Чем грозит банкротство регионов их жителям? Определились регионы рф - банкроты в ближайшее время На себе не экономят

«АиФ» решил разобраться, стоит ли ждать банкротства целых губерний и как это может сказаться на их населении.

Зарплаты в кредит

Сегодня деньги между центром и регионами делятся так, как в иной семье жена делит деньги мужа: ты мне зарплату отдай, а я тебе каждый день на обеды буду выдавать. Большую часть собранных на местах налогов (в том числе самые «жирные» - НДС, налог на добычу полезных ископаемых, на доходы физлиц) забирает федеральный центр. Региону остаётся обычно не более 30% сборов (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.). И этими сборами надо покрыть расходы - а тут и капремонт, и дороги, и зарплаты бюджетникам... Денег на всё не хватает, приходится выпрашивать обратно у центра. Тот выделяет губерниям дотации (трансферты), но - под конкретные цели. То есть не просто выпроси, а обоснуй, зачем тебе бизнес-ланч, когда можно обойтись булкой с кефиром.

В итоге получается, что даже у богатых природными ресурсами областей не хватает средств. Чтобы свести концы с концами в своих бюджетах, губернские власти вынуждены идти в коммерческий банк за кредитом.

Считается, что федеральная власть осложнила жизнь губерниям, потребовав в мае 2012 г. повышения зарплат бюджетникам до средней по субъекту РФ. Хотя Леонид Давыдов, глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества , считает, что эта нагрузка губернаторам же во благо: «Для некоторых регионов увеличение зарплат учителям и врачам жизненно необходимо, иначе в регионах будет слишком сильная текучка кадров. Но власти там должны найти правильный угол зрения на выполнение майских указов». Судя по растущим как снежный ком долгам, с «углом зрения» у региональной элиты не всё в порядке. Одни пытаются урезать социальные программы, другие залезают в долги.

Алексей Ост-ровский, губернатор Смоленской области, выдвиженец ЛДПР , честно признал, что его регион на грани банкротства. «Больше нельзя продолжать политику кредитования и наращивания госдолга области, - пояснил он нам. - Либо доходная часть бюджета вырастет за счёт налоговых поступлений, либо, если не получится, будем обращаться к федеральному центру, в том числе к руковод-ству «Единой России». Апелляция к партии власти неслучайна. Не так давно в столице дважды собирали замов губернаторов. 1-й замглавы Администрации Президента РФ В. Володин и замсекретаря генсовета «ЕР» О. Баталина разъясняли им необходимость исполнения «майских указов» любой ценой. Да и сам В. Путин дал понять губернаторам, что на зарплатах им сэкономить не удастся: «Денег на всё не хватает - и никогда не хватит. Вопрос не в наличии средств, а в рациональном их использовании». С использованием, как водится, беда.

На себе не экономят

Региональные чиновники готовы попасть в опалу, сэкономив на гражданах, но только не на себе, любимых. «Ярославская облдума проголосовала за бюджет с дефицитом 6,5 млрд и огромным долгом - сейчас это 20 млрд, а к 2016 г. он превысит 40 млрд и сравняется с доходами бюджета. А средства на выплату процентов и основного долга будут сопоставимы с дорожным фондом области, - рассказал «АиФ» Борис Немцов, депутат облдумы . - Чтобы сэкономить хоть на чём-то, власти решили отменить школьные завтраки для младших классов. Размер экономии - 200 млн. При этом у них нашлись деньги на персональные авто для правительства и депутатов - гараж обходится в 90 млн в год. И на программу информационной и имиджевой политики органов власти не пожалели 103 млн». Б. Немцов предложил коллегам детские завтраки сохранить, а гараж и имиджевую программу закрыть: «В связи с тотальным дефицитом региональных бюджетов кампания по отмене персонального транспорта для чиновников, даже не обсуждая марки и стоимость автомобилей, должна стать общероссийской».

