Тайная миссия крейсера «Эдинбург. В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга» Договор с мистером Джессопом

Более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, был поднят с борта затонувшего военного корабля.
Легкий крейсер «Эдинбург» был современным кораблем, принятым в состав британского флота лишь в июне 1939 года

Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу

Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.
В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.
28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.
30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.

Командир «Эдинбурга» кэптен Хью Фолкнер и командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике крейсера, апрель 1942 года

Снимок сделан со стороны кормы «Эдинбурга», поврежденной торпедой. Виден масштаб повреждений.

Палуба «Эдинбурга» после попадания торпеды с U 456 в буквальном смысле встала на дыбы.

Затопить, чтобы не достался врагу



Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».
В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.
Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 - в Госстрахе СССР, на 1/3 - в английском Комитете по страхованию военных рисков.
В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.

Тральщик «Харриер» снимает команду с крейсера. Заметен крен «Эдинбурга» на левый борт.

Британский эсминец «Форсайт» - «убийца поневоле». Именно его торпеда отправила на дно «Эдинбург», положение которого было сочтено безнадежным.

Командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике «Эдинбурга».
После потопления крейсера Бонэм-Картер перенес свой флаг на крейсер «Тринидад», и вскоре тот тоже был потоплен. Этот момент был сразу подмечен суеверными моряками, которые с черным юмором стали называть спасательные жилеты «бонэмами».

Договор с мистером Джессопом

Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.
В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.
Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.
В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 - Москве, 1/3 - Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.

«Я нашел его! Я нашел золото!»



Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.
В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.

Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.
Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.
Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.

Кейт Джессоп с найденным золотом.

Большой куш



Члены экспедиции по подъему сокровищ «Эдинбурга» позируют с золотыми слитками после успешного завершения работ.
Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.
5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.
Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.

Уникальный экспонат



Так выглядело золото «Эдинбурга», поднятое на поверхность через 40 лет после гибели корабля.
Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.
Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.
В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.
Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст» ), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны ), частично - «обратный ленд-лиз »: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. [ ] 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ HMS Edinburgh Fire demonstration

Субтитры

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей, особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании, установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15, «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн, и вооружённые артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 6,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146 800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192 200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций). 30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман ». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск. Второй мировой войны в Баренцевом море . Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута . Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна. На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.

Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но сравнительно недавно, около 30 лет назад, золотые слитки были подняты с глубин одного из самых холодных морей - Баренцевого. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а - Советского Союза.

Это было золото, которым СССР рассчитывался с Великобританией за поставки по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Затонуло оно вместе с английским крейсером "Эдинбург", который входил в состав морского конвоя, направлявшегося из Мурманска в Рейкьявик.



Основным источником ленд-лиза (по-английски, lendlease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду) были США, которые с 11 марта 1941 года стали помогать Великобритании, а с 1 октября 1941 года - и Советскому Союзу. Поставки вооружения, стратегического сырья, продовольствия осуществлялись британскими морскими конвоями. Первый из них под названием "Дервиш" прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя и ушло в Англию - 36. Те, которые шли из Великобритании, обозначались аббревиатурой PQ, а конвои, идущие из Советского Союза - QP.

28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию отправился конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера "Эдинбург", 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. В строжайшей тайне на крейсер "Эдинбург" были погружены в 93 деревянных ящиках 5,5 тонн золотых слитков (465 штук). Возглавлял конвой "Эдинбург", на котором держал свой флаг, командующий эскадрой контр-адмирал Стюарт Бонем-Картер. Командовал крейсером опытный капитан Хью Фолкнер.

Корабли шли на север и должны были обогнуть Норвегию. До траверза острова Медвежий их сопровождали советские эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Крейсер "Эдинбург" с эсминцами "Форсайт" и "Форестер" присоединились к конвою уже в море. Конвой выстроился в походный ордер и начал движение во главе с "Эдинбургом". Крейсер шел противолодочными зигзагами со скоростью 18-19 узлов. Конвой входил в зону действия немецких подводных лодок, основной задачей которых было нападение на суда конвоя.

