр-ю гос.долгом: 1)конверсия – изм-е доходности займов в сторону или ↓; 2) консолидация – изм-е сроков погашения обычно сторону роста; 3) обмен облигации по регрессивному соотношению, это зн. несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую; 4) отсрочка погашения займа, исп-ся прав-вом когда выпуск новых займов не приносит эф-кта из-за больших % по гос.долгу; 5) аннулирование гос.долга – полный отказ от обязательств.

    24. Использование модели IS LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики Стабилизационная экономическая политика использует в качестве инструментов макроэкономического регулирования фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим дей­ствие фискальной политики в модели IS -LM .

    У с У У 2 У

    Предположим, что первоначально общее равновесие на рын­ках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной став­ке г Е и доходе Y E (рис. 6.10).

    модель IS -LM показывает, что рост госу­дарственных расходов вызывает как увеличение дохода с Y E до У1, так и рост процентной ставки с г Е до Т\, При этом доход уве­личивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение дру­гих автономных расходов, снижение налогов) частично вытес­няет планируемые частные инвестиции и потребительские рас­ходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения. На рис.. он ра­вен У 2 - У]. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением сти­мулирующей фискальной политики.

    Эф-ть фискальной политики-положит моменты:-помогает избежать эк-х щоков-сглаживание эк-го цикла-уменьшение диф-ии в обществе-увелич объма производства засчет роста AS и AD Допустим гос-во увеличивает гос закупки и снижает налоги. Это приведет к 2 последствиям:-возрастет AD и объем производства-через внижение налогов произойдет сдвиг кривой AS. Как следствие, объем производства возрастет с Y1 до Y3 Проблемы реализации фискальной политики: -для нее хар-ны длительные временные лаги: Внутренний (от осознаний начала спада до необходимости принятия решений; от принятия решений до самих действий) Внешний(от принятия мер до рез-в в экономике) -сложно рассчитать влияние параметров фискальной политики на сов расходы и объем производства -эф-т вытеснения (гос расходы вытесняют частные) 2 причины противодействия этому эф-ту:1) Стимулир фиск политика приводит у росту деловой активности, частне инвесторы могут увеличить свои инвестиции даже в случае роста ставки процента 2) При анализе эф-та вытеснения исходят из сбережений, однако в случае фиск-й политики растет доход и сбережения -проблема реализации автономной фискальной политики(когда эк-ка выходит из спада, автономная фиск-ая политика тормозит эк-ку) -оказывает воздействие политико-экономический цикл -для оценки резервов фиск политики исп-ся бюджет полной занятости, но он не всегда может оценить эк-ю конъюктуру БНП в РБ:Направлена на стимулирование эк-ко роста и структурную перестройку в экономике.Направления ее реализации :1) Улучшение налоговой структуры засчет повышения доли прямого налогообложения2) Уменьшение налоговой нагрузки на фонд зарплаты3) Уменьшение налоговой нагрузки на экономику4) Повышение стимулирующей роли таможенной политики5) Выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков.

    Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ.

    Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели:

    Ур-нь или норма налогообложения . Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. = ∑нал поступл/ВВП.

    - предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП

    - налоговый мультипликатор , т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8)

    - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий.

    В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

    С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

    Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

    радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

    оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

    концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

    повышение эффективности управления государственным долгом.

    снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

    повышение эффективности управления государственными финансами;