Положение бюджетном учете бюджетном учреждении. Московский государственный университет печати. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Необходимость ведения бухгалтерского учета в организациях различных видов деятельности, в том числе и бюджетных учреждениях, определена Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и БК РФ.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» в бюджетных учреждениях не применяется. Тем не менее, требование обязательного формирования «учетной политики», а также правила ее составления закреплены в Законе о бухгалтерском учете и каких - либо исключений для бюджетных учреждений не предусмотрено.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета под учетной политикой бюджетного учреждения понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

Учреждение организует бухгалтерский учет в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ, определяющими единую государственную учетную политику для бюджетных учреждений. Однако в инструкции недостаточно полно отражены организационные и методические особенности учетной политики бюджетного учреждения.

Принятая учетная политика утверждается приказом руководителя бюджетного учреждения и применяется последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий его деятельности.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета, изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности учреждение объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Учетная политика бюджетного учреждения включает в себя организационную и методическую составляющие.

Организационная составляющая учетной политики бюджетного учреждения должна включать в себя следующую информацию: организация бухгалтерской службы; график документооборота; формы первичных учетных документов; форма бухгалтерского учета и учетных регистров; создание номенклатуры дел и организация хранения документов; технология обработки учетной информации; порядок и сроки проведения инвентаризации; рабочий план счетов; постановка бухгалтерского учета в филиалах; порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями.


Организация бухгалтерской службы. Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово - хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

В соответствии с законодательством существуют следующие варианты организации бухгалтерской службы в бюджетном учреждении:

бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

передача ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

передача ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению.

Деятельность бухгалтерии должна регламентироваться следующими организационно-распорядительными документами: положением о бухгалтерии, должностными инструкциями работников бухгалтерии, штатным расписанием бухгалтерии. В положении о бухгалтерии подробным образом излагаются цели, задачи, функции, права и обязанности, взаимоотношения и организация труда работников бухгалтерии.

В обязанности бухгалтерских служб входит:

ведение учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области учета, анализа, аудита;

осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета;

своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением и системными указаниями по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также за сохранностью финансовых и нефинансовых активов в местах их хранения и эксплуатации;

начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам учреждений, стипендий учащимся, студентам, аспирантам в образовательных заведениях;

своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения бюджетов в пределах санкционированных расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;

ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

отражение по методу начисления результатов финансовой деятельности учреждения по бюджетной и внебюджетной деятельности;

ведение учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований в разрезе кодов доходов и расходов бюджетной классификации РФ;

контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно - материальных и других ценностей;

проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;

составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов к ним;

ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;

хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела;

участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Штатный состав бухгалтерии рассчитывается в зависимости от специфики деятельности учреждения и от объема учетной информации на основании Межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 26.09.95 №56.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бюджетного учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Все работники бюджетного учреждения, а при централизации учета – все обслуживаемые учреждения обязаны выполнять требования главного бухгалтера в части оформления и предоставления в бухгалтерию необходимых документов, сведений. Права и обязанности главного бухгалтера отражены в «Положении о главных бухгалтерах», утвержденном постановлением Совмина СССР от 24.01.1980г. №59 (с изменениями и дополнениями) и в ФЗ «О бухгалтерском учете» от № 402-ФЗ от 06 декабря 2011г.

Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно - финансовая, расчетных операций, основных средств, продуктов питания и т.д.

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Главный бухгалтер разрабатывает и утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии.

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их функций, прав, обязанностей, ответственности, подчиненности и др. Наличие должностной инструкции позволит правильно организовать труд работников бухгалтерии и обеспечить четкое и грамотное выполнение учетных функций.

Основные должностные обязанности и квалификационные характеристики бухгалтеров и главного бухгалтера определены в Сборнике тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 06.06.96 № 32 (с изменениями и дополнениями) и в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37 (действующая редакция от 12.02.2014).

При централизации бухгалтерского учета централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

График документооборота. Документооборот в учреждении – это сложная система, требующая постоянного контроля и регулирования. Он оказывает значительное влияние на эффективность деятельности учреждения, является залогом обеспечения полноты и достоверности бухгалтерской информации.

Понятие документооборот включает в себя составление графика движения документов в учреждении с момента их создания или получения до принятия к учету, обработки, завершения исполнения, передачи в архив.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя учреждения.

График должен устанавливать в учреждении рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, работающих с каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию, согласно графику документооборота, необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

При составлении графика документооборота главному бухгалтеру необходимо применять Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином РФ и соблюсти следующие требования: первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты; при приеме документов должна осуществляться проверка арифметических вычислений; документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов; все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления; по любой сделке должны быть предъявлены все необходимые документы (договор и дополнения к нему, накладная или акт о выполнении, счет-фактура, платежное поручение).

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета - для всех обслуживаемых учреждений.

Формы первичных учетных документов. Все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательными документами служат первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н
«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых бюджетными учреждениями, а также Методические указания по применению форм документов и регистров учета.