30 апреля командир подводной лодки U-456 капитанлейтенант Макс-Мартин Тайхерт неожиданно обнаружил одинокий крейсер, который к этому времени значительно опередил тихоходные транспорты конвоя. Это был его шанс. Четыре часа маневрировала вражеская подводная лодка, выбирая удобную для атаки позицию. В 16:10 с дистанции 1200 м Тайхерт дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна - в центральную часть корпуса, другая - в корму. Кормовая часть вместе с рулями и двумя винтами оторвалась и мгновенно пошла ко дну. Палуба позади четвертой орудийной башни задралась вверх, препятствуя боевой работе орудий. "Эдинбург" в одночасье лишился хода и управления. К крейсеру подошли английские эсминцы "Форсайт" и "Форестер" и советские - "Гремящий" и "Сокрушительный". Началась героическая борьба команды крейсера за живучесть корабля. Вскоре на "Эдинбурге" крен был ликвидирован и введены в действие носовые двигатели. Крейсер с трудом, со скоростью 3 узла, начал двигаться. Вместо рулей служили буксиры эсминцев, которые направляли корабль по курсу. К этому времени у эсминцев "Гремящий" и "Сокрушительный" закончилось топливо и они вынуждены были уйти для заправки на базу. В ночь на 1 мая "Эдинбург" двинулся обратным курсом на Мурманск. Ему надо было пройти 450 миль, для чего понадобилось бы 4 дня. Подошедшие к тому времени сторожевой корабль "Рубин" и английские тральщики увеличили ход крейсера до 8 узлов.

Начались злоключения и конвоя. Его обнаружили три немецких эсминца: Z-7, Z-24 и Z-25. Начался жестокий бой немцев с конвоем. Им удалось потопить советский пароход "Циолковский", после чего они ушли к поврежденному "Эдинбургу". Крейсер продолжал умело сражаться со значительно превосходящими силами противника. Одна из семи выпущенных немецкими эсминцами торпед все же попала в "Эдинбург".

Капитан Фолкнер и адмирал Картер

Капитан крейсера Фолкнер приказал машинной команде подняться наверх. Возникла реальная угроза захвата немцами смертельно раненного крейсера. В этой критической ситуации адмирал Картер принимает нелегкое решение затопить корабль. Он не мог допустить, чтобы золото, о котором знали только несколько высших офицеров, досталось врагу. Отдается команда экипажу покинуть корабль. 750 человек переходят на тральщики. Места на них было настолько мало, что было приказано оставить все личные вещи, за исключением вахтенного журнала и некоторых навигационных приборов. Командир корабля Фолкнер и адмирал Картер покинули крейсер последними. "Эдинбург" добивали орудиями, потом - глубинными бомбами, но крейсер все еще оставался наплаву. Его удалось потопить только торпедой с эсминца "Форсайт".

Гибель "Эдинбурга" вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный" якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся "Эдинбург" мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 - ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.

Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти "Эдинбург" и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели "Эдинбурга". Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

Советский Союз в лице спецслужб с самого начала отнесся к этой инициативе с недоверием. Компетентные органы считали, что под видом поисково-спасательных работ англичане будут проводить шпионские операции. Для переговоров в Лондон была направлена советская делегация с целью ближе ознакомиться с планами работ и лично с Джессопом. Бывший боцман во время обязательного в таких случаях банкета понравился, в соответствии с долями их страховок, нашим представителям и был настолько открыт, что даже поделился с ними координатами "Эдинбурга".

В апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой "Джессоп марин рикавериз". Поскольку крейсер ушел на дно с погибшими на нем моряками, англичане объявили его воинским захоронением. По международным законам никому, кроме самих англичан, нарушать покой погибших было нельзя. Поэтому фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: "Без спасения нет вознаграждения". По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами - 1:3.

