Экономический кризис международное регулирование стратегия. Глобальный финансово-экономический кризис. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российская международная академия туризма

Факультет: Менеджмент туризма

Кафедра: Менеджмента и информационных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине "Антикризисное управление"

тема: Государственное регулирование кризисной ситуации

Студентка курса 3МТ6 группы

Шанаева Анастасия Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-методологические основы изучения проблем государственного регулирования кризисных ситуаций

1.1. Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций

1.2 Система государственного регулирования кризисных ситуаций

2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

2.1. Основные процессы государственного регулирования

3. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

3.1 Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг

3.2 Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Государство являет собой общественный институт, созданный и поддерживаемый посредством целенаправленной деятельности проживающих на определенной территории людей с целью выражения и реализации их воли (интересов), а также координации и согласования взаимодействий всех граждан (социальных групп) в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности.

На рубеже XX-XXI веков функции государства были подвергнуты трансформациям. По сути дела, государственное регулирование выступает в качестве организующего начала, своеобразного управляющего параметра. Восстанавливая своими действиями нарушаемый по каким-то причинам механизм обратных связей, государство создает его дополнительные звенья, выполняя, таким образом, свою роль в процессе самоорганизации сложных систем.

При необходимости оно может брать на себя часть функций экономических агентов. Но, по существу, и в этом случае оно выполняет ту же роль - создает условия для выполнения экономикой своих функций в обществе.

С конца 2008 - начала 2009 года Россия начала ощущать на себе последствия мирового экономического кризиса в полном мере, при этом вползая в рецессию - одной из последних экономически развитых стран. Кризис сопровождается совокупностью девальвационных процессов, свертыванием социальных программ и гарантий, наконец, массовыми сокращениями и увольнениями работников, численность которых только по официальным данным достигла более 6 миллионов экономически активного населения в конце 2008 года.

В условиях мирового экономического кризиса роль и значение государственного регулирования кризисных ситуаций неуклонно возрастает. Государство должно проводить разумную и сбалансированную денежно-кредитную и финансовую политику, государство должно способствовать выходу из кризиса реального сектора экономики, осуществлять поддержку социально незащищенных граждан, пострадавших в результате мирового экономического кризиса.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1 Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций

В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов -- постоянное явление. Первопричиной и возможностью возникновения экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров.

Р.Р. Ахметов отмечает, что "сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях".

Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 г., где к тому времени капитализм стал господствующим строем. Следующий кризис, разразившийся в 1836 г., охватил Великобританию и США. Кризис 1847 г. затронул почти все страны Европы. Первый мировой экономический кризис относится к 1857 г. Это был самый глубокий кризис со времени начала капиталистического развития. Кризис 1873-1878 гг. охватил большинство европейских стран и США и превзошел все предыдущие по своей продолжительности. Мировые экономические кризисы происходили в 1900--1903, 1907, 1920 гг., но все они не шли ни в какое сравнение с мировым кризисом 1929-- 1933 гг. Он продолжался более четырех лет и охватил весь капиталистический мир и все сферы экономики.

После этого кризиса депрессия была затяжной. Вслед за некоторым оживлением в 1937 г. наступил новый кризис, характерный тем, что ему не предшествовала фаза подъема. Новый кризис хотя и был слабее предыдущего, но протекал весьма остро. Общий объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился на 11%, а в США -- на 21, выпуск автомобилей уменьшился на 40%. Развитие и обострение этого кризиса было прервано Второй мировой войной 1939-1945 гг.

После Второй мировой войны в 1948-1949 гг. разразился локальный экономический кризис, который охватил США и Канаду. В США объем промышленной продукции тогда упал на 18,2%, в Канаде -- на 12, а общий объем промышленного производства развитых капиталистических стран сократился на 6%. Экономические кризисы в капиталистических странах происходили также в 1953-1954 и 1957-1958 гг. Но самым глубоким в послевоенный период стал экономический кризис 1973-1975 гг. Э.А. Уткин отмечает, что "он распространился на все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции". Характерной особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства -- энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему.

Точки зрения различных ученых на причины экономических кризисов весьма-противоречивы. Принципиальным отличием позиции К. Маркса по данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.

Представители неоклассической и либеральной школ выдвигают различные причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство. Но возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной, кризисов.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге "Экономика" отмечает следующие:

Денежная теория, которая объясняет причины возникновения цикла экспансией (сжатием) банковского кредита;

Теория нововведений, объясняющая экономический цикл использованием в производстве важных нововведений;

Психологическая теория, трактующая цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;

Теория недопотребления, усматривающая причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано;

Теория чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование;

Теория солнечных пятен -- погоды -- урожая.

При оценке взглядов ученых-экономистов на кризисы и их причины следует отметить, что эти взгляды трансформировались во времени вместе с изменением самой социально-экономической действительности. С учетом этого заслуживает внимания точка зрения ряда российских экономистов, которые выделяют три этапа в развитии взглядов на цикличность в кризисных явлениях.

Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 30-х гг. XX в. В этот период преобладали суждения о том, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме, либо они носят лишь случайный характер и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать.

Второй этап охватывает период с середины 30-х до середины 60-х гг. XX в. Выделение этого периода связано с трудами Дж. М. Кейнса, и прежде всего с его выводом о том, что экономические кризисы (точнее, депрессия, застой) неизбежны в условиях классического капитализма и вытекают из природы присущего ему рынка. Кейнс одним из первых среди западных экономистов прямо заявил, что капиталистический рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, отчего цены и заработная плата являются негибкими. В качестве принципиально необходимого средства сглаживания проблем кризиса и безработицы Кейнс выдвинул идею обеспечения государственного вмешательства в экономику в целях стимулирования эффективного совокупного спроса. К его заслугам в исследовании фактора цикличности следует также отнести разработанную им теорию мультипликатора, которая в последующем стала широко использоваться при анализе причин цикличности.

Третьим этапом в исследовании причин экономических циклов является период с середины 1960-х гг. до настоящего времени. В этот период, во-первых, стало уделяться особое внимание разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем именно эндогенные факторы стали объектом пристального изучения. Во-вторых, определилась позиция ряда специалистов, согласно которой государство в развитых странах далеко не всегда стремится к антикризисному регулированию, сглаживанию, циклических колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а нередко проводит так называемую проциклическую политику, то есть провоцирует и поддерживает цикличность.

