Страховая занижает ущерб по осаго. Занижение выплат по осаго: что делать, если возмещение не покрыло ущерб. Как страховщики уменьшают размер возмещения

Страхование, каким бы оно ни было, всегда таит в себе множество нюансов, сложностей и “подводных камней”. Хоть обязанностью страховщика по договору и является предоставление компенсации клиенту сама же страховая зачастую уклоняется от выплат или же намеренно их занижает. Это является не только нарушением договора, но и нарушением законодательства. И с таким обращением в обязательном порядке нужно бороться.

В этой статье мы расскажем вам, какие службы готовы встать на вашу защиту в случае занижения выплат самой страховой, куда обращаться в зависимости от типа имеющейся у вас страховки и что делать в том случае, если страховщик и вовсе отказывает вам в выплате, положенной по договору.

Основания для подачи жалобы на страховую

Перед тем, как рассматривать борьбу с обманом со стороны страховщика, рассмотрим наиболее частые ситуации, в которых можно быть обманутым:

  • Страховая медицинская организация выплатила только часть компенсаций за купленные лекарства и приобретенные медицинские услуги. Иначе говоря, страховая занижает выплату. Порой случается так, что человеку, по имеющему право получать лекарства и услуги бесплатно, приходится за них платить. Это не совсем нормальная, но все же крайне распространенная практика. Именно в таких случаях страховщик наиболее часто пытается обмануть клиента, выплачивая ему неполную сумму потраченных денег или и вовсе отказывая в выплате. Такое действие будет считаться грубейшим нарушением договора.
  • Страховая компания занижает ущерб при ДТП или использует некачественные детали для ремонта. Наиболее часто занижение страховой суммы встречается именно в автостраховании. И это не удивительно – сэкономить в этой области проще всего, так как и оценку, и ремонт проводит именно страховщик. Экономят чаще всего на двух вещах. Первая – занижение размера ущерба при ДТП. Если вы проводите экспертизу ущерба автомобилю у самого страховщика вместо независимого специалиста, то приготовьтесь к тому, что итоговая сумма будет несколько ниже реальной, так как чем меньше ущерб, тем меньше страховой придется платить. Кроме того, согласно новому закону об ОСАГО, с мая 2017 года вместо страховой компенсации полагается ремонт, во время которого страховщик может с целью экономии использовать Б/У детали. Это – грубейшее нарушение законодательства, и поступать он так может только с вашего письменного разрешения.
  • Страховая компания занижает ущерб имуществу или вовсе отказывается оплачивать повреждения. При оформлении и последующей выплате при наступлении несчастья может возникнуть множество проблем, но больше всего распространены именно две: “Мы это не страховали” и “Оно так и было”. С первым сталкиваются те, кто страхует имущество от какого – то общего фактора. Рассмотрим небольшой пример: в застрахованной квартире произошел пожар, и страховая отказывает в страховой выплате мотивируя этот поступок тем, что имущество было застраховано лишь частично. Со вторым случаем сталкиваются те, у кого застраховано конкретное имущество. Тут все просто – страховщик просто не желает выдавать страховую сумму или пытается сэкономить, занижая степень повреждений.

О том, что делать и куда обращаться, если страховая занизила выплату, читайте в следующих разделах.

Инстанции обращения

Сама страховая организация. Многим может показаться глупостью, но жалоба в саму страховую организацию на отсутствие страховых выплат или их намеренное занижение может быть весьма полезной. Связано это с тем, что крупные страховые компании не всегда в полной мере контролируют все свои филиалы, и безответственная работа в отделении может навредить имиджу в целом качественной и компетентной организации. В связи с этим в самую первую жалобу стоит направить либо руководителю отделения, либо, если руководитель не отреагировал, в главное отделение.

Всероссийский союз автостраховщиков. Так как с занижением законной выплаты по договору чаще всего сталкиваются именно владельцы полисов ОСАГО, то существует специальный союз, курирующий автострахование и помогающий тем, кто стал жертвой обмана. Жалоба в союз хороша тем, что поможет пресечь любое нарушение, а не только те, что касаются уменьшения выплат.

Федеральная антимонопольная служба. ФАС – это та служба, которая занимается экономическими преступлениями среди юридических лиц. Если вы стали жертвой мошенничества или же просто уличили страховую в обмане, то жалоба в ФАС станет наиболее действенной из всех возможных;

Прокуратура. Эта государственная служба занимается в основном нарушением гражданских прав, и с игнорированием условий договора связывается достаточно редко. Так что жаловаться в неё можно либо на мошеннические действия, либо на несоблюдение предписаний, вынесенных другой курирующей службой.