Выбор английской компании в первую очередь был обусловлен отсутствием в Советском Союзе необходимой для проведения таких подводных работ техники и оборудования. Джессоп в свое время произвел в подводном деле настоящую революцию, применив для подводных работ гелиевокислородную дыхательную смесь под необходимым давлением. Кроме того, его фирма могла привлечь к работам ведущие мировые компании. Они имели опыт проведения работ по освоению нефтяных месторождений в Северном море и располагали специальными судами.

1 мая 1981 года поисковое судно "Даммтор" вышло в море и начало поиски крейсера. В работах применяли гидролокаторы, позволяющие фиксировать на дне любые неровности. Далее эти неровности обследовали с помощью глубоководного маневренного аппарата, передающего информацию на поисковое судно.

"Эдинбург" был обнаружен на глубине 260 метров, лежащим на левом борту. К сожалению, проникнуть внутрь корпуса через пробоину в правом борту было невозможно, так как ее рваные края могли повредить шланги жизнеобеспечения водолазов. Был разработан план, согласно которому в районе порохового погреба, где должны были храниться ящики с золотом, прорезалось большое отверстие размером 5х5 метров. Через него водолазы проникали в корпус корабля. Перед этим они долго тренировались на однотипном крейсере "Белфаст", предоставленном Великобританией.

"Стефанитурм"

В начале сентября работы продолжило спасательное судно "Стефанитурм". Оно стало над местом гибели крейсера и автоматически удерживалось на нем с помощью береговых станций наведения при любом волнении моря. Спуск водолазов к месту работы на глубине осуществлялся при помощи водолазного колокола. Давление гелиево-кислородной смеси в барокамере, где на спасательном судне водолазы готовились к работе, было равным давлению в колоколе. Оно, в свою очередь, соответствовало глубине, на которой производились подводные работы. Из барокамеры в колокол водолазы переходили через специальный шлюз. Такая схема подачи дыхательной смеси под давлением около 25 атмосфер значительно сокращала время на декомпрессию водолазов и увеличивала их работоспособность. В барокамере было три жилых отсека: один на 6 и два на 4 человека. Колокол доставлял на глубину смену из двух водолазов и был оборудован механизмом компенсации вертикальных перемещений "Стефанитурма" при волнении моря.

Через отверстие в 16-миллиметровой обшивке корпуса смена водолазов в кромешной темноте, почти наощупь, стала пробиваться к орудийному погребу. На это ушло 10 дней. Время, отведенное на экспедицию, стремительно сокращалось, а золота все не было.

И вот, наконец, 16 сентября водолаз Джон Росье находит первый слиток. От волнения и перенапряжения он чуть не потерял сознание. Когда слиток подняли на поверхность и передали в руки Кейту Джессопу, он закричал: "Это мой слиток!". Работа пошла веселее, и через некоторое время на палубе "Стефанитурма" лежал 431 слиток золота. Все они были помещены в каюту, закрытую на три замка, ключи от которых находились в руках представителей сторон - участников операции.

Кейт Джекссоп со слитками золота

Следует отметить, что атмосфера на судне была хоть и радостной, но проникнутой тревогой и недоверием. Чтобы обезопасить экспедицию от нападения пиратов, Советский Союз выделил сторожевой корабль. На "Стефанитурме" постоянно находились представители наших спецслужб - Леонид Мелодинский и Игорь Ильин. Кроме наблюдения за ходом работ, они должны были ознакомиться и сфотографировать иностранную глубоководную технику. Мелодинский не расставался с фотоаппаратом и настойчиво вникал во все подробности операции. Об этом англичане, конечно, знали и даже, как вспоминал Мелодинский, подпилили ему шестерню перемотки пленки. С английской стороны на судне тоже присутствовал агент спецслужбы, но цели у него были совсем другие. В одной из кают располагался некий Альфред, который редко выходил на палубу и большую часть времени возился вдали от глаз команды с какой-то аппаратурой. По мнению советских представителей, он готовил подводный взрыв для определения системы работы нашей противолодочной обороны. Операция "Эдинбург" подходила к концу. "Стефанитурм" со слитками на борту направлялся в Мурманск. Неожиданно капитан остановил судно, и из каюты вышел Альфред с подозрительной "научной" аппаратурой. Мелодинский и Ильин потребовали объяснений от капитана и подняли такой шум, что незадачливый агент был вынужден запереться в своей каюте. Вполне возможно, что это была мнимая опасность, порожденная холодной войной, но бдительность советских людей восторжествовала.