А.И. Дудник отмечает, что "исследования природы цикличности воспроизводства в условиях государственного регулирования экономики способствовали развитию новых взглядов и концепций по данной проблеме". В их числе концепции "равновесного делового цикла" и "политического делового цикла".

Первая отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой концепции, государство наряду со многими присущими ему функциями выполняет роль своеобразного генератора денежных "шоков", которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве.

Вторая концепция ("политического делового цикла") базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филлипса, т.е. существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Ее сторонники полагают, что экономическое положение внутри страны существенным образом влияет на популярность правящей партии.

Для предприятия различают внешние и внутренние причины кризиса. Внешними причинами называются те, на которые предприятие не может воздействовать, или это воздействие может быть незначительным. К внешним причинам относят международные и национальные факторы.

Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей, в свою очередь, от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах), от международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за применения более высоких технологий или более дешевого труда).

Национальные факторы могут быть обусловлены причинами политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера.

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности" и принципах государственного регулирования экономики, а также в отношении к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках -- платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения т.е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.

Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

Регулярные кризисы перепроизводства дают началу новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы. Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 г. А в 1953-1954 и 1960-1961. гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером является банковский кризис в Германии 1932 г.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы, бывают национальными и международными. К последним относятся кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой. В 1970-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают вопросы, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

? кризис как результат " внешнего " шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

? циклические кризисы. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

? структурный (большой) кризис. Любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

? кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

? кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм -- форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными закономерности, на которых базируется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Таким образом, кризис -- это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные.

1.2 Система государственного регулирования кризисных ситуаций

Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий. С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

· поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

· предупреждение и недопущение кризисов в экономических и социально значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

· уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

Целью государственного регулирования кризисных ситуаций является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста а на этой основе повышение благосостояния народа Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель, что видно из рисунка 1.1.

Рис. 1.1. Цель государственного регулирования

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы: административные и экономические.

Административные меры основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создание условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Административные меры выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления. При этом основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены. Применяемые административные распоряжения как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжения.

Экономические меры базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии. Они оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности. Также экономические меры предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за принимаемые действия и их последствия и побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска.

Подобные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис - это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.

Выделяют две основные формы государственного регулирования:

I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение;

II. Косвенные, предполагающие опосредованное воздействие государства.

Примерами прямого воздействия можно назвать создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного воздействия - соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.

Правительство страны несет ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве. Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.

2.2 Процессы государственного регулирования кризисных ситуаций

Государственное антикризисное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Во-первых, это антициклическое регулирование, которое заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. Негативные последствия цикличности развития, особенно отрицательное, вынуждает государства проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства. Эти мероприятия имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

К основным мероприятиям антициклической политики относят:

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, то есть на денежное предложение. Во время подъемов государство сокращает денежную массу, колличество денег, которые находятся в обращении, а во время кризиса наоборот увеличивает.

2. Фискальная политика, которая предполагает маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику. Во время подъема экономики происходит увеличение налогов и сокращение расходов бюджета, а соответственно, в кризисный период налоги сокращают и увеличивают расход бюджета. Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что ведет к падению производства, доходов и занятости. Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается.

3. Политика заработной платы. Она строится следующим образом: во время подъемов происходит понижение заработной платы, а в кризисные периоды проводится противоположная мера - повышение заработной платы.

4. Инвестиционная политика. Данная мера предполагает сокращение государственных расходов во время подъемов экономики, и увеличение государственных инвестиций во время кризиса.

Следующий метод регулирования - это управление ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Данная мера предполагает увеличение ставки во время кризисных периодов и ослабление ставки во время подъемов. Можно проследить как менялась ставка во время глобального кризиса 2007 - 2010 г. Указами ЦБ ставки менялись следующим образом:

Также регулирование осуществляется в виде воздействия на производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).

Нормативно законодательная деятельность тоже осуществляет регулирование. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют "прямое действие на всей территории Российской Федерации". Основным документом является также Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.

3. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

3.1 Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг

С кризиса 1998 года прошло уже более десяти лет и в течении этого времен в нашей стране повышался экономический рост, повышалось благосостояние людей. Но в конце 2007 года Россия опять столкнулась с серьезной экономической проблемой - глобальный экономический кризис, который привел к падению производства, росту безработицы и снижению доходов населения.

У воздействия глобального экономического кризиса есть свои особенности, которые характерны для нашей страны, и они связаны с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Для российской экономика основная проблема заключается в следующем - очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Ключевую роль в нашей экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт металлов и иного сырья. Но в результате кризиса снизились цены и спрос на практически все товары российского сырьевого экспорта.

Следующая проблема - это недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики, то есть, когда начались проблема в сырьевых секторах, то проблемы от этих отраслей начали распространяться на смежные. И как результат произошло значительное падение промышленного производства, повысился рост числа безработных, снизились заработные платы и ряд других негативных последствий.

Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, а именно банков. Многие российские предприятия, которые довольно быстро развивались в предкризисные годы и выходили на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, а сроки кредитования меньше, что заставляло занимать кредиты за рубежом. Но во время кризиса зарубежные рынки капитала стали для предприятия недоступны.

Национальная экономика в предкризисные годы развивалась во многом за счет внешних источников - это высокие цены на сырье, дешевые кредиты иностранных банков. Но в начале кризиса России необходимо было найти внутернние источники роста для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития.

В октябре - декабре 2008 годы правительство начало реализацию антикризисных мер, на это его подтолкнуло то, что кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, и произошло резкое падение производства. Была принята "Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год", которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.

Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:

1. Выполнение социальных обязательств перед населением, что подразумевало оказание поддержки граждан, наиболее пострадавшим от кризиса: создание временных рабочих мест; выделение средств на переквалификацию и развитие малого бизнеса.

2. Укрепление национальной экономики: активизация внутреннего спроса на отечественные товары; поддержка предприятий, внедряющих инновации.