Суд. Последняя и самая мощная инстанция. Именно она даст самый лучший результат в том случае, если вас незаконно лишили страховых выплат или их размер был снижен. Однако и – процесс непростой, длительный, требующий вашего постоянного присутствия и помощи адвоката.

Способы подачи претензии

Если вы в саму стразовую организацию, то подавать её письменно вовсе не обязательно – можно сообщить о своем недовольстве и устно. Однако эти обращения никак не фиксируются и в случае разбирательства в более высоких инстанциях учитываться не будут. В связи с этим можно подать простую письменную жалобу. Пишется она в свободной форме, а единственные условия её написания – четкое описание ситуации и отсутствие оскорблений.

Если вы составляете обращение в государственную службу, то простая претензия в свободной форме уже не пойдет. Заявление в государственную службу всегда состоит из трех частей:

  1. Заголовок, в котором содержится информация по учреждению, рассматривающему жалобу, и лицу, её отправившему;
  2. Информационная часть, в которой и содержится сама суть жалобы: описание конфликта, его причины, требования к госслужбе и их обоснование;
  3. Заключительная часть, в которой указываются все дополнительные сведения (в том числе и прописывается перечень документов, подтверждающих вашу правоту), а так же ставятся подписи и даты.

При этом каждая жалоба должна сопровождаться какими – то доказательствами вашей позиции и контактами для более простого сотрудничества. В жалобе так же должны отсутствовать домыслы, оскорбления и прочий “мусор”.

Страхование автогражданской ответственности - одна из наименее прибыльных сфер для страховых компаний, поэтому они разрабатывают все больше способов занижать положенные выплаты. По закону страховщик самостоятельно выбирает компанию, проводящую техническую экспертизу поврежденного авто, поэтому зачастую у них существует соглашение, по которому эксперты работают в интересах СК - занижают стоимость восстановления ущерба из за этого возникают .

Так как единой методики оценивания ущерба не существует, каждый эксперт выносит заключения, основанные на личных предположениях и оценках.

Также на результат проверки влияют:

  • профессионализм и опыт техника-эксперта;
  • условия проведения экспертизы (чистота автомобиля, освещение места проведения и прочее);
  • наличие скрытых повреждений (некоторые повреждения обнаруживаются только во время проведения ремонтных работ).

Центробанк разработал правила расчета страхового возмещения (Указание №5000-У), поэтому разногласия могут возникнуть только в оценке самих повреждений. При одинаковой оценке у разных специалистов, должна быть равная сумма компенсации, иначе ошибка допущена при расчетах.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

  1. Износ деталей . При расчете компенсации учитывается износ заменяемых деталей, то есть в расчет идет цена не новых деталей, которые будут установлены, а рыночная стоимость деталей автомобиля до аварии.
  2. Ошибки в протоколе . При существенных ошибках в протоколе страховщик может полностью отказать в выплате, поэтому нужно принимать активное участие при составлении протокола сотрудниками ГАИ или четко соблюдать все правила .
  3. Оставление места ДТП . Если покинуть место происшествия без уважительной причины, установленной законом (например, если только таким образом можно доставить пострадавшего в медицинское учреждение), страховщик не осуществит компенсацию вообще.
  4. Несоблюдение сроков предупреждения СК . Потерпевший обязан известить страховщика в течение 5 рабочих дней после аварии и предоставить протокол или извещение о ДТП.
  5. Ремонт до проведения экспертизы . После подачи заявления нельзя ремонтировать авто 15 календарных дней, за которые страховая должна успеть направить авто на техническую экспертизу или осмотр.
  6. Исключение некоторых ремонтных работ . Если повреждено более четверти лакокрасочного покрытия или если авто имело сквозную коррозию, стоимость восстановления ЛКП не компенсируется.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату?

Чтобы не остаться без выплаты или ее части, нужно строго соблюдать законы. А именно:

  1. Не покидать место ДТП до подписания протокола и не передвигать автомобили до приезда автоинспекторов.
  2. Своевременно уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая (пять рабочих дней после аварии).
  3. Не ремонтировать авто до проведения технической экспертизы. А еще лучше не восстанавливать его до получения полной выплаты, которая Вас удовлетворит.

Как действовать при ДТП, чтобы не было оснований для занижения

Теперь рассмотрим прядок действий после ДТП , соблюдая который водитель не лишится страховой премии. Перед автомобилистами предстает выбор: вызывать ли сотрудников ГИБДД? При наличии некоторых условий водители могут оформить протокол самостоятельно и сэкономить свое время. Некоторые водители боятся заполнять европротокол, хотя ничего сложного в этом нет. А ошибки могут быть допущены в обоих случаях: при составлении европротокола из-за незнания правил оформления, а в классическом случае из-за небрежности сотрудников ГАИ.