Как мы уже знаем, на "Эдинбурге" находилось 465 золотых слитка, из которых поднято на поверхность 431. Оставшиеся на дне слитки поначалу не очень огорчали ни Джессопа, ни страны - участницы экспедиции. Со временем появились сомнения в том, что на дне остались только 34 слитка. Командующий Северным флотом во время войны адмирал Арсений Головко в своих мемуарах писал, что крейсер "пошел на дно вместе с грузом золота, составившим около десяти тонн". Что это - некомпетентность жертвы секретности или сознательная дезинформация?..

В 1986 году разрешить этот вопрос взялась английская компания "Вартуз Вильямс", с которой был заключен контракт, аналогичный первому. С экспедиционного судна "Дипвотер-2" был спущен водолазный колокол с тремя водолазами. Два из них работали на глубине, а третий - оставался в колоколе для страховки. Водолазами был вскрыт и обследован соседний с артиллерийским погребом отсек. Если на крейсере была вторая партия золотого груза, то ее, вероятнее всего, разместили бы здесь. Но это помещение было заставлено только ящиками с пиротехникой. Золота в нем не было.

Водолазы-глубинники совершили 23 погружения и подняли на поверхность 29 золотых слитков, оставшихся от первой экспедиции; 5 слитков бесследно исчезли в носовой части погреба, разрушенного снарядом во время боя. Общий вес спасенного второй экспедицией золота составил 345 килограммов. Оно оценивалось в то время примерно 3 миллиона фунтов стерлингов. Золотые слитки были перегружены в море на сторожевой корабль "Резвый" и доставлены в Мурманск.

Операция "Эдинбург" считается одной из наиболее удачных спасательных работ, так как было спасено почти 99% затонувших слитков золота. Сколько же золота пришлось на долю каждой стороны, участвовавшей в этой уникальной операции? Если учесть, что по документам на "Эдинбург" было погружено 465 слитков золота общим весом 5534,6 кг, а спасено 460 слитков весом 5500 кг, то окончательный расчет по договорам даст следующие результаты: фирмы-спасатели получили 2490 кг, Советский Союз - 2257,5 кг и Великобритания - 752.5 кг. Кейт Джессоп стал миллионером, лично получив 3 миллиона долларов. Вся спасательная экспедиция обошлась в 2.5 миллиона долларов.

На этой благополучной ноте можно было бы и закончить рассказ о "сталинском золоте", как иногда его называют за рубежом. Но часто задаются вопросом, а какова была реальная помощь Советскому Союзу по ленд-лизу и действительно ли она была такой бескорыстной? Ответить на эти вопросы лучше всего цифрами.

От Великобритании СССР получил 7400 самолетов, 4292 танка, 5000 противотанковых орудий и другое военное снаряжение. Из США в Советский Союз поступило 14 795 самолетов, 7500 танков, 37 600 грузовых автомашин, 8000 тягачей, 5100 джипов и много продовольственных грузов. От США, Великобритании и Канады он получил 539 кораблей и катеров. Особенно ценными были 99 тральщиков, 53 десантных кораб ля и радиолокационные станции. Как нетрудно убедиться, значение поставок по ленд-лизу было огромным. Была ли эта помощь совсем бескорыстной? Нет.