Вряд ли в других регионах его поддержат. Хотя урезать д-ействительно есть что. Например, в Волгоградской области траты на аппарат управления в этом году составят около 3 млрд руб. Это 1/10 госдолга областного бюджета. А в Челябинской области, у которой в бюджете-2014 не хватает 12 млрд, не экономят на передвижениях губернатора. Так, в конце августа он летал заказным авиарейсом в Хабаровск на совещание к президенту. На сайте госзакупок можно увидеть, что вояж обошёлся бюджету области почти в 4,5 млн руб. Обычный авиабилет Челябинск - Х-абаровск стоит около 30 тыс.

Научатся зарабатывать?

По Бюджетному кодексу максимальный госдолг региона не может превышать 100% бюджета. У некоторых дела совсем плохи (см. инфографику). Кстати, первый город-банкрот (пока не регион) фактически уже есть: это Луга Ленинградской обл. Там администрация умудрилась задолжать 12 млн при населении чуть меньше 40 тыс. В октябре счета администрации фактически заморозили и ввели внешнее управление. Как ни странно, народу от нечаянного банкротства только польза: если бы сверху не вмешались в ситуацию, горожане рисковали встретить зиму в темноте и с холодными батареями. Виной тому долги коммунальщиков: один «Лужский водоканал» задолжал энергокомпаниям более 81 млн руб.

Инфографика: АиФ

Спрашивается, почему власти не в состоянии заработать и лезут в кредиты, проценты по которым съедают бюджетные миллиарды? Во многом это зависит от качества управления. А оно прямо увязано с профессионализмом и некоррумпированностью чиновников, считает Наталья Зубаревич, профессор МГУ, эксперт в области социальной и политической географии : «Счётная палата может тщательно проверять региональные бюджеты, но риск наличия неумного губернатора есть всегда. Проблема в том, можете ли вы сменить этого неумного губернатора». Кстати, Минфин сейчас готовит предложения об усилении ответственности «неумных» - вплоть до отставки. Санкции предлагают вводить, когда цифра долга регионального бюджета приблизится к 10% его доходной части.

По мнению Л. Давыдова, в случае банкротства региона социальных потрясений быть не должно: зарплаты бюджетникам всё равно будут выплачиваться в первую очередь. Правда, имущество области запросто может пойти с молотка. Аналитики уверены, что регионам, чтобы добиться роста и нормально собирать налоги, зарабатывать на все свои расходы, надо выполнять собственные инвестиционные программы, потому как никакой бизнес не придёт на территорию без дорог и инфраструктуры. В противном случае целые губернии действительно могут повторить .

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

Почти половину собираемых налогов обеспечивают всего 3 региона нашей страны, количество субъектов, "сидящих" на дотациях, - 72 (данные портала «Реальное время»)

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России - нефтяным компаниям.

Регионы - "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Ханты-Мансийский автономный округ. Фото: www.globallookpress.com

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" - Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

Отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Республика Дагестан. Фото: www.globallookpress.com

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

Пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

Заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

ТВ сентябре 2013 года в российских СМИ появилась информация, что в ряде субъектов РФ ситуация с долговыми обязательствами их администраций перед кредитными учреждениями приближается к критической. Экспертами был озвучен неутешительный прогноз: уже в 2015 году в нашей стране грозят появиться первые регионы банкроты.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, под несостоятельностью (банкротством) в России понимается признанная арбитражным судом неспособность должников (будь то гражданин, индивидуальный предприниматель или юрлицо) в полном объеме погасить денежные обязательства перед своими кредиторами и (или) произвести обязательные платежи. В частности, юридические лица считаются неспособными осуществить вышеуказанные действия, если соответствующие обязательства не исполнены ими в течение 3 месяцев с момента, когда должны быть исполнены обязательства.

Однако в действующем российском законодательстве пока отсутствует понятие несостоятельности целого региона, и вопрос о необходимости его введения остается открытым.