3. Поддержка инновационных проектов; поддержка энергосберегающих технологий и развитие высокотехнологических отраслей, в том числе авиа- и судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика.

4. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования; сокращение перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации; антикоррупционные мероприятия; поддержка малого и среднего бизнеса за счет снижения налогов и расширения доступа к госзакупкам.

5. Повышение эффективности банковской системы за счет расширения ресурсной базы и повышения ликвидности финансовой системы; за счет повышения доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора обеспечения санации банков.

6. Проведение макроэкономической политики Правительства РФ и Банка России, направленной на сохранение устойчивых позиций курса рубля и снижение инфляции, а также на проведение денежной политики.

Итогами антикризисных мероприятий Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан. "В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований. Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию" - так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В. В. Путин.

Несмотря на положительные результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня. Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации "остаточных" негативных последствий. Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.

Таким образом, в 2010 г. было запланировано улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и нормализации деятельности банковской системы.

Хотелось бы сказать, что никакое новшество не может работать без ошибок первых шагов, страна перенимает опыт развитых стран, строит направления совершенствования, и далее многое зависит от способов реализации.

3.2 Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг

Кризис 2008 - 2009 гг. оказался для нашей страны серьезным испытанием. Особенность сложившейся ситуации заключалась в том, что основные негативные тенденции, стали следствием развития событий в мировой экономике.

Так как для России наблюдаемый экономический спад был уникален, то прогнозирование его длительности и последствий, становится сложной задачей. От того насколько точно будут определены характеристики кризиса, а именно его глубина и продолжительность, зависят и решения власти о том, чтобы минимизировать его последствия.

Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. Приоритеты программы следующие: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы, обеспечение макроэкономической сбалансированности, выдержка курса на стабильность национальной валюты, снижение инфляции; принятие действий по повышению эффективности и конкурентоспособности экономики, ускоряющие переход на инновационный тип развития.

Семь основных приоритетов работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг.

1. Публичные обязательства государства перед населением выполняются в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание уделено сохранению трудового потенциала. Расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5. Бизнес освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпринимает все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание уделено скорости принятия и реализации решений.

7. Правительство и Центральный Банк реализовывают ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста. кризис экономика цикличность оздоровление

Правительство Российской Федерации и Банк России приняли меры по оздоровлению Российской экономики в 2009 году. Среди основных можно выделять следующие: усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости (выделено 695,8 млрд. руб); социальная защита (447,9 млрд. руб); софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (43,7 млрд. руб); увеличение размера пособия по безработице (29,8 млрд. руб); проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации; сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала (675,4 млрд. руб); общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями (302, 0 млрд. руб); меры налогового стимулирования (296 млрд. руб); поддержка отдельных отраслей экономики (373,4 млрд. руб); обеспечение финансовой поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса (70 млрд. руб); повышение устойчивости национальной финансовой системы (485 млрд. руб); взаимодействие Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер (300 млрд. руб).

Таким образом , выше были перечислены наиболее значимые негативные последствия финансового кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что было в 2008-2010 годах в экономике и социальной сфере. Проблем действительно было много и решать их необходимо было комплексно.

Глобальный экономический кризис носил системный характер, затрагивал большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влиял на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Была велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывало эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходило из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

В итоге России удалось выбраться из кризиса, это свидетельствует о том, что государство принимает правильное решение в регулировании подобных ситуаций. Проблемы и пробелы в существующих программах все равно присутствуют, ведь не существует ничего идеального. Поэтому нежно учитывать опыт прошлых лет, делать поправки в программах антикризисных мер, чтобы минимизировать потери во время кризисных ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобальный экономический кризис 2008-2009гг. стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учёта.

Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризиса мир столкнулся с серьёзными экономическими потрясениями и - как результат - с ростом глобальной социальной нестабильности.

В условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Кризис 2008 - 2009 гг. показал, что поддержание такой дисциплины остаётся нерешённой задачей, как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.

Помимо этого, глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Новая международная структура финансовых отношений, по мнению Д.А. Медведева, должна строиться на принципах: совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования; демократичности и равномерной ответственности за принятие решений; достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации; прозрачности деятельности всех участников; справедливого распределения рисков.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Албегова И.М. Государственная экономическая политика/ И.М. Албегова, Р.Г. Емцова, А.В. Холопов. -М.: Дело и сервис, 2008

2. Ахметов Р.Р. О влиянии мирового финансового кризиса на российские финансовые рынки. Финансы и кредит. - 2008.№28.

3. Гамзаева Г.Е. Антикризисное управление: сущность, цели, задачи. 2007. С. 126.

4. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы/ "Маркетинг в России и за рубежом", 2009. С.12

5. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе рыночных отношений в России/ Р.Р. Дохина: Академия управления "ТИБСИ":2009

6. Дудник А.И. Антикризисное управление. 2005. С. 14.

7. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие \ С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской. - М.: КНОРУС, 2009. - с. 29-32.

8. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник (ГРИФ). -М.:ИНФРА-М, 2007

9. Кушилин В. - государственное регулирование экономики: назревшие решения// Журнал "экономист".2007 №11

10. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 2005. С. 79.

11. Ушанов П.В. Антикризисное управление: социально-психологические аспекты. Деньги и кредит. 2008. С. 63.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства. Экономические циклы начального периода (в эпоху классического капитализма) и современные. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Основания классификации кризисов.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2012

    Методы государственного регулирования и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Сущность прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Система инструментов регулирования экономики. Финансовая и денежно-кредитная политика.

    реферат , добавлен 03.03.2009

    Предмет, научные основы и концепции государственного регулирования экономики, роль и место государства в экономических системах и моделях рыночной экономики. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования и антимонопольного регулирования.

    курс лекций , добавлен 31.01.2012

    Кризисы в социально-экономическом развитии. Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Кризисы в системе государственного управления. Циклическое развитие кризисов в развитии организации.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Предмет, задачи и методология государственного регулирования экономики в современных экономических реалиях. Основные направления государственного регулирования: социальная политика, финансовая политика и денежное обращение, развитие регионов, экология.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Причины цикличности экономики и основные виды экономических циклов. Фазы промышленного цикла и механизм их смены. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России. Государственное фискальное и кредитно-денежное регулирование.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Сущность рыночного и государственного регулирования в условиях "смешанной экономики". Анализ ситуации на рынке жилой недвижимости в период финансового кризиса. Характеристика экономических методов управления рынком недвижимости в кризисных ситуациях.