По Европротоколу

Условий оформления аварии без вызова ГИА всего пять:

  1. В ДТП участвовало два ТС.
  2. Вред причинен только имуществу участников аварии (нет вреда здоровью или имуществу 3-их лиц).
  3. У обоих участников оформлен ОСАГО.
  4. Стороны пришли к взаимному согласию по поводу обстоятельств происшествия и виновности.
  5. Приблизительный ущерб составляет менее 100 000 рублей.

Перед заполнением Извещения о ДТП необходимо:

  • найти свидетелей и взять их контактные данные;
  • проверить срок действия полиса ОСАГО у второго участника через открытую базу данных РСА (ссылка: Официальный сайт РСА );
  • как можно подробнее зафиксировать повреждения и место аварии на фото или видео.

Если бланк отрывной (выданный при оформлении страховки), то его лицевая сторона является копирующей. Разделять листы надо только после заполнения лицевой стороны, чтобы оба экземпляра были идентичны. Лицевая сторона заполняется водителями вместе (в том числе схема ДТП), после чего листы отделяются, и каждый водитель заполняет обратную стороны своего экземпляра.

После этого обе стороны обращаются к страховщику и предоставляют ему свой лист Извещения о ДТП в течение 5 дней. Потерпевшему на подачу заявления о наступлении страхового случая также выделяется пять дней. Его лучше написать по образцу страховой компании, но закон не устанавливает строгих критериев: можно писать в свободной форме, но в официально-деловом стиле. Также для получения компенсации нужно предоставить: паспорт гражданина РФ, СТС и чеки на эвакуацию авто (если оно не передвигается своим ходом). После этого у страховщика есть 15 дней на запрос автомобиля на осмотр и 20 дней для перевода страховой премии.

Классическим способом

Если участники решили все же вызвать сотрудников ГАИ, то придется внимательно следить за тем, как будут заполняться документы. Особенно важно, чтобы автоинспекторы подробно перечислили повреждения автомобиля в справке о ДТП (если ущерб слишком большой, нужно заполнять отдельное приложение).

Вместо европротокола нужно предоставить страховщику справку о ДТП (формы 154), схему ДТП и объяснительные от участников. В остальном порядок действий и сроки обращения в СК такие же.

Проведение независимой экспертизы

Проведение независимой экспертизы организует СК, поэтому едва ли ее можно назвать “независимой”. Чаще всего выплаты занижают на такую сумму, чтобы получить выгоду, но не спровоцировать потерпевшего устраивать разбирательства. Поэтому многие просто соглашаются и оплачивают оставшиеся работы самостоятельно. Но, если выплаты чересчур занижены, нужно обязательно требовать перерасчета. Для этого после решения экспертизы от компании, предоставленной страховщиком, нужно выбрать специалиста другой компании.

Разногласия могут быть по двум поводам:

  1. Оценки повреждений. Тогда необходимо проводить дополнительный осмотр автомобиля.
  2. Неверной калькуляции. Расчет компенсации ведется по методике Центробанка, поэтому, если степень повреждений установлена верно, но допущена ошибка в расчетах, можно не проводить повторный осмотр, а предоставить специалисту акт осмотра или заключение предыдущей экспертизы.

Как выбрать правильного независимого эксперта?

Договор на проведение осмотра заключается с зарегистрированным юридическим лицом, сотрудником которой является техник эксперт, прошедший государственную аттестацию. При обращении к компании необходимо потребовать документы, подтверждающие квалификацию специалиста, и проверить его в государственном реестре Минюста России. Также в договоре должны быть указаны основание, дата и место проведения осмотра, характеристики автомобиля и прочее.

Как узнать, что страховая компания занизила страховую сумму

Средняя цена независимой экспертизы по России - около 8000р. Если удастся доказать, что СК занизила выплату, то она должна будет возместить и затраты на дополнительную экспертизу. Но СК не проведет доплату, если разница между результатами будет составлять менее 10%, так как суд считает такую разницу не недоплатой, а погрешностью.

Чтобы не понести дополнительные убытки можно попросить о предварительной оценке. Некоторые организации проводят неполный осмотр, цель которого - установить, какова предположительная разница между оценкой от СК и объективной оценкой и есть ли смысл проводить дополнительную полную экспертизу. Такой осмотр стоит гораздо меньше, но не будет оплачен страховщиком в случае одобрения доплаты, да и не все оценочные компании предоставляют такие услуги.

Порядок действий при обнаружении занижения

Восстановить справедливость можно двумя способами:

  • либо обращением с претензией в саму компанию (чаще всего этого достаточно);
  • либо иском в суд (обращаться в суд до подачи досудебной претензии нельзя).