Сложившаяся ситуация в цифрах

Министерство финансов проанализировало ситуацию с государственным долгом субъектов РФ и обнародовало данные по состоянию на 1 августа 2013 г. Ведущие места в сформированном им антирейтинге достались:

  • в ЦФО – Москве, Тверской и Рязанской областям (со 176, 20,8 и 20,7 млрд. рублей непогашенных долгов соответственно);
  • ЮФО – Краснодарскому краю и Волгоградской области (80,9 и 28,9 млрд. руб. соответственно);
  • СЗФО – Вологодской, Архангельской областям, Санкт-Петербургу (28,11, 23, 20,6 млрд. руб.);
  • ПФО – Татарстану, Нижегородской и Саратовской областям (85,5, 42 и 40,8 млрд. руб.);
  • УФО – Свердловской области (18,3 млрд. руб.);
  • СФО – Кемеровской области, Красноярскому краю и Омской области (32,4, 31,4 и 22,9 млрд. руб.);
  • ДФО – Якутии и Амурской области (19,5 и 16 млрд. руб.);
  • СКФО – Ставропольскому краю (13 млрд. руб.).

Как относятся к проблеме на местах?

Вскоре после отчета Минфина руководители сразу нескольких областей сообщили о дополнительных миллиардных займах. Так, по состоянию на 1 сентября 2013 г. Брянская область достигла исторического максимума по госдолгу. За первые 8 месяцев года он вырос почти на 2 млрд. рублей, достигнув отметки в 8,4 миллиарда.

Правительство Нижегородской области в начале октября произвело сразу 9 заимствований (7 займов по 400 млн. рублей, 2 – по 250 и 150 млн.) на общую сумму свыше 3,2 млрд. руб. На начало августа долг региона составил 42 млрд. руб. при запланированных доходах чуть более 108 млрд. Руководство Омской области в тот же период провело 13 аукционов по кредитованию на общую сумму почти 4 млрд. руб.

Для администрации Мурманской области “Сбербанк” в начале сентября открыл кредитные линии на 1,5 млрд. руб. При этом на 2013 год доходы мурманского бюджета были утверждены в размере 41,4 млрд. рублей, расходы – 50,19 миллиарда, дефицит составлял 8,79 млрд. руб. Фактический госдолг региона на 1 июля 2013 г. зафиксирован на уровне 6,1 млрд. руб.

Однако мурманские власти перспектива банкротства региона не пугает. Первый замминистра финансов области А. Уварова заявила, что в этом субъекте РФ не нарушается норма Бюджетного кодекса, предписывающая, чтобы госдолг не превышал собственных доходов региона.Она сообщила, что региональное руководство берет кредиты для погашения кассового разрыва и финансирования расходов бюджета.

Замминистра согласилась с тем, что любой кредит всегда настораживает, и предпочтительнее было бы жить по доходам, но напомнила, что областная администрация вынуждена принимать те расходные обязательства, которые на нее “вешают”. А доходная база в Мурманской области растет далеко не теми темпами, какие наблюдаются у федерального бюджета.

В отличие от мурманских властей, карельские уже забили тревогу. На заседании регионального правительства министр финансов республики И. Усынин отметил, что регион уже не может обходиться без заимствований. Министр предостерег коллег, что при отсутствии изменений в финансово-экономической ситуации и при сохранении существующих темпов заимствования госдолг Карелии к 1 января 2015 года вырастет до 19,3 млрд. руб. и может достичь 100% от собственных доходов республики, что неумолимо приближает ее к статусу региона банкрота.

Губернатор Смоленской области А. Ост­ровский тоже честно признал: его регион находится на грани банкротства. Он пояснил, что более не намерен продолжать политику кредитования и наращивать госдолг области. Для этого должна вырасти доходная часть бюджета за счет налоговых поступлений либо, если этого не удастся добиться, регион будет обращаться к федеральному центру, включая руководство “Единой России”.

Реакция федеральных властей

Проблему госдолга регионов уже не раз обсуждали на различных уровнях власти, в частности, аудиторы Счетной палаты поднимали ее наиболее активно. К примеру, А. Филиппенко на правительственном часе в Госдуме во время весенней сессии 2013 г. высказал опасение, что субъектам РФ вряд ли удастся выполнить все социальные обязательства, отметив, что снижение экономической активности зафиксировано даже в наиболее успешных регионах.