    реферат , добавлен 07.10.2012

    Сущность государственного регулирования экономики. Политика государственного регулирования экономики. Социальная политика государства. Финансовая политика государства: налоги, государственный бюджет. Государственное регулирование экономики в России.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2007

    Государственное регулирование: стратегия и движущие силы трансформации экономики. Экономика как объект общественного регулирования. Современные задачи государственного регулирования. Государственный механизм регулирования экономических процессов.

В 1990-е гг. в работах многих западных исследователей особое внимание уделялось разработкам основных положений стратегии урегулирования кризисов. Главная задача этих разработок – преодоление "дилеммы целей", т.е. противоречия между защитой собственных интересов и попытками избежать мер, способных вызвать нежелательную эскалацию (Georg . 1991. Р. 22). В этой связи выделяются оборонительные и наступательные стратегии урегулирования кризисов.

А. Джордж описывает пять наступательных стратегий по разрешению кризисной ситуации: 1) шантаж; 2) ограниченный зондаж; 3) сдержанный нажим; 4) fait accompli (свершившийся факт) и 5) медленное истощение. Некоторые из этих стратегий лиши угрожают действиями, которые могли бы нанести ущерб (например, шантаж), а другие связаны с различными мерами воздействия на противника, отличными по степени силы, которую применили (или применением которой угрожают).

Каждая из этих наступательных стратегий стремится сделать противника более податливым и снизить риск эскалации. Бросающая

вызов сторона может начать убеждать противника в том, что ее цели в кризисе носят ограниченный характер; что предпринятая акция не подразумевает наличия более глубокой, всепроникающей враждебности к противнику, которая позже будет выражаться в дополнительных вызовах; что в будущем, после того как нынешний кризис будет разрешен, установятся позитивные отношения.

У обороняющейся же стороны имеется ряд стратегий, призванных помешать попыткам противника изменить статус-кво в свою пользу. Когда для обороняющейся стороны становится важно то, что ее ответ может вызвать нежелательную эскалацию, она тоже оказывается перед необходимостью политического регулирования кризиса. Обороняющейся стороне нужно предпринять некие шаги против нанесения ущерба интересам, оказавшимся под угрозой, нo в то же время она избегает того, что могло бы вызвать эскалацию войны (или более высоких уровней военных действий).

Различают семь видов оборонительных стратегий: 1) принудительная дипломатия; 2) ограниченная эскалация вовлеченности для уста-ления правил игры, более благоприятных для обороняющейся стороны плюс попытки удержать оппонента от эскалации в порядке ответной реакции; 3) возмездие по принципу "око за око" без эскалации плюс сдерживание эскалации со стороны оппонента; 4) акцептирование "проверки потенциалов" в рамках ограничительных правил игры, избранных оппонентом, которые первоначально представляются невыгодными для обороняющейся стороны; 5) проведение черты; 6) демонстрация убежденности и решимости с целью не допустить просчета бросающей вызов стороны; 7) действия и предложения, помогающие выиграть время и дающие возможность изучить условия урегулирования кризиса путем переговоров, условия, которые могли бы удовлетворить некоторые (если не все) требования бросающей вызов стороны (там же. Р. 377-394).

Стратегии мира

Политика избегания кризисной ситуации тоже предполагает несколько видов стратегий. Реалистическая стратегия связана с необходимостью установления баланса сил, в условиях которого взаимное сдерживание наиболее сильными акторами агрессивных устремлений друг друга способствует сохранению мира и стабильности в международных отношениях. Неореалисты, обращая внимание на важность восприятия международными акторами друг друга, большое значение придают цели признания со стороны других акторов. Французский

исследователь Ж.-Ф. Феррье называет это одной из основных целей участников международных отношений (см. подробнее: Ferrier . 1996. P.121–130). Действительно, без признания других международные акторы не могут добиться более второстепенных целей. Это касается, например, социально-политических общностей или политических движений, стремящихся к самостоятельному государственному статусу. Для них признание со стороны других государств и общепризнанных МПО (прежде всего, со стороны ООН) связано с возможностью легитимной деятельности в качестве автономного, независимого актора. Именно этого в первую очередь добивались и все бывшие колониальные страны, и бывшие советские республики, и ООП, и сторЪнники Масхадова, стремящиеся получить хотя бы частичное признание Чечни в качестве самостоятельного игрока на международном поле. Государства, имеющие признанный статус и обязанные соблюдать правила игры (например, решения ООН, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения и т.п.), для которых по экономическим или политическим причинам выгодно показать свое признание добивающимся этого политическим движениям, сепаратистским силам или квазигосударствам, вынуждены (вместе с "претендентами" на признание) искать для этого различные уловки. Например, непризнанный в качестве независимого государства Тайвань имеет со многими странами торговые, экономические, культурные и отчасти политические отношения, которые поддерживаются через его "частные агентства" в этих странах. При этом в стремлении сохранить свою территориальную целостность государства ревностно следят за тем, чтобы территории, на которые они распространяют свой суверенитет, или же сепаратистские движения не получили признания со стороны других стран и МПО.

О значимости проблемы признания говорит и то, что от ее решения может зависеть стабильность международных отношений. Например, поспешное признание Хорватии и Словении Германией, которая опередила в этом ЕС, стало источником разногласий и противоречий в международных отношениях, продолжающихся и поныне. Как считает Ж.-Ф. Феррье, это признание стало одной из причин длительной драмы: так называемая общность без идентичности, т.е. территория, населенная сербами, хорватами и мусульманами, аккумулирует в себе проблемы других югославских провинций, не обладающих достаточной степенью цивилизационного единства (Ferrier . 1996. Р. 129–131). "Международное сообщество, – утверждает Ж.-Ф. Феррье, – показав редкую быстроту своей реакции, возможно, проявило чрезмерное усердие в своем гуманитаризме" (там же. Р. 130).