Претензия в страховую

Написать претензию самостоятельно несложно, хотя помощь юриста, конечно, не помешает. В документе обязательно нужно перечислить свои требования и законные основания на них, указать реквизиты для перевода.

Часто СК не передает акты о наступлении страхового случая и о проведенном осмотре авто. Но при написании претензии их придется прикреплять в качестве доказательства. Поэтому придется подавать заявление на выдачу копий, ссылаясь на «Правила ОСАГО» (п. 4.23, 3.11), в которых прописано, что СК обязана предоставить копии актов осмотра ТС и о страховом случае, а также копию экспертного заключения после письменного прошения потерпевшего в течение пяти рабочих дней. В заявлении также нужно указать адрес для получения документов. По итогу у потерпевшего должна быть полная информация о проведенном осмотре и калькуляции.

В досудебной претензии стоит в юридическом стиле предупредить страховщика, что, если требования по доплате не будут выполнены, разбирательство дойдет до суда, а также будут поданы жалобы в РСА и ФССН (федеральная служба страхового надзора).

После подачи досудебной претензии могут быть различные исходы:

  1. Согласие . Вам выплатят требуемую сумму, и на этом конфликт будет исчерпан. Это маловероятный исход.
  2. Частичное согласие . Выгоднее всего страховщику поступить таким образом: выплатить не всю сумму и избежать судебных разбирательств, так как у потерпевшего уже не будет мотивации начинать судебный процесс.

В таком случае страховые могут идти на различные уловки. По закону СК самостоятельно решает, компенсировать ущерб деньгами или выдать направление на ремонт в СТО по своему выбору. Кроме случаев, когда имущественный ущерб больше предельной суммы 400 000 рублей - тогда СК не имеет право выбирать и всегда компенсирует деньгами. Но многие страхователи считают более выгодным денежное возмещение, так как качество ремонтов в СТО, предлагаемых страховщиком, часто оставляет желать лучшего. Этим и пользуются агенты СК: они предлагают выбор: немного заниженная сумма деньгами или полный ремонт. А, если потерпевший выбирает деньги, его заставляют подписывать документ, в котором есть пункт об отсутствии претензий. После этого судиться будет уже бессмысленно: юристы страховой компании развалят дело на основе этого договора.

  1. Отказ . Отклонение претензии означает, что страховая готова к судебный разбирательствам и, возможно, имеет законные основания для занижения выплаты. Перед подачей иска стоит проконсультироваться с юристом и выяснить, каковы шансы выиграть дело.
  2. Отсутствие ответа . По какой-либо причине СК может не дать ответа или просрочить его (ответ должен прийти в течение пяти рабочих дней). За каждый день недоплаты со страховщика можно требовать однопроцентную неустойку от размера недополученной суммы.

Обращение в суд

Если разница между положенной и выплаченной компенсациями намного больше 10%, то нужно обращаться в суд. Зачастую страховщики вообще не включают УТС в сумму компенсаций, хотя по закону обязаны это делать, если она более 5% от стоимости авто на момент аварии. Именно это чаще всего помогает истцам в суде.

Разница между рыночной стоимостью небитого и восстановленного автомобилей с одинаковыми характеристиками.

Если решение будет в пользу потерпевшего, страховщик выплачивает/компенсирует:

  • недоплаченную страховую премию на основании заключения от независимого технического эксперта;
  • однопроцентный пени на сумму долга за каждый день недоплаты;
  • затраты на проведение независимой экспертизы;
  • затраты на ведение судебного разбирательства (оплачивает адвокатов, юристов, представителей и так далее);
  • моральный ущерб (если адвокат сумеет доказать, что истцу это необходимо).

Обращаться необходимо в мировой суд по месту регистрации страховой компании или ее филиала. Самостоятельно отстаивать свои права в суде вряд ли выйдет хорошо, так как юристы страховщика имеют большой опыт в подобных делах и знают все «лазейки». Поэтому лучше купить услуги профессионалов. К тому же, если судья вынесет решение в пользу истца, как обычно бывает в делах о недоплатах по ОСАГО, все судебные издержки компенсирует ответчик.

Вот несколько вариантов передачи дела в руки профессионалов:

  1. Юрист . Лучше нанимать юристов только в сложных ситуациях. При выборе специалиста обращайте внимание на его портфолио и опыт в сфере дел об ОСАГО.
  2. Судебный представитель . Отличие от юриста в том, что представители не требуют предоплаты: их заработок - это проценты от выигранной в суде суммы. То есть при неудачном исходе дела, оплаты он не получит.
  3. Компании, скупающие дела у истцов . Третий вид профессионалов-юристов, они выплачивают истцу деньги за право выступать вместо него в суде. Истец получает деньги еще перед началом судебного разбирательства из бюджета организации, а компания забирает себе всю сумму, выигранную в суде.