По словам аудитора, доля средств, направляемых на развитие территорий, с 22% в 2012 г. снизилась до 13% в 2013-м. Он подчеркнул, что инициатива и ответственность остаются, конечно, за самими регионами, однако для изменения ситуации необходимо задействовать и федеральные ресурсы, укрепляя экономическую базу территорий, формируя для них систему поддержки.

Плачевным состоянием региональных бюджетов озаботились наконец и в федеральном правительстве. Осенью глава Минэкономразвития А. Улюкаев констатировал: ситуация в экономике является наихудшей с 2008 года, такой неблагоприятной обстановки, по его мнению, в России не было за последние 5 лет с начала мирового кризиса. Однако в причинах такого состояния экономики, фактически приводящего к банкротству регионов, в правительстве разбираться не стали. Зато быстро нашли “крайних” и меры воздействия на них.

На расширенной коллегии Минфина А. Силуановым было предложено отправлять в отставку глав тех субъектов, где происходит , а администрации не могут вовремя погашать свои финансовые обязательства. По словам министра, доведение губернатором своего региона до банкротства является серьезным основанием для его отставки.

Ведь в целом сложившаяся в стране система межбюджетных отношений, по его мнению, соответствует международным базовым требованиям. Но проблема в том, что они не всегда соблюдаются, и в последние годы наблюдается их размывание. Также Силуанов признал, что увеличилось количество принимаемых на федеральном уровне решений, которые приводят к росту расходов субъектов.

Позднее замминистра финансов Л. Горнин сообщил, что пока не видит каких-либо субъектов РФ, к которым необходимо применять жесткие санкции. Он назвал ситуацию управляемой, т.к. центральная власть и регионы находятся в диалоге. Горнин пояснил, что федеральный центр оказывает отдельным регионам поддержку в виде бюджетных кредитов для . По его мнению, говорить о чрезвычайном положении преждевременно, поскольку долг находится в управляемом положении. И хотя по отдельным регионам вопросы есть, в среднем по России уровень долга в них составляет 24% от собственных доходов.

Экспертное мнение

Заявление Улюкаева было прокомментировано многими экспертами. Так, аналитик компании “Альпари” А. Кокорева отметила, что замедление темпов роста отечественной экономики стало явным еще в конце 2012 года. Тем не менее, меры по стимулированию экономики правительство начало принимать только осенью 2013-го, поскольку приоритетной задачей для него было снижение коэффициента инфляции, а факторы, до последнего времени обеспечивавшие рост ВВП (цены на нефть, потребительское кредитование, приток иностранного капитала, рост внутреннего совокупного спроса), практически перестали работать. Глава аналитического департамента United Traders М. Крылов считает: банкротство регионов является следствием не роста размера задолженности, а суженного потенциала ее рефинансирования.

В частности, в Москве имеется определенный прогресс в сфере новых проектов, но парадоксальным образом наименее удачными из них оказываются те, которые окупаются лучше всего, к примеру, новые поезда московского метрополитена. Крылов указал на то, что в наихудшем положении оказываются регионы без отраслевой специализации, например, Тверская область. Но риск банкротства велик в регионах, сохраняющих зависимость от отдельных предприятий. В пример аналитик привел Вологодскую область, чье благополучие напрямую связано с Череповецким металлургическим комбинатом.

По мнению аналитика компании AForex Н. Авакяна, регионы просто вынуждены брать на себя слишком много, поскольку федеральный центр переложил почти все социальные обязательства на местные бюджеты, и это, с одной стороны, разумно, т.к. они в меньшей степени нефтегазовые. Но, с другой стороны, управление во многих регионах недостаточно профессиональное, поэтому эффективно исполнять указанные обязательства у руководства не получается.

Особенно это актуально для тех субъектов, где высок так называемый коррупционный налог. И регионам приходится влезать в долги. При этом дотационные регионы оказываются не в состоянии вовремя погашать свои обязательства, вследствие чего им приходится занимать все больше денег. Порочный круг замыкается, и в конечном итоге они становятся банкротами.