Вопрос о признании является центральным для одной из разновидностей большой стратегии, стратегии мира. "Стратегия умиротворяющего признания" , в противоположность стратегии баланса сил, направлена на то, чтобы сдерживать не столько силу другого государства (или других государств), сколько его страх (см. об этом: Osgood . 1962). Достижение этой цели/предполагает использование самых разнообразных средств: взаимное официальное-признание друг друга в письменной форме (примерами чего стали германо-германский договор 1972 г., Заключительный Акт СБСЕ 1975 г., Договор Осло 1993 г., Дублинский договор 1997 г.); принятие во внимание "символических интересов" друг друга, особенно тех, которые связаны с национальной идентичностью (святые места, национальные символы, исторические традиции ц т.п.); настойчивые усилия для установления связей с "противником" и постепенные уступки, как меры доверия и разоружения (Osgood . 1962; Lindemann . 2000. P. 529). "Неоидеалист" А. Вендт, противопоставляя рассматриваемый подход стратегии устрашения (которая связана с риском создания дилеммы безопасности), уверяет, что последний может значительно изменить "интерсубъектийную структуру" международных отношений. В качестве одного из примеров он называет политику открытости внешнему миру, которую в середине 80-х гг. XX столетия проводил М. Горбачев и которая позволила радикально изменить характер международных отношений (Wendt . 1994).

Стратегия умиротворяющего признания была описана Ч. Осгудом. Ее преимущества видят в том, что она основана не на односторонних уступках, а на взаимности. Она сочетает "кнут и пряник" и тем самым дает возможность возврата к политике закрытости в случае, если постепенные уступки будут неверно истолкованы. Иначе говоря, она не предрасположена к "подаркам" без осязаемой взаимности. Другое преимущество этой стратегии ее сторонники видят в том, что ее провал может относительно недорого стоить принявшему ее государству: будучи "постепенной", она предполагает на начальных этапах осуществление мер, которые носят преимущественно символический характер (Lindemann . 2000. Р. 529).

Вторая разновидность стратегии мира исходит из теории демократического мира. Ее сторонники, убежденные в том, что демократические режимы являются более миролюбивыми, чем тоталитарные или авторитарные, предлагают "продвигать" демократию во все новые страны (подробнее см., например: Risse-Kappen Th . 1996. P. 401–404). Более подробно эта стратегия (для США она является составным элементом стратегии расширения) будет рассмотрена в главе о международной безопасности.

Стратегия и дипломатия

До середины XX в. стратегия в теоретическом и практическом смысле считалась исключительной принадлежностью военного искусства и войн (см.: Кукулка . 1980. С. 126). Теперь такое мнение представляется ошибочным. Постоянные традиционные интересы государств – безопасность и процветание – могли осуществляться лишь при благоприятном соотношении сил. Поэтому традиционным средством достижения целей была не только война, но и "дипломатическо-стратегическая игра", направленная на установление такого соотношения. Роль стратегии в данном случае заключалась в том, чтобы дипломатическими средствами противостоять давлению более сильных акторов, а также компенсировать собственные геополитические или демографические недостатки. Таким образом, в применении к государствам стратегия и дипломатия могут рассматриваться и в узком смысле. В этом случае стратегия будет представлять собой совокупность средств, предназначенных для подготовки и реализации военной победы, а дипломатия – комплекс средств прямого взаимодействия между правительствами, которые используются прежде всего в мирное время (на период войны дипломатические отношения между воюющими странами, как правило, разрываются). В широком же смысле (как можно судить на основе сказанного выше) противопоставление стратегии и дипломатии как главных средств межгосударственных взаимодействий является относительным: большая стратегия включает не только военные, но и дипломатические средства.

Различают несколько функций дипломатии. Главные из них – коммуникационная и информационная. Составным элементом информационной функции выступает пропагандистская функция, которая имеет и самостоятельное значение. Пропаганда влияет как на данное государство, так и на третьи стороны, а также на общественное мнение с целью склонить его в свою пользу. Перечислим и другие функции дипломатии: а) урегулирование конфликтов ; б) разрешение проблем ; в) расширение или облегчение межгосударственных связей; г) переговоры и поиск соглашения по конкретным вопросам; д) общее программное руководство решениями в области внешней политики.

Среди форм дипломатии выделяют следующие: публичную , или открытую; секретную , или тайную; смешанную (конфиденциальные переговоры между дипломатами, сопровождаемые или завершаемые публичными декларациями, информацией о достигнутых соглашениях и т.п.). Особо следует сказать о тайной дипломатии, которая традиционно представляет собой неизбежное и потому необходимое средство межправительственных взаимодействий. Политики,

придерживающиеся идеалистических позиций (например, В. Вильсон, М. Горбачев), и их сторонники, говоря об "аморальности" секретных соглашений, упускают из вида два обстоятельства; во-первых, речь идет лишь о форме , которая сама по себе не несет обязательной безнравственности, а во-вторых, процесс перехода только к открытым соглашениям, как правило, всегда сводил на нет пользу от дипломатии, так как на первый план в этом случае выдвигались сугубо пропагандистские функции (нередко они и сегодня процветают в речах в ГА и СБ ООН).

Также выделяют парламентарную дипломатию, представляющую собой регулярные собрания международного органа, например ООН, при котором состоят постоянные представители государств-членов, а также неофициальные встречи и обсуждения специальных посланников глав государств. В свою очередь, прямая дипломатия – это встречи на высшем уровне, а также общение первых лиц через каналы электронной связи. Односторонняя дипломатия – это прямые контакты глав государств или их представителей. Если их общение начинает осуществляться через крупнейшие международные организации, такие как ООН или ЮНЕСКО, тогда это уже многосторонняя дипломатия. Наконец, одна из самых распространенных форм дипломатии в последние годы – челночная дипломатия – посещение первыми яйцами государств или их специальными представителями своих союзников, а также дискуссии третьей стороны с участниками конфликта непосредственно в зоне его существования.

Основные тенденции в развитии дипломатии таковы: более крупные государства все чаще стремятся вести дела не столько через посольства, сколько через специальных посланников; повышается удельный вес смешанной, парламентарной, прямой и челночной (причем, как правило, с участием "первых лиц") дипломатии; усиливается роль и статус переговоров , превращающихся в самостоятельное средство взаимодействия международных акторов.