Согласно этому приказу, в бюджетном учреждении применяются унифицированные формы первичных учетных документов Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД): класса 03 «Унифицированные формы первичной учетной документации» (таблица 2), класса 04 «Унифицированная система банковской документации» (таблица 3), класса 05 ОКУД «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» (таблица 4). В случае использования неунифицированных форм первичной учетной документации необходимо руководствоваться требованиями финансового и гражданского законодательства к оформлению первичных документов.

Таблица 2 - Формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД

№ п/п Код формы
Табель учета рабочего времени
Расчетная ведомость
Платежная ведомость
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
Акт о списании автотранспортных средств
Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
Приходный кассовый ордер
Расходный кассовый ордер
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
Акт о приемке материалов
Требование-накладная
Накладная на отпуск материалов на сторону
Путевой лист строительной машины
Путевой лист легкового автомобиля
Путевой лист специального автомобиля
Путевой лист грузового автомобиля
Путевой лист автобуса не общего пользования

Таблица 3- Формы документов класса 04 «Унифицированная система банковской документации» ОКУД

Таблица 4 - Формы документов класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД

№ п/п Код формы Наименование формы документа
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда
Меню-требование на выдачу продуктов питания
Ведомость на выдачу кормов и фуража
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения
Акт о списании материальных запасов
Расчетно-платежная ведомость
Платежная ведомость
Карточка-справка
Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы
Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях
Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам
Квитанция
Кассовая книга
Табель учета посещаемости детей
Извещение
Акт о списании бланков строгой отчетности
Уведомление по расчетам между бюджетами
Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)
Справка
Акт о результатах инвентаризации
Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса
Справка о финансировании и кассовых выплатах

Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций).

Форма бухгалтерского учета и учетных регистров. Под формой бухгалтерского учета принято понимать определенное сочетание построения и взаимосвязи регистров, а также порядок и способы регистрации и группировки в них учетной информации. Ранее в бюджетных учреждениях применялась мемориально-ордерная форма учета, а в связи с выходом новых инструкций бюджетное учреждение обязано применять новую форму учета, приближенную к журнально-ордерной, но не являющейся таковой, т.к. не предусмотрен кредитовый порядок перенесения оборотов в Главную книгу.

Для систематизации первичных данных учета предназначены регистры бухгалтерского учета, которые определены Приказом Минфина РФ № 173н. К ним отнесены журналы, книги, карточки и иные формы.

К регистрам синтетического учета в рамках системы бюджетного учета относятся: журнал операций по счету «Касса»; журнал операций с безналичными денежными средствами; журнал операций расчетов с подотчетными лицами; журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; журнал операций расчетов по оплате труда; журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; журнал по прочим операциям; журнал по санкционированию; главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим данный регистр.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Причем проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными журналами операций за счет бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников.

При наличии технической возможности регистры учета могут формироваться на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись.

В случае комплексной автоматизации бухгалтерского учета (а именно ведения учета с использованием программных продуктов) формирование регистров учета должно осуществляться с периодичностью, установленной в рамках учетной политики, но не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской отчетности. В данном случае рекомендуется регистры учета выводить на печать ежемесячно.

Ошибки, обнаруженные в регистрах бюджетного учета, исправляют в порядке, действующем в коммерческом учете.

Исправления ошибок оформляют Справкой (ф. 0504833), в которой делают ссылку на номер и дату исправляемого журнала операций.

В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

Создание номенклатуры дел и организация хранения документов. По истечении каждого отчетного месяца первичные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. Если документов немного, их можно брошюровать за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке указывают: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; общее количество листов.

Первичные учетные документы брошюруются в бухгалтерии по участкам учета в хронологическом порядке по номерам пачек за месяц. Выходные формы документов хранятся отдельно по каждому разделу учета и соответствующему субсчету.

Первичные учетные документы, регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или шкафах.

Если документы пропали или уничтожены, руководитель учреждения назначает комиссию по расследованию причин происшедшего.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов. Результаты работы комиссии оформляют актом, который утверждает руководитель учреждения. Копию акта направляют в вышестоящее учреждение.

Требования к хранению документов определены ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете». Так, организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Конкретные сроки хранения документов приведены в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Росархивом 6 октября 2000 г.) и в Основных правилах работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главного архивного управления при Совмине СССР от 15 августа 1998 г. №263 (в редакции последних изменений от 6 октября 2000 г.).

В соответствии с этими документами установлены следующие сроки хранения для отдельных первичных учетных документов, регистров учета и форм отчетности: бухгалтерские балансы и отчеты, приложения и пояснения к ним: для годовых – постоянно, для квартальных – 5 лет; отчет об исполнении сметы расходов: для годовых – постоянно, для квартальных – 5 лет; первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции (кассовые, банковские документы, квитанции, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, табели, акты и т.д.) – 5 лет; лицевые счета работников – 75 лет; доверенности на получение материальных ценностей и денежных сумм – 5 лет; документы о переоценке основных фондов, определении амортизации, оценки стоимости имущества организации – постоянно.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики должны храниться не менее пяти лет после того года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. При формировании, хранении и дальнейшем использовании дел учреждения руководствуются ведомственными инструкциями.