Советский Союз оплачивал сверхнормативные грузы поставок, а также производил поставки в США хромовой и марганцевой руды, платины, золота, леса, пушнины. Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 года составили 9,8 миллиарда долларов. В порядке обратных поставок США получили от Советского Союза товаров и услуг на 7,3 миллиарда долларов. Так что судите сами, насколько бескорыстной была помощь по ленд-лизу.

В заключение хочется напомнить, что в водах Северной Атлантики и Баренцевого моря покоятся сотни затонувших кораблей. Места гибели многих из них известны, но все еще нет единых правил, которые бы устанавливали, кто имеет право поднимать ценные грузы и в какой доле может на них претендовать. Сейчас каждая такая находка порождает судебные иски.

Атака немецкой субмарины

По этой причине американские искатели сокровищ не торопятся раскрывать тайну самой сенсационной находки этого года - потопленного немцами в Атлантике британского транспорта. По оценкам специалистов, стоимость его груза составляет почти 4 миллиарда долларов. Сейчас кладоискатели ждут, когда объявятся и договорятся между собой претенденты на эти сокровища. А они немалые: английские алмазы и 80 тонн золота и платины в слитках активов Госбанка СССР. По одной из версий, драгоценные металлы корабль вез из Мурманска в качестве оплаты поставок по ленд-лизу.

Хочется надеяться, что к этому времени Россия, преемница СССР, научится самостоятельно проводить серьезные подвод ные работы и не будет приглашать для этого "варягов".

Слитки крейсера «Эдинбург»

28 апреля 1942 года из порта Мурманск в открытое море вышел грузовой конвой британских военных кораблей, которые возглавлял крейсер «Эдинбург». На его борту находился сверхсекретный груз — 465 слитков советского золота по 11-12 кг каждый. Крейсеру предстояло выполнить секретную миссию: доставить золото в США в счет оплаты военных поставок Советскому Союзу по ленд-лизу.

Но до американского порта назначения крейсер не дошел. 30 апреля две немецкие подводные лодки выстрелили в него торпедами. Две попали в середину корпуса. Крейсер остановился, на нем начался пожар, он накренился, части команды удалось спастись. Но немцы, выследившие солидную добычу, жаждали добить британца. На подмогу подводным лодкам прибыли два фашистских эсминца. И снова две торпеды попали в корпус. Однако завершили гибель корабля свои, англичане. Они не хотели, чтобы крейсер достался врагу, и сами торпедировали его. «Эдинбург» вместе с ценным грузом ушел на дно Баренцева моря.

Это была большая потеря и для Советского Союза, и для его союзников. И хотя ценный груз успели застраховать с обеих сторон и выплаты состоялись в валюте, тем не менее золото самой высокой пробы объемом свыше 5,5 т оставалось лежать на дне Баренцева моря. И никто не помышлял о его подъеме. Казалось, оно пропало навсегда. После окончания войны Британия объявила место затопления крейсера «Эдинбург» «военной могилой». divnomorskoe.ru цены на проживание дивиноморск на конец августа начало сентября Это означало, что любые попытки спуститься к кораблю будут пресекаться по закону, а проникнувшие в его трюмы станут преступниками.

И все же разговоры о необходимости поиска судна и попытки поднять хотя бы часть золота начались в начале 1950-х годов. Британцы опасались, что Советы могут опередить их. Опыты с проведением глубоководных работ активно проводились и той и другой стороной. Все указывало на то, что недалек день, когда одна из сторон объявит о начале операции. Надо было что- то предпринимать. Британцы неоднократно выходили в море, спускали водолазов, но техника тех лет, суровые погодные условия в Баренцевом море, холодная вода и значительная глубина залегания судна — около 250 м — не позволяли проникнуть в трюм судна.

Идеей опуститься к «Эдинбургу» в конце 1970-х годов загорелся профессиональный водолаз, который работал на морских буровых площадках, Кейт Джессоп. Это с его подачи в глубоководные скафандры стали подавать обогащенную смесь гелия с кислородом. Теперь водолазы могли долгое время спокойно работать на большой глубине.