Необходимые документы и как их получить

Для ведения дела и получения компенсаций нужно предоставить суду как можно больше информации о произошедшем. Чем больше будет , подтверждающих наличие основания для доплаты, тем больше шансов выиграть дело.

Вот список документов, необходимых для ведения разбирательства:

  • Извещение о ДТП . Если оригинал передается СК при подаче заявления о наступлении страхового случая, лучше сделать несколько его копий хорошего качества заранее. Если даже копий на руках нет, их можно потребовать у страховщика в любой момент в письменном виде.
  • Копии протокола и постановления об административном правонарушении . Они нужны, если ДТП оформляли сотрудники ГАИ.
  • Чеки и квитанции об оказанных услугах , связанных с выплатами, установлением недоплаты и прочее. (договор на проведение экспертизы, квитанции выплат от страховщика, квитанции об эвакуации автомобиля).
  • Доверенность на ведение дела , если в суде за истца выступает юридический представитель.

Заключение

Страховые компании часто пытаются получить дополнительную выгоду незаконными путями, надеясь на то, что страхователи не знают своих прав или не хотят участвовать в судебных разбирательствах. Но, если потерпевший все делал по закону, то шансы получить доплату близятся к ста процентам. Чаще всего обращаться в суд не приходится, а, когда до этого доходит, нужно обязательно обращаться за помощью к профессионалам.

В рамках Федерального закона № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик обязан автовладельцу возместить причинённый вред.

Случается, что страховая компания занизила размер компенсации по ОСАГО. Прежде чем предпринимать решительные действия, нужно разобраться, есть ли веские причины для занижения страховых выплат по ОСАГО.

Если имеет место нарушение закона, пытаются урегулировать спорную ситуацию без вмешательства суда. Если досудебные меры не дадут положительного результата – подают иск в суд.

Почему происходит занижение страховой выплаты?

Чем меньше средств компания заплатит автовладельцам по страховкам, тем больше денег она заработает для себя. Факт данного нарушения закона можно доказать лишь в суде.

Страховщик вправе уменьшить размер компенсации в случае превышения лимита выплат по ОСАГО, установленного государством.

Ограничения увеличили до следующих значений:

  • До 500 000 рублей за вред, причинённый здоровью пострадавших в ДТП.
  • До 400 000 рублей за ущерб, нанесённый транспортному средству и другому имуществу потерпевшего.

Каждое застрахованное лицо имеет право на выплату возмещения, соразмерного понесённому урону и не превышающего установленные законом ограничения.

Занижение выплат страховой компанией может произойти, когда расходы на ремонт транспортного средства или лечение пострадавшего выше верхних пределов.

Затраты сверх ограничения страховщик не будет компенсировать.

Есть законные основания, по которым СК может снизить сумму по ОСАГО. Таковыми являются:

  • Износ деталей, которым требуется замена.
  • Расчёт компенсации, не учитывая товарную стоимость.
  • Исключение из конечной суммы выплаты некоторых повреждений, указанных в смете: коррозия, повреждения лакокрасочного покрытия.

Часто автомобилисты пытаются оспаривать действия СК по 1и 2 пункту. Но суд не всегда удовлетворят такие иски.

Как уточнить размер возмещения по ОСАГО?

Если считаете, что страховщик выплатил маленькую сумму, необходимо уточнить размер выплат. Следует запросить акт о страховом случае в офисе страховщика.

В документе описывается дорожно-транспортное происшествие и рассчитывается сумма к выплате. Нужно сопоставить её с фактическими расходами на восстановление транспортного средства в строке «без износа». Если получаются цифры, близкие по значению, компания произвела верные расчёты.

Когда показатели сильно отличаются от реальных расходов, налицо занижение выплаты по ОСАГО.

Чтобы доказать неправильный расчёт компенсации, следует заказать независимую экспертизу.

Специалист даст объективное заключение о проделанном ремонте или о сумме предстоящих расходов, если восстановительные работы не проводились. Заключение независимого эксперта потребуется для отстаивания своих интересов в суде.

Что делать, если страховая занижает выплаты по ОСАГО?


Если на момент получения возмещения автомобиль восстановлен, обязательно сохранить все квитанции и чеки, подтверждающие понесённые расходы.

Составление претензии о занижении страховой выплаты по ОСАГО

Когда имеет место разница между двумя значениями возмещения, необходимо составить досудебную претензию в страховую компанию по занижению выплаты.