Не надо драматизировать

Руководителю филиала DS Law в С.-Петербурге Н. Рясиной представляется очевидным, что если сумма долговых обязательств региона превышает общий доход местного бюджета, это по своей сути означает его несостоятельность, поскольку такой вывод логически следует из положений Бюджетного кодекса РФ. И в данном случае можно ставить вопрос о введении режима временной администрации.

При этом часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности региона, подлежит реализации временной администрацией в рамках процедуры банкротства, а поступившие от продажи средства должны быть направлены на погашение долгов.

Однако та же Рясина считает, что в сложившейся экономической ситуации говорить о банкротстве регионов преждевременно, т.к. всегда существует возможность с помощью модернизации производства и ориентации на рыночные условия экономики увеличить инвестиционный поток в проблемные регионы. Схожего мнения придерживается и Н. Авакян, чей комментарий был приведен выше. Он призывает не драматизировать ситуацию, поскольку таких регионов пока относительно немного и в общей структуре ВВП они занимают меньше 5%. Т.е. про общенациональный масштаб проблемы в данном случае говорить рано.

Глава Международного института политической экспертизы Е. Минченко тоже считает, что взятые регионами кредиты еще не самые большие. Он с сожалением отмечает, что к внешним заимствованиям вынуждены прибегать многие субъекты РФ, в частности, тяжелая ситуация сложилась в Мордовии, очень большой долг у Московской области, доставшийся Воробьеву в наследство от Громова. Эксперт видит 2 составляющих этой проблемы, которые в сочетании и обеспечивают приближение к статусу региона банкрота:

  1. Тяжелая экономическая ситуация в конкретном регионе.
  2. Специфика местного финансового менеджмента.

Чего не сказал Улюкаев

Лишь немногие эксперты решились высказать то, что общественность услышала от профессора Высшей школы экономики А. Скопина (кафедра региональной экономики и экономической географии). Главной причиной роста долгов регионов он назвал увеличение их социальных обязательств по бюджету. Улюкаев, по мнению Скопина, не сказал главного: почему страна оказалась в такой ситуации. Если заглянуть в корень проблемы, все становится на свои места: причина кризиса кроется в сырьевом характере отечественной экономики.

Эксперт считает, что надо менять всю систему управления и территориями, и бизнесом, и в целом страной. В пример он привел Саудовскую Аравию, располагающую, как и Россия, большими запасами нефти, имеющую жесткую вертикаль власти, но занимающуюся диверсификацией своей экономики. По словам Скопина, это арабское государство активно развивает сельское хозяйство, сервис, вкладывает средства в инфраструктуру. Эксперт с сожалением отметил, что в России этого пока не происходит.

Недисциплинированные южане и северяне

На начало июня 2017 года физическим лицам в России было выдано кредитов на сумму в 3,2 трлн рублей. При этом общая задолженность физлиц по кредитам составляет 11 трлн рублей. Просроченная же задолженность составляет около 8% от общей - примерно 890 млрд рублей. Сумма впечатляет, согласитесь.

Самая большая доля «просрочки» - в регионах юга России и Северного Кавказа. В Карачаево-Черкесии, к примеру, она составляет 14%, в Кабардино-Балкарии - 11,1%, в Краснодарском крае - 10,3%, а в Ингушетии - и вовсе 27,7%. Высокая доля просроченной задолженности также в Сибири: в Кемеровской и Омской областях - около 11%, а в Бурятии - 13%. Самая низкая доля «просрочки» - в Севастополе (2,2%), Ненецком автономном округе (2,3%) и в Крыму (2,5%).

Показатель Поволжья ниже среднего по России - 7,8%. Чаще всего не выплачивают задолженность в Самарской и Саратовской областях (9% и 9,5% соответственно), а также в Башкортостане и Ульяновской области (8,8% и 8,3%). В Татарстане доля просрочки средняя для ПФО - 7,3%, а самый низкий по Поволжью показатель - в Чувашии (5,4%) и Мордовии (5,9%).