В 1979 году Кейт Джессоп вместе с одной норвежской фирмой приступил к поискам затонувшего судна. В результате они довольно четко определили его местонахождение. Теперь оставалось официально объявить о цели своей подводной экспедиции британскому правительству, найти соответствующих спонсоров и подходящее судно с водолазным оборудованием.

Через год Джессоп создал собственную фирму, к которой подключилась британская и западногерманская компании. Таким образом, в распоряжении Джессопа оказалось современное судно и специальное водолазное и поисковое оборудование. Спуски начались в мае 1981 года. В первый же день водолазы обнаружили судно и сняли небольшой видеофильм, который как документ предъявили правительствам Великобритании и СССР.

С этого момента между Москвой и Лондоном начались официальные переговоры. Стороны договорились, что все затраты по подъему слитков несет фирма Джессопа. Audi q5 купить бу - ЛДФ , официальный дилер. Автосалон в Москве. В случае неудачи никакой компенсации она не получит. В случае же удачи его фирме полагается 45 % от найденного золота, а 55 % в пропорции 2:1 делят между собой Москва и Лондон.

Основные подъемные работы проводились в сентябре того же года. Десять водолазов вели работы на глубине 250 м, все они жаловались на недомогание. После нахождения первого слитка золота работы активизировались. За три недели на поверхность подняли 431 слиток общим весом 5129 кг. За всеми работами вели наблюдение представители британской и советской сторон. На «Эдинбурге» оставалось еще 34 слитка. Но погода ухудшилась, водолазы вымотались, и было принято решение прекратить работы. Общая сумма поднятого драгоценного металла составила 81 миллион долларов. Личная доля Кейта Джессопа составила более трех с половиной миллионов долларов.

Спустя пять лет, в 1986 году, британцам удалось поднять еще 29 слитков. Но Джессоп в этой операции уже не участвовал. Оставшиеся 5 слитков искать не стали.

Предлагаю вашему вниманию ув. коллеги, историю гибели британского крейсера «Эдинбург», роковую роль в судьбе которого сыграли торпеды с подводной лодки U 456.

28 апреля 1942 года Мурманск покинул конвой QP-11, в составе которого находились 13 торговых судов. Охранения конвоя составляли 12 военных кораблей, включая и легкий крейсер «Эдинбург», который нес флаг командующего 18-й эскадры крейсеров контр-адмирала Бонэм-Картера. В это же время в море уже находился другой конвой PQ-15, который направлялся в Мурманск. Немцы, зная о движении этих караванов на встречу друг другу, постарались приготовить им теплую встречу в ледяных водах Баренцева моря. Адмирал Nordmeer Губерт Шмунд, в подчинении которого находились подводные лодки в Арктике. выделил для этого 9 субмарин, сведя их в группу Strauchritter, которая была создана для поиска и атаки указанных конвоев. В их число вошла и U 456 под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта, действовавшая на арктическом театре уже 4 месяца.

Макс Тайхерт (фото с uboat.net)

QP-11 был обнаружен немецкими лодками через два дня, когда «семерка» U 88 Хейно Бомана установила с ним визуальный контакт в первые часы 30 апреля. В 01:20 Боман оповестил штаб и своих коллег сообщением:
"Вижу вражеский конвой. Квадрат АС5925. Держит курс на север".
После получения сообщения Бомана, Тайхерт предположил, что если он будет придерживаться своего курса (норд-вест), то рано утром конвой будет им обнаружен. Тем не менее, после получения в 09:24 нового сообщения с U-88 о нахождении конвоя в квадрате АС 5921, держащего курс на запад, Тайхерт понял, что его лодка находится севернее от точки нового местонахождения конвоя. U 456 изменила свой курс и стала двигаться на встречу противнику.