Унифицированной формы претензии нет. Обязательная информация:

  • Реквизиты СК.
  • Реквизиты потерпевшей стороны.
  • Изложение причины обращения.
  • Обозначение конечного результата – суммы возмещения по ОСАГО.
  • Срок принятие решения страховщиком.

Не следует в документе указывать срок в 10 дней. Претензия внутри СК проходит через несколько инстанций.

Образец претензии страховой о занижении страховой выплаты

К претензии обязательно приложить бумаги:

  • Паспорт пострадавшего (копия).
  • Новый расчёт страхового возмещения.
  • Копию полиса ОСАГО.
  • Платёжные документы, удостоверяющие расходы: квитанции, чеки.
  • Сведения о транспортном средстве: СТС или ПТС.

При подаче претензии в СК копию пакета документов необходимо заверить отметкой о получении. Это послужит гарантией, что страховщик при судебном разбирательстве не будет доказывать, что они не получали от застрахованного лица никакой документации.

СК по претензиям редко принимают положительные решения. Обращения автомобилистов часто остаются без ответов.

Можно направить жалобу в Российский Союз Автостраховщиков во время ожидания выплаты от СК (10 дней). Этот шаг тоже не является гарантией истребования положенной по закону компенсации.

Направление иска в суд

Исковое заявление в суд можно подавать после расчёта возмещения по ОСАГО и попыток досудебного урегулирования спора. При исчислении суммы принимают во внимание:

  • Стоимость экспертизы транспортного средства.
  • Расходы на ремонтные работы по оценке эксперта.
  • Затраты на уведомление страховщика.

Из итоговой суммы вычитается часть, которую СК перечислила автомобилисту.

Если ТС больше 5 лет, и оно попало в ДТП первый раз, в расчёт компенсации включают утрату товарной стоимости. Хозяин машины вправе потребовать от СК возмещения судебных издержек в любой сумме.

Перед обращением в судебную инстанцию собирают пакет документов:

  • Бумаги, подтверждающие право собственности на ТС.
  • Копии документации из ГИБДД о факте аварии.
  • Акт осмотра автомобиля.
  • Акт о наступлении страхового случая.
  • Досудебную претензию к страховщику.
  • Полис ОСАГО.
  • Расчёт страховой выплаты от СК и независимого эксперта.
  • Копии иска в суд (3 экземпляра).
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

В исковом заявлении обязательно указывают наименование судебного органа, сведения об истце, реквизиты ответчика.

Оформив «шапку» документа, формируют основную часть:

  • Сущность проблемы.
  • Нарушения, допущенные ответчиком.
  • Ущемлённые права истца.
  • Ссылки на законодательные нормы, которыми пренебрёг ответчик.
  • Расчёт денежной суммы по ОСАГО к выплате.

Можно скачать образец искового заявления, составленного по всем правилам в интернете или обратиться за помощью к юристу. В случае принятия судом положительного решения СК выплатит удержанную сумму по ОСАГО и возместит судебные издержки.

С момента ДТП и оформления протокола потерпевший должен в течение 15 дней обратиться в СК за получением компенсации. Если компания безосновательно занизила сумму, ей направляют претензию, подают жалобу в РСА. Если результатов не будет, обращаются в суд.

Досудебное решение спора обязательно. В рамках изменений, внесённых в ФЗ «Об ОСАГО» судебная инстанция не примет иск, если не было попыток досудебного урегулирования.

Если вашему автомобилю причинен вред в ДТП, виновником которого вы не являетесь, можно воспользоваться правом на страховое возмещение (выплату), направив соответствующее заявление и необходимые документы страховщику. В течение следующих пяти рабочих дней вы обязаны представить страховщику поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (п. п. 1, 10 ст. 12 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Примечание. Если в ДТП участвовали два автомобиля и более (в последнем случае, если ДТП произошло после 25.09.2017), ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, и вред причинен только автомобилям, заявление о прямом возмещении убытков направляется страховщику, застраховавшему вашу ответственность. В иных случаях заявление о страховом возмещении (выплате) направляется страховщику, застраховавшему ответственность виновника ДТП (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).

На практике страховщики сразу проводят экспертизу автомобиля силами экспертной организации, с которой у страховщика заключен договор. Если результат такой экспертизы вас не устраивает и вы не согласны с размером предлагаемого страховщиком страхового возмещения, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите рассчитанную страховщиком сумму страховой выплаты

Если вас не устраивает сумма страховой выплаты, которую страховщик рассчитал после проведения экспертизы поврежденного автомобиля, не отказывайтесь от нее, ведь это не препятствует дальнейшим вашим действиям в целях получения доплаты к страховой выплате.

По общему правилу страховщик должен произвести страховую выплату в течение 20 календарных дней, не считая нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению вашего заявления и документов.