Вместе с тем все более широкое развитие получает и нетрадиционная дипломатия . "Когда думают о дипломатии, – пишет Ж. Росс, – представляют себе Талейрана, Меттерниха или Киссинджера, которые делают крупные ставки в игре, цена которых – человеческие жизни". Действительно, как замечает Ж. Росс, в логике вестфальской системы именно государства контролируют средства насилия, поэтому роль дипломатов состоит только в том, чтобы, используя убеждение или угрозы, продвигать национальные интересы своих стран. Господствующее положение в региональных иерархиях, в частности в Европе, предоставляло широкие возможности как для дипломатического нажима, так и для силовых действий в случае неудачи первого. Однако окончание холодной войны, американская гегемония в вопросах

безопасности, глобализация коренным образом меняют роль дипломатии. Сегодня она выражается в терминах затрат-прибылей, а ее^судьба вершится в Вашингтоне, ибо именно там в конечном счете принимают решение уничтожить кого-то в финансовом смысле без риска потрясений для мирового рынка в целом (см.: Ross. 2000).

"Коммерциализация" дипломатии – смещение центра тяжести с вопросов военной безопасности и политики союзов к международной деятельности, основным смыслом которой становится завоевание рынков и привлечение инвестиций, – повышает роль новых международных акторов. Руководители центральных банков, министры финансов и торговли, которые прежде скрывались в тени министров иностранных дел, выходят на авансцену международной жизни. Негосударственные участники, такие, как СМИ, транснациональные фирмы, инвестиционные компании, операторы на валютных рынках, управляющие частных банков, "мозговые центры", в которых вырабатываются политические решения, играют по крайней мере такую же роль, как и правительства. Вместе с тем в рамках неолиберальной идеологии эта "коммерциализация" часто сопровождается утверждениями о том, что содержание указанных процессов – это распространение принципов сохранения мира, демократии, прав человека и универсальных достижений цивилизации. Положение о роли силы как средства достижения международными акторами своих целей и отстаивания-продвижения своих интересов стало одним из наиболее обсуждаемых в международно-политической науке. Прояснение положения о роли силы предполагает рассмотрение содержания самого понятия "сила" и его трактовок представителями разных теоретических направлений.

Список литературы


1 Этапы развития финансового кризиса

Финансовый кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, а затем и Россию, явился самым серьезным и разрушительным среди всех финансовых катаклизмов, которые потрясали мировую экономику за последние несколько десятилетий, отмечают эксперты американского журнала «Business Week». Признаки негативных последствий кризиса уже начали появляться во всех странах. Стоимость акций большинства американских компаний снизилась на 25% и более. Экономическая депрессия в азиатских государствах углубляется. Развитие экономики Японии уже четвертый квартал подряд продолжает замедляться при отсутствии радикальных мер со стороны правительства страны. Государства Латинской Америки находятся на грани нового экономического спада.

Последствия финансового кризиса представляют угрозу для хозяйственного развития промышленно развитых стран не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Американские и западноевропейские компании разрабатывали свои стратегии на отдаленное будущее с учетом спроса на рынках развивающихся государств. Однако вследствие кризиса в этих странах уже появилась тенденция к уменьшению спроса, которая продолжится и в дальнейшем. Ситуация на фондовых рынках будет оставаться неблагоприятной. Стоимость акций крупных компаний будет снижаться в связи с ухудшением перспектив развития мировой торговли.

Растущая производительность труда в США на фоне снижения покупательского спроса за рубежом может привести к перепроизводству в стране и замедлению темпов прироста прибылей американских корпораций. Многие эксперты уже пересмотрели в сторону уменьшения свои прогнозы в отношении прибылей крупнейших компаний США в III квартале текущего года. Так, если в июле 1998г. экономисты исследовательской группы «First Call» прогнозировали увеличение в III квартале прибылей 500 самых крупных американских корпораций на 10%, то, в соответствии с прогнозом, подготовленным в сентябре, этот показатель был снижен до 3,7%. По мнению аналитиков «Standard & Poor’s», прибыль этих корпораций в 1998 г. уменьшится на 3,2%, а в 1999 г. снова возрастет (примерно на 5%).

2 Государственное регулирование кризиса

финансовый кризис банкротство спрос

Эпицентром мирового финансового кризиса остаются страны Азии. В последнее время кризис в этом регионе вступил в новую фазу, когда вовлеченные в него государства стали постепенно отступать от западной доктрины о том, что только глубокие структурные реформы и соблюдение правил свободной торговли могут помочь им выйти из сложной ситуации. На первый план выдвинулись проблемы высоких процентных ставок, рекордного увеличения числа банкротств и растущей социальной напряженности. Лишь Индонезия и Таиланд пока продолжают проводить реформы. Другие азиатские страны начали искать свои пути выхода из кризиса.

Япония, являющаяся самой большой страной, вовлеченной в финансовый кризис в Азии, по мнению экономистов «Nomura Research Institute», не может принять предложенный Соединенными Штатами вариант выхода из кризиса посредством закрытия ряда банков.

Эксперты института считают, что это вызовет цепную реакцию и приведет к широкой волне корпоративных банкротств, от которых японская экономика не сможет оправиться в течение многих лет.

Правительство Японии выбрало другой путь решения финансовых проблем. В соответствии с ним банки с незначительными активами будут объединяться с успешно действующими, предполагается постепенно ликвидировать безнадежные займы, деньги налогоплательщиков будут использоваться для восстановления финансовой системы. Однако, по мнению американских экспертов, этот план является слишком мягким и будет лишь способствовать сохранению слабой финансовой структуры в стране, а не ее укреплению и не убедит иностранных инвесторов в том, что экономика Японии снова вступила в период стабильного роста.

Правительство Китая еще весной 1997 г. разработало план, направленный на сохранение быстрых темпов развития национальной экономики. План предусматривал восстановление разваливающегося государственного сектора посредством притока в него инвестиций, общий объем которых до конца текущего столетия должен составить 750 млрд. долл. По мнению китайских официальных лиц, эти меры могли способствовать продолжению экономического роста на уровне 8% в год.