Говоря же про закредитованность населения, нужно отметить, что больше всего кредитов на каждого жителя приходится в северных регионах с высокими доходами. Лидер по задолженности - Ямало-Ненецкий автономный округ (в среднем на каждого жителя приходится около 190 тыс. рублей долга), Ханты-Мансийский автономный округ (176 тыс. рублей), Тюменская область (152 тыс. рублей), Магаданская область и Якутия (примерно по 130 тыс. рублей). Для сравнения - в Москве, находящейся на 12-м месте, на каждого жителя приходится лишь по 103 тыс. рублей долга, а в Татарстане (находится в середине рейтинга) - 70 тыс. рублей. Наименее закредитованные регионы России отчасти совпадают с регионами, где самая высокая доля просроченной задолженности, - Ингушетия, Крым и Севастополь (6,5-8,5 тыс. рублей на человека), Дагестан и Чечня (12-13 тыс. рублей на человека).

Однако одно дело взять кредит, и совсем другое - не оплачивать его. Что касается просроченной задолженности на каждого жителя, то в лидерах тут Север и Сибирь. В Бурятии на каждого жителя в среднем приходится по 9,5 тыс. рублей просроченной задолженности. В лидерах также Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ (примерно по 9 тыс. рублей), Красноярский край и Москва (около 8,5 тыс. рублей на каждого жителя). Татарстан здесь опять же находится примерно в середине списка с 5 тыс. рублей (показатель сравним с Белгородской областью, Республикой Алтай и в целом соответствует показателю ПФО). Меньше всего «просрочки» на каждого жителя - вновь в Крыму, Севастополе и Чечне (от 160 до 760 рублей), но говорит это не столько о том, что жители не доводят кредиты до стадии «просрочки», сколько о том, что кредиты здесь в целом берут редко.

Число потенциальных банкротов растет за счет бывшего среднего класса

Некоторой палочкой-выручалочкой для должников становится возможность подать на личное банкротство. При этом число потенциальных банкротов в Поволжье растет. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года во всех регионах Поволжья рост составил от 12 до 30%. При этом общее число потенциальных банкротов в ПФО выросло за год со 116,5 до 141 тыс. человек - на 21%. Отметим, что под потенциальными банкротами подразумеваются жители страны, которые формально подпадают под определение, данное в законе, - у них долга более 500 тыс. рублей, а просрочка платежей составляет более 90 дней.

Чаще всего личное банкротство грозит людям, находящимся в самом экономически-активном возрасте: более трети потенциальных банкротов в Поволжье - в возрасте от 30 до 39 лет. Немногим меньше - 29% должников - в возрасте от 40 до 49 лет. Значительно меньше потенциальных банкротов (примерно одна пятая) находится в возрасте от 50 до 59 лет. Следом за этой категорией по количеству потенциальных должников - люди в возрасте от 25 до 29 лет (каждый десятый). Людей другого возраста \совсем мало: от 60 до 65 лет - 4,5% должников, а люди моложе 25 и старше 65 лет составляют суммарно лишь около 1,3% потенциальных банкротов.

Как сказали «Реальному времени» в Национальном центре банкротств, типичный потенциальный банкрот - это «бывший средний класс»: возраст лиц, проходящих процедуру банкротства, - от 35 до 55 лет. По гендерной принадлежности нет особых «перекосов»: банкротятся в одинаковом соотношении как женщины, так и мужчины. То же можно сказать и об их семейном положении.

Второй тип - предприниматели, выступающие для своих организаций поручителями. «Падение рынка негативно воздействовало на их предприятия, прогнозы рентабельности, которые были сделаны при взятии кредита, не оправдались, задолженность по кредитам становится их ответственностью», - рассказывают в НЦБ.