При нарушении указанного срока страховщик должен уплатить вам неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере 1% от рассчитанной суммы страхового возмещения (п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Шаг 2. Самостоятельно обратитесь к экспертам для получения заключения независимой экспертизы (оценки)

Для того чтобы подтвердить, что полученная страховая выплата занижена и не покрывает ваши расходы на ремонт автомобиля, потребуется еще одна экспертиза. Ее вы должны организовать самостоятельно и за свой счет.

Обратите внимание!

Если вы не представили поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра и (или) независимой экспертизы страховщику в согласованную с ним дату, вы не вправе самостоятельно организовывать независимую экспертизу (оценку), а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное вами заявление. Результаты самостоятельно организованной экспертизы в таком случае не принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения (п. 11 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Обратитесь к эксперту-технику (физическому лицу, прошедшему профессиональную аттестацию и внесенному в государственный реестр экспертов-техников) или в экспертную организацию (к юридическому лицу, имеющему в штате не менее одного эксперта-техника) с заявлением о проведении экспертизы (п. 4 ст. 12.1 Закона N 40-ФЗ).

В заявлении наряду с предложением о заключении договора о проведении экспертизы обязательно указываются:

Полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;

Ваши Ф.И.О., дата и место рождения, а также место жительства;

Вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы.

Стоимость проведенной экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению (п. 14 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

По результатам экспертизы вы получите экспертное заключение (отчет эксперта).

В претензии необходимо указать о несогласии с размером произведенной страховщиком страховой выплаты и заявить требование о доплате к ней. Приложите к претензии документы, обосновывающие ваше требование, в частности договор ОСАГО и документы, подтверждающие наступление страхового случая и величину причиненного имущественного вреда (экспертное заключение).

В течение десяти календарных дней, не считая нерабочих праздничных дней, со дня поступления претензии страховщик должен рассмотреть ее и удовлетворить ваше требование о доплате к страховой выплате либо направить вам мотивированный отказ в удовлетворении такого требования (п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Примечание. Указанный десятидневный срок рассмотрения страховщиком претензии потерпевшего подлежит применению к отношениям между страховщиком и потерпевшим, возникшим в связи с ДТП, имевшими место после 04.07.2016 (п. 4 ст. 3 Закона от 23.06.2016 N 214-ФЗ).

Если ответ страховщика на заявленное требование вас не удовлетворит или ответа не последует в указанный выше срок, переходите к следующему шагу.

Шаг 4. Подготовьте исковое заявление и предъявите его в суд

В случае отказа страховщика добровольно удовлетворить требование о доплате страхового возмещения вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части, неустойки, штрафа и морального вреда (п. 21 ст. 12, п. п. 2, 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 1 ст. 17, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

Срок обращения в суд по спорам, вытекающим из договоров обязательного страхования риска гражданской ответственности, составляет три года и исчисляется с момента, когда вы узнали или должны были узнать об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков не в полном объеме (п. 2 ст. 966 ГК РФ; п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 58).

Следует учитывать, что сроки осуществления страхового возмещения и размер санкций за несвоевременность их исполнения страховщиком должны быть рассчитаны в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения договора лицом, виновным в ДТП (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

В части подсудности и уплаты госпошлины (освобождения от нее) к отношениям, возникающим из договора ОСАГО, применяется законодательство о защите прав потребителей. Так, вы вправе по своему выбору обратиться с иском в суд по месту нахождения страховщика (ответчика), по вашему (истца) месту жительства или пребывания либо по месту заключения или исполнения договора страхования (п. 2 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

К исковому заявлению необходимо приложить копии (по количеству ответчиков и третьих лиц) иска и документов, подтверждающих обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, а также соблюдение вами досудебного порядка урегулирования спора, например заявление страховщику о страховом возмещении (выплате), требование о доплате и отказ страховщика добровольно удовлетворить это требование (ст. 132 ГПК РФ).

Документы представляются в виде надлежащим образом заверенных копий (ч. 2 ст. 71 ГПК РФ).

Вы освобождаетесь от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

При удовлетворении судом ваших требований, которые не были удовлетворены страховщиком добровольно, суд взыскивает со страховщика в вашу пользу штраф в размере 50% от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате, и суммой страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Часто автомобилисты жалуются на то, что страховая компания занижает сумму выплат при компенсации по системе ОСАГО.

Однако нужно помнить — согласно действующей практике, при расчете компенсации по полисам ОСАГО страховые компании учитывают так называемый износ запчастей. То есть, если машина старая, то за многие элементы страховщик выплатит лишь часть от стоимости. По договорам ОСАГО, заключенным с 1 октября 2014 года, предельное значение износа деталей, учитываемое при определении страховой выплаты, составляет 50%. По договорам, заключенным до 1 октября 2014 года, предельное значение износа деталей, учитываемое при определении страховой выплаты, составляет 80%. Выплата за детали, существенно влияющие на безопасность транспортного средства, производится без учета износа.