Но резкое снижение основных индексов на фондовых рынках США и Западной Европы, ухудшение положения в Японии и финансовый кризис в России препятствовали реализации данного плана и подтолкнули китайское правительство к принятию более радикальных мер для защиты национальной экономики. Было объявлено о дополнительном выпуске государственных облигаций на сумму 12 млрд. долл. Под проекты в области телекоммуникаций, электроэнергетики, жилищного строительства, транспорта и ирригации, а также о повышении общей банковской ссудной квоты со 108 млрд. долл. в 1997 г. до 120 млрд. в 1998 г. Государственные расходы на инфраструктурные проекты в текущем году, как ожидают, достигнут 398 млрд. долл.

Правительство Китая приняло решение замедлить проведение ряда реформ, так как они в настоящий момент негативно отражаются на экономике страны, положение в которой усугубляется сохраняющейся финансовой нестабильностью в азиатском регионе. Так, проходящая быстрыми темпами приватизация государственных предприятий уже привела к существенному росту безработицы в Китае. Скорее всего будет отложено и запланированное на 2000г. достижение полной конвертируемости национальной валюты - юаня. По мнению экспертов «Business Week», попытки китайского правительства защитить национальную экономику от негативных последствий финансового кризиса посредством замедления реформ в стране вряд ли принесут ожидаемые положительные результаты. Задержка в проведении реформ в Китае может ухудшить положение государственных предприятий и привести к дальнейшему ослаблению финансовой системы в стране. Тайвань, почти не пострадавший от азиатского финансового кризиса в 1997 г., в настоящее время находится на грани экономического спада. Согласно прогнозу, тайваньский экспорт в 1998 г. сократится на 8%. Безработица, до сих пор сохранявшаяся на низком уровне, начала расти. Крупные компании, такие как «PresidentEnterprises», «ChinaAirlines», «FormosaPlastics», уже объявили о существенном сокращении своих прибылей в I полугодии текущего года. Доверие потребителей резко снизилось.

Правительство Тайваня заявило, что страна уже не может избежать влияния отрицательных последствий азиатского финансового кризиса, и поэтому задача руководства заключается в том, чтобы уменьшить негативное воздействие этого фактора на национальную экономику. С этой целью предполагается прибегнуть к интервенции на фондовом рынке, ограничить торговлю валютой, а также краткосрочные сделки.

Если ранее усилия тайваньского правительства были направлены прежде всего на снижение хронического дефицита бюджета страны, что вынуждало ограничивать государственные расходы, то в настоящее время проблемы с бюджетом отодвинуты на второй план. В центре внимания руководства Тайваня - поддержка стабильного развития экономики страны, поэтому принято решение выделить значительные средства на осуществление инфраструктурных проектов и увеличить расходную часть бюджета.

В случае ухудшения ситуации на фондовом рынке правительство намерено вынудить государственные пенсионные фонды приобретать облигации. Предполагается принять меры для защиты национальной валюты - тайваньского доллара, заключающиеся, в частности, в ограничении краткосрочных сделок и введении запрета на деятельность хеджевых фондов.

В экономике Тайваня, отмечают эксперты «Business Week», уже действуют факторы, которые могут сдержать широкое распространение в стране последствий азиатского финансового кризиса. Так, тайваньские корпорации имеют небольшие долги; 60% займов, выпускаемых национальными банками, поступают в частный сектор.

С целью поддержки местного рынка администрация Гонконга (недавно возвращенного Китаю) перестала скупать акции, что способствовало некоторому улучшению экономического положения на этой территории.

Однако главная проблема осталась нерешенной: гонконгская экономика находится в слишком сильной зависимости от рынка недвижимости. Администрация может выбрать один из двух путей выхода из этой ситуации. Первый - вывести рынок недвижимости из-под влияния государства и способствовать тем самым его постепенному развалу, что нанесет огромный ущерб компаниям по продаже недвижимости и затронет сотни тысяч домовладельцев.

Второй путь - продолжение государственной интервенции на этом рынке для защиты связанных с ним банков и строительных организаций, что, вероятно, лишь только отсрочит развал рынка недвижимости.

Общая стоимость собственности в Гонконге в последнее время снизилась на 250 млрд. долл. Цена акций упала на 300 млрд. долл.

Согласно прогнозу, первый показатель может снизиться в ближайшее время еще на 50%, а второй - на 20%. Это ставит в сложное положение гонконгские банки, 44% заемных средств которых помещены в недвижимость. Высокие процентные ставки, достигшие в августе текущего года 12,33% с краткосрочных займов против 7,36% в аналогичном месяце 1997 г., оказывают давление как на банки, так и на заемщиков. В ближайшее время стоимость займов еще повысится в связи с тем, что, по данным американской компании «Standard & Poor’s» на 31 августа 1998 г., кредитный рейтинг Гонконга низился.

Препятствием дальнейшему развитию гонконгской экономики и ее выходу из финансового кризиса, по мнению американских экспертов, является ее опора на группу картелей. Банки договариваются между собой об установлении базовых процентных ставок. Искусственное поддержание курса национальной валюты по отношению к доллару США сдерживало рост финансовых издержек, что стимулировало экономический бум. Гонконгские компании заключали выгодные сделки с правительством, которые способствовали поддержанию цен на высоком уровне. Но, когда темпы хозяйственного развития страны начали замедляться, а процентные ставки расти, экономика, опирающаяся на группу картелей, оказалась нежизнеспособной.