А в это время в составе эскорта QP-11 произошли некоторые изменения. Бонэм-Картер решил покинуть конвой, так как считал, что «Эдинбург» подвергается большой опасности со стороны вражеских ПЛ, сопровождая тихоходные суда. По мнению адмирала, высокая скорость и противолодочный зигзаг являлись лучшей защитой от угрозы из-под воды. Вышеупомянутая U 88 уже выходила в атаку на конвой рано утром 30 апреля, выпустив в 06:03 три торпеды по эскортируемым судам, которые правда в цель не попали. Случившееся вызвало сильное беспокойство Бонэм-Картера и побудило его отдать приказ командиру «Эдинбурга» покинуть конвой. Правда, командир крейсера кэптен Фолкнер придерживался другого мнения, но был вынужден подчиниться. Как показали дальнейшие события, прав оказался именно он.


Легкий крейсер "Эдинбург"
(фото с uboat.net)

В 10.12 командир U 456 был вызван на мостик. Первый вахтенный офицер Рудольф Цорн доложил об обнаружении слева по борту тонкого столба дыма. Тайхерт принял решение начать сближение с его источником. В 11.20 U 456 обнаружила крейсер типа «Белфаст» о чем доложила в штаб Шмунда:
"Крейсер типа "Белфаст" в квадрате АС5582, курс на запад, быстрый ход противолодочным зигзагом".

U 456 начала преследование вражеского корабля. Но верхняя вахта лодки периодически теряла крейсер из виду. В 14:22 Тайхерт отправляет в штаб еще одну радиограмму, в которой докладывает о попытке поддержании контакта с крейсером и отсутствии возможности для атаки. В 15.10 на U 456 снова устанавливают визуальный контакт с «Эдинбургом» и на этот раз Тайхерту необычайно везет - вражеский корабль, маневрируя, идет прямо на него. Лодка погружается и начинает предзалповое маневрирование. В 15.48 находясь на перископной глубине Тайхерт замечает, что крейсер меняет курс, но через 10 минут снова ложится на прежний. Затем снова следует смена курса. В это время на лодке совершенно некстати запотевает командирский перископ, и Тайхерт маневрирует под водой, руководствуясь данными акустика.

В 16.10 командир U 456 в очередной раз поднимает перископ и видит крейсер, двигающийся зигзагом в его направлении. Но из-за запотевания перископа вражеский корабль виден очень расплывчато и нечетко, что мешает Тайхерту точно определить элементы движения цели. Тогда Тайхерт определяет их на глаз: скорость 20 узлов, курс 180 градусов, расстояние 4000 метров и отдает команду приготовить к стрельбы торпедные аппараты 1, 2 и 4. В 16.18 лодка веером выпускает три торпеды. Через 80 секунд, что приблизительно соответствовало расстоянию в 1200 метрам, на U 456 слышат два следующих друг за другом взрыва. Торпеды попадают в крейсер, причиняя ему тяжелейшие повреждения - «Эдинбург» имеет большую пробоину в левом борту от попадания первой торпеды и лишается после попадания второй двух винтов и руля.


U 456
(фото с subsim.com)

Но на U 456 дела, правда, дела тоже идут не самым лучшим образом. Сразу после залпа лодка начинает «брыкаться» и на короткое время показывает свой нос на поверхности. Тайхерт, во избежание обнаружения, приказывает инженер-механику взять ее под контроль и вернуть ее на перископную глубину. Приказ исполняется, но в запотевший перископ ничего кроме пятен не видно. Это вынуждает командира ПЛ принять решение о всплытии. U 456 появляется на поверхности в 16.32 и Тайхерт видит результат своей атаки: имеющий крен «Эдинбург», описывает циркуляцию на скорости 5-6 узлов. Корабль окутан желтым дымом. Лодка погружается для того, что бы попытаться добить противника, но это решение было видимо весьма оптимистичным, так как перископ выходит из строя окончательно.