Башкортостан лидирует по числу потенциальных банкротов

Пытаясь проследить, где в основном проживают потенциальные банкроты, можно прийти к выводу, что таким регионом в Поволжье является Башкортостан. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года, здесь их около 25,5 тыс. человек. Этот же регион является и одним из лидеров по годовому росту показателя (с начала апреля прошлого года) - за год их стало больше на четверть. Татарстан занимает по числу потенциальных банкротов второе место с 17 тыс. человек, при этом годовой рост составляет 19%. Много потенциальных банкротов также в Самарской области (15 тыс. человек, за год число увеличилось на 22%), Пермском крае (около 14 тыс. человек, годовой рост - 21%), Нижегородской области (13 тыс. человек, рост на 22%).

Наименьшее число потенциальных банкротов - в Марий Эл и Мордовии (примерно по 2,5 тыс. человек). При этом именно Марий Эл стала лидером годового роста числа потенциальных банкротов - почти на треть, а показатель Мордовии вырос за год на 19%.

Если говорить о ситуации не с потенциальными, а с уже «состоявшимися» банкротами-физлицами, то, по данным Национального центра банкротств, основная масса их оказалась из Москвы. При общем количестве банкротов (по данным на 1 июня 2017 года) в 65,5 тыс. человек, почти каждый десятый банкрот - из Москвы. Немногим меньше - 4,3 тыс. человек - живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Третье место занимает Московская область с 3,5 тыс. банкротов. В «пятерку» также входит Краснодарский край (3,5 тыс. человек) и Башкортостан (2,3 тыс.). Показатель Татарстана - 1,4 тыс. человек, что больше, чем в Нижегородской области, но меньше, чем в Самарской и Саратовской областях.

Чаще других ведет к банкротству потребкредит, а Пензенская область - в лидерах по неудачным микрозаймам

Возвращаясь же к ситуации в Поволжье, интересно отметить, что основная масса потенциальных банкротов, по данным НБКИ , задолжала не по кредитам на крупные покупки - ипотека или автокредит, а по небольшим кредитам. Больше всего потенциальных банкротов - 90 тыс. человек (то есть более половины) задолжали по потребительским кредитам. При этом практически не отличается от общей картинки и деление людей по регионам и возрастам.

Впрочем, как отмечают в Национальном центре банкротств, иногда должник по одной из категорий становится должником сразу по нескольким статьям. «Достаточно распространенной является ситуация, когда заемщик, например, выплачивающий ипотечный кредит, испытывая материальные сложности, идет на новый заем в микрофинансовых организациях или берет срочный кредит. Как следствие, денежные обязательства значительно возрастают и очень быстро становятся неподъемными, что заводит гражданина в долговую яму», - говорят в НЦБ.

Вторая по значению «причина» нахождения в списке потенциальных банкротов - задолженности по банковским картам. Впрочем, количество должников здесь значительно меньше, всего около 14 тыс. человек. Как ни странно, типичный должник не отличается по возрасту и месту проживания и в этом случае. Интересно здесь, впрочем, отметить, что перевес Башкортостана по числу должников по этому виду кредитов гораздо больше, чем в других случаях. В Башкортостане проживает больше трети всех поволжских должников по «кредиткам», которым грозит банкротство, причем отрыв от ближайшего региона - почти в четыре раза.

Третий по значению вид кредитов, должники по которым могут стать банкротами, - автокредиты. Сейчас таких по Поволжью - 12 тыс. человек. Причем тут заметно, что на возраст от 30 до 39 лет приходится еще большая часть должников. Таких тут около 40%, а вот людей в возрасте от 65 лет - всего 0,6%.

Людей, которые могут стать банкротами из-за неплатежей по ипотеке, в Поволжье всего 3,6 тыс. человек. Причем это первый случай в ПФО, когда лидером по числу должников является не Башкортостан: здесь больше всего должников - в Пермском крае. Еще более интересная картинка появляется, если рассмотреть ситуацию с должниками по микрозаймам. При совсем небольшом общем их числе - 2,7 тыс. человек, более четверти приходится на один регион, причем довольно небольшой - Пензенскую область. Учитывая, что обычно аудитория микрофинансовых организаций бывает довольно ограниченной в деньгах, можно сделать выводы об уровне достатка в этом регионе.

Максим Матвеев,
аналитическая служба "Реального времени"