стратегии конфронтации, то налицо конфликт" (8). Близкое понимание международного конфликта характерно и для других авторов (9). Различия в трактовке содержания понятия "международный конфликт" находят свое отражение и в подходах к анализу его как феномена международной жизни. Как уже отмечалось, одним из наиболее традиционных среди них является подход с позиций "стратегических исследований".
  • Новые параметры военной безопасности
    стратегий его применения, наконец, подходов к созданию противоракетных систем. Пятьдесят лет спустя, создав около 25 тыс. только стратегических ядерных боезарядов, ядерные державы пришли к неизбежному выводу: применение ядерного оружия означает не только уничтожение противника, но и гарантированное самоубийство. Более того, перспектива ядерной эскалации резко ограничила возможность применения
  • Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
    стратегиям внешнеполитического поведения, основанным на военной силе, или же возникнет некоторая отличная как от биполярной, так и от предшествовавшей ей система, где военная сила приобретет во многом новые измерения и функции? Эти вопросы стали предметом научного анализа и острых политических дискуссий в России и во всем мире. При этом зачастую академические разработки оказались тесно связанными
  • Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
    стратегии развития. Решающими факторами для подавляющего большинства стран ЮВА стали образование, подготовка квалифицированной рабочей силы, а в широком смысле вся социальная сфера. Без решения этих проблем они не смогут перейти на новый этап НТР, сохранить достижения прошлых лет. Поэтому новое поколение азиатских лидеров связывает будущее своих стран с дальнейшей реорганизацией системы
  • Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
    стратегии и совместных программ, направленных на достижение общей для всех цели - обеспечение экологически устойчивого сбалансированного развития. Особая роль в решении общемировых проблем принадлежит международным организациям. Их история насчитывает не одну сотню лет. Но подлинный прорыв в этой сфере международных отношений произошел после Второй мировой войны, когда родились ООН и ее
  • Другие региональные структуры
    стратегия экономического и политического сближения стран-членов нацелена на превращение организации во влиятельный региональный полюс системы международных отношений. В 1992г. было принято решение о формировании зоны свободной торговли АСЕАН в течение 15-летнего периода. В 1995 г. в рамках АСЕАН подписан Договор о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии. Характерная особенность АСЕАН -
  • Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
    стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта». Он же, основываясь на работах своих предшественников, сформулировал и задачи данного направления, а именно: - формирование рабочих отношений между представителями враждующих сторон на личном уровне; - повышение адекватности
  • Контуры новой глобальной стратегии
    стратегии США в 90-х годах влияли как уже отмеченные идейно-теоритические подходы, так и изменения во внутренней и международной обстановке. И хотя администрацию Клинтона часто критикую отсутствие целостной «большой стратегии», основные контуры новой стратегии обозначены уже достаточно четко не только на доктринальном, но и на политическом уровне. Исходя из официальных внешнеполитических
  • Мир по-американски?
    стратегическими ресурсами стремятся играть роль «маховика стабильности», по выражению помощника президента по вопросам национальной безопасности С. Бергера. «Ни одна другая страна, - отмечает Бергер, - не имеет таких военных мускулов, дипломатического искусства и доверия к себе, какие необходимы, чтобы быть посредником в спорах, склонить противоборствующие стороны к переговорам и помочь
  • НАТО: адаптация и расширение
    стратегии к новой ситуации и развития новых отношений со странами, входившими в ОВД. Начало процессу адаптации политики и стратегии НАТО было положено лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне (июль 1990 г.). При этом альянс реагировал на ряд основных вызовов, перед которыми оказалась организация. 1. Изменение военно-политической обстановки, исчезновение опасности внезапного
  • Роль государства в регулировании кризисов заключается в следующих действиях:

    Формирование правовой и регулирующей основы для защиты прав собственности, эффективной предпринимательской деятельности и деятельности других рыночных структур;

    Инвестиции в человеческие ресурсы, которые выражаются в быстром росте производительности труда, в высокой отдаче образования, во внедрении новых технологий;

    Формирование конкурентоспособной микроэкономики, где соблюдается финансовая дисциплина цены, которую определяет рынок и они, являются сигналом для действия правительства;

    Создание условий для стабильной макроэкономики способной противостоять экономическим колебаниям, эффективно использовать капитал, усреднять норму прибыли;

    Обеспечивать глобальные связи на основе соответствия международным стандартам, привлечения иностранных инвестиций, получения прибыли от внешней торговли.

    Основными видами государственного регулирования кризисных ситуаций являются:

    Нормативно-законодательная деятельность на основе Конституции РФ и Гражданского Кодекса Российской федерации. Этот вид заключается в защите интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий. Особое значение в условиях кризиса приобретает регулирование социальных ценностей, в том числе занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств, гуманизация социально-трудовых отношений;

    Финансовое регулирование, заключается в управлении совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйств, предприятий или государства. Бюджетная политика государства реализует общие цели концентрации и централизации финансовых ресурсов с целью воздействия на экономический рост и занятость, на обеспечение экономических и политических функций государства. Из кризисной ситуации финансовой системы есть несколько способов выхода: восстановить утраченные сбережения, стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты, привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования, учет и переучет векселей;

    Производство. Преодоление кризиса требует создания материальной основы для повышения жизненного уровня населения. Основным фактором в решении этой проблемы является производительность труда на основе научно-технического прогресса. Обеспечить его может только государство, вкладывая капиталы в инновационное развитие, в науку, в образование. Поэтому данный вид государственного регулирования в кризисной ситуации заключается в активизации промышленной политики. Это означает:

    Учет интересов всех ее участников;

    Сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

    Социально-экономическая направленность преобразований;

    Создание благоприятных условий для повышения жизненного уровня;

    Адресный характер трансфертных выплат населению и высокая ответственность за конечные результаты;

    Система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

    Обоснованная централизация ресурсов, широкое использование аренды, лизинга, инвестиционных конкурсов;

    Создание механизма мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии.

    - реформы – это одно из средств антикризисного управления. Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера. Частью социально-политических преобразований, проводимых с целью преодоления кризиса, являются административные реформы. Они проводятся в ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптации к изменившимся факторам внешней среды.

    Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным. Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций.

    Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами: Первая группа включает проблемы распознания предкризисных ситуаций. Своевременно увидеть, обнаружить его первые признаки, понять характер. Кризис можно предотвратить, предвидеть и преодолеть. Это решается посредством управления.

    Вторая группа проблем связана с финансово- экономическими вопросами. Необходимость структурных изменений, определение типов диверсификации требует финансовых ресурсов. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.

    Третья группа включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Сюда входят проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

    Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Здесь необходима разработка инвестирования антикризисных мер, маркетинга, банкротства и санации предприятий.

    Социально-экономическая система состоит из организаций различных форм собственности и видов деятельности. Понятие «организация» рассматривается в научной литературе как относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для этого подразделения общего результата работы.