В 16.50 акустик докладывает об обнаружении шума винтов нескольких эсминцев, приближающихся к лодке. Тайхерт прекращает все попытки атаковать крейсер и уходит на безопасное расстояние, что бы избежать контратаки неприятеля. Лодка проводит под водой несколько часов и появляется на поверхности только в 19.45, что бы снова начать поиск поврежденного крейсера. В 20.20 U 456 устанавливает визуальный контакт с «Эдинбургом», рядом с которым находятся несколько эсминцев. Тайхерт посылает в штаб доклад о своем успехе:
"16.18. Два попадания во вражеский крейсер типа "Белфаст", квадрат АС5519, дистанция 1000 метров, глубина 4. На корабле сильный пожар. Имеет крен. Повторная атака невозможна из-за волнения на море и запотевания перископа. Через 30 минут после атаки появились вражеские эсминцы!"

Не имя возможности добить крейсер Тайхерт держался поблизости, передавая сообщения в штаб о его местонахождении, пока лодка не была замечена и загнана под воду эсминцами. Но покидать место событий U 456 просто так не собиралась. Тайхерт продолжил поиск «раненного» крейсера.

Получив сообщение U 456, Шмунд приказывает выйти в море на поиски конвоя трем германским эсминцам: «Герман Шеманн», Z-24, Z-25. Данное соединение кораблей под командованием капитана цур зее Шульце-Хинрикса обнаружило QP-11 на следующий день после полудня. Но успех немцами был достигнут достаточно скромный - эсминцы сумели потопить лишь одно судно (советский пароход «Циолковский»), так как британский эскорт оказал им яростное сопротивление, лишив возможности Шульце-Хинрикса добиться большего успеха. Тогда Шмунд перенацеливает своих «охотников» на другую цель, эсминцы получают приказ начать поиск «Эдинбурга».

Шульце-Хинрикс обнаружил крейсер и его сопровождение утром 2 мая. В 6:17 между британскими и немецкими кораблями начался бой, в ходе которого обе стороны понесли потери. Британцы серьезно повредили «Герман Шеманн», немцам же удалось нанести тяжелые повреждения британским эсминцам «Форестеру» и «Форсайту», а так же одна из выпущенных им торпед попала в «Эдинбург», который, тем не менее, все еще держался на плаву. Однако, не смотря на то что, ситуация складывалась в пользу немцев, Шульце-Хинрикс приказал Z-24 и Z-25 выйти из боя и заняться спасением экипажа «Шеманна», который был добит ими после того, как с него была снята большая часть экипажа. Закончив с «Шеманном» немецкие эсминцы начали возвращение на базу.

Для британцев такой исход событий был весьма благоприятен, но спасти «Эдинбург» у них уже не оставалось никаких шансов. Крейсер был обречен. Сняв экипаж с помощью подошедших британских тральщиков и советского СКР, в 8:52 эсминец «Форестер» выпустил в «Эдинбург» торпеду, после попадания, которой, крейсер затонул. Находящийся недалеко от места сражения Тайхерт так описал произошедшие события:
«6:29 ч., На поверхности начался артиллерийский бой. Постоянно слышны артиллерийские залпы - адский концерт, который продолжается до 8:25 ч. В 8:52 ч., внезапно слышны очень сильные шумы. Зловеще! Крейсер затонул».

Адмирал Губерт Шмунд отдал лавры победителя над крейсером U 456, так как посчитал ее вклад в гибель крейсера более существенным, чем действия кораблей Шульце-Хинрикса. Но тем не менее, «дырку» для ордена Тайхерту сверлить не пришлось. Наградой за «Эдинбург» стало лишь упоминание его имени в германской прессе и не более. Вероятно, знай немцы о грузе британского крейсера, Рыцарский Крест он бы мог получить еще при жизни.

При создании этой заметки использовались следующие источники:
KTB U 456
K. Adrian " Kapitanleutnant Max-M.-Teichert" А. Сергеев "
Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942"