А с 1 декабря 2014 года начала работать методика единого расчета стоимости ремонта и цен на запчасти - отныне они берутся из единых справочников средней стоимости. Эти справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ для 12 экономических районов.

Кстати, Российский союз автостраховщиков разработал онлайн-сервис, который позволит любому пользователю получить информацию о средней стоимости запасной части и нормо-часа в своем экономическом районе. Сервис доступен на сайте РСА . Сначала надо выбрать задачу: средняя стоимость запчасти или нормо-часа. Затем выбрать экономический район, марку машины и каталожный номер детали.

Согласно новой редакции закона об ОСАГО от 4 июля 2016 года потерпевший первым делом обязан представить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику, задача которого — в течение 5 рабочих дней организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу поврежденного транспортного средства. Внимание! Если владелец пострадавшей машины не предоставит её на осмотр страховщику, то он не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу. Результаты последней просто не будут приняты для определения размера страховой выплаты. Независимую экспертизу можно делать лишь после того, как страховая компания проведет свою.При организации последней вы должны в письменном виде (или телеграммой с уведомлением) сообщить страховщику о проведении экспертизы! После повторной экспертизы нужно направить претензию в страховую компанию. Одновременно с этим рекомендуется написать жалобу в ФСФР (Федеральную службу по финансовым рынкам) и РСА (Российский союз автостраховщиков).

Если и после этого страховая компания отказывается заплатить справедливую сумму на ремонт автомобиля, то придется подавать заявление в суд. Бояться суда не надо — очень часто при предоставлении полного пакета документов и данных независимой экспертизы, судьи встают на сторону автомобилистов. Иск менее 50 тыс. руб. подается к мировому судье по месту регистрации страховой компании, более 50 тыс. руб. в суд общей юрисдикции по месту регистрации страховой компании.

Если же страховая компания вообще отказывается платить (на это у нее есть 20 дней после подачи полного пакета документов), то в этом случае необходимо по закону сначала попытаться решить все вопросы в досудебном порядке. Для этого потерпевший должен направить в страховую компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в 10-дневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. При этом потерпевший вправе требовать выплату неустойки (пени) за каждый день просрочки выплаты страхового возмещения. Одновременно с этим можно писать жалобы в РСА и ФСФР.

Помните - согласно новой редакции закона об ОСАГО без попыток решить все вопросы с досудебном порядке суд не будет рассматривать ваше заявление. Данный порядок распространяется на все претензии (иски), поданные начиная с 1 сентября 2014 года.

Также следует отметить, что законом однозначно установлено, что страховщик несет ответственность по всем договорам, заключенным агентом или брокером, в том числе если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия. Кроме того, страховщик несет ответственность за несанкционированное использование бланков (кроме случаев обращения в компетентные органы о хищении соответствующего бланка полиса ОСАГО до наступления страхового случая).

Документы, подаваемые в суд при отказе в выплате компенсации:

  • Исковое заявление в 3-х экземплярах;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Копия заявления о страховой выплате;
  • Копия справки о ДТП, выданной органом милиции;
  • Копия извещения о ДТП;
  • Копия протокола об административном правонарушении;
  • Копия постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Копия документа, подтверждающего право собственности на автомобиль.

Еще не так давно конфликты между водителями и страховыми компаниями возникали не только из-за откровенного нежелания платить за ремонт, но и из-за разных методик расчета ущерба. Ведь на протяжении почти 11 лет в России одновременно (!) существовали пять способов расчета стоимости ремонта автомобиля. И страховые компании этим активно пользовались - например, иногда при необходимости замены переднего крыла не учитывали стоимость снятия и установки бампера. Не считали и цену шпаклевки или скотча, которые обязательно используется при покраске.

Однако 16 октября 2014 года Президиум Российского союза автостраховщиков утвердил справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. То есть была создана единая методика расчета ущерба, которая является обязательной для всех страховщиков и судебных экспертов. Она предусматривает учет не только запчастей и расходных материалов, но и ремонта (то есть заплатить за замену крыла без учета стоимости снятия бампера уже не получится). Также составлен единый метод расчета износа элементов.

Кроме того, были утверждены справочники стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ (в них более 80 млн позиций). Правда, новые справочники охватывают лишь автомобили, сделанные начиная с 2002 года. По остальным моделям расчет стоимости деталей станут производить по старой схеме - будет браться средняя стоимость среди трех предложений на рынке.