Ответственность за организацию хранения первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Технология обработки учетной информации. Компьютеризированный бухгалтерский учет является одним из основных эффективных методов управления бюджетным учреждением. В современных условиях рынок программных продуктов для ведения бухгалтерского учета широк. Бюджетное учреждение в учетной политике отражает характеристики используемых бухгалтерской компьютерной программы и информационно-справочной системы.

Порядок и сроки проведения инвентаризации. ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» рассматривает проведение инвентаризации имущества и обязательств организации как одно из обязательных условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В настоящее время инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с порядком, установленным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится также в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001г. № 68н и «Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. №731.

Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности и их стоимостная оценка осуществляются с учетом положений постановления Правительства РФ от 14 января 2002г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» и совместного распоряжения Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. №1272-р/Р-8/149 «Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности».

Инвентаризация библиотечного фонда проводится в соответствии с письмом Минфина России от 04.11.1998 № 16-00-16-198 «Об инвентаризации библиотечных фондов».

Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества бюджетного учреждения, бюджетных средств и средств, полученных от внебюджетных источников, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета, что в конечном итоге способствует повышению достоверности информации при формировании отчетных показателей о результатах деятельности учреждения.

По обязательности проведения инвентаризация может быть обязательной и инициативной; по периодичности проведения – плановой и внеплановой; по степени охвата проверяемых объектов – полная и частичная; по методу проведения – натуральная и документальная.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации учреждения; в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

По отдельным активам и обязательствам представляется целесообразным проводить инвентаризацию чаще, чем один раз в год, например:

ежеквартально – дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

ежемесячно – наличных денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности в кассе учреждения, остатков производственных запасов, сырья, материалов, ГСМ и других товарно-материальных ценностей, состояния расчетов с обособленными подразделениями учреждения.

Сроки проведения инвентаризации библиотечного фонда следующие:

наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, – ежегодно;

редчайшие фонды – один раз в 3 года;

ценные фонды – один раз в 5 лет.

фонды библиотек, содержащие:

до 100 тыс. учетных единиц – один раз в 5 лет;

от 100 до 200 тыс. учетных единиц – один раз в 7 лет;

от 200 тыс. до 1 млн. учетных единиц – один раз в 10 лет;

свыше 1 млн. учетных единиц – поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет.

Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения назначается инвентаризационная комиссия.

Результаты инвентаризации оформляются:

инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 0504087 - по объектам нефинансовых активов;

актом инвентаризации наличных денежных средств в кассе (ф. 0504088) - по наличным денежным средствам;

инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. 0504086) - по ценным бумагам и бланкам документов строгой отчетности;

актом инвентаризации расчетов по дебиторской задолженности покупателей, поставщиков, по выданным авансам (ф. 0504089) - по расчетам.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в установленном законом порядке.

План счетов. План счетов бюджетного учета включает в себя пять разделов: 1) нефинансовые активы; 2) финансовые активы; 3) обязательства; 4) финансовый результат; 5) санкционирование расходов бюджетов.

Образец формы баланса бюджетного учреждения приведен в таблице 5.

Таблица 5 -ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

План счетов бюджетного учета предусматривает отражение текущих, инвестиционных, финансовых операций, как по кассовому методу учета, так и по методу начисления.

Первый и второй разделы представлены активными счетами; третий, четвертый и пятый разделы – пассивными счетами. Активно-пассивных счетов в бюджетном учете нет.

Номер счета состоит из двадцати шести разрядов (таблица 6).

Таблица 6 - Форма счета бюджетного учета

В план счетов бюджетного учета интегрирована бюджетная классификация, что позволяет учитывать влияние хозяйственных операций на стоимость активов и обязательств бюджетного учреждения (фрагмент плана счетов представлен в приложении 3).

При формировании номера счета предусмотрено отражение кодов классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов и др. (1-17 разряды), вида деятельности (18 разряд), код синтетического и аналитического учета (19-23 разряды), код классификации операций сектора государственного управления (24-26 разряды).

Разряд 18 – код вида финансового обеспечения (деятельности) учреждения. Этот код может содержать в качестве вида финансового обеспечения и деятельности:

1-деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2-приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 -средства во временном распоряжении;

4- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.

Для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):

8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:

9- средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Так как План счетов содержит несколько тысяч наименований счетов и многие из них бюджетным учреждением не будут использоваться, то учреждению нужно разработать рабочий план счетов, оптимальный для отражения финансово-хозяйственных операций.

При утверждении рабочего плана счетов учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в учете дополнительной информации, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Перечень счетов забалансового учета представлен в приложении 4.

На забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др. Учет на забалансовых счетах ведется по простой форме.

Все товарно-материальные ценности, а также арендованные основные средства, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

Постановка бухгалтерского учета в филиалах. Если у бюджетного учреждения есть филиалы, оно должно определиться, каким образом будет организована учетная работа. Первый вариант - организация бухгалтерских служб в филиалах, второй - ведение учета в бухгалтерии головного отделения учреждения.

Порядок контроля за хозяйственными операциями . В бюджетном учреждении целесообразно создать службу внутреннего контроля за хозяйственными операциями, выполняющую контрольно-ревизионные функции.

Руководитель бюджетного учреждения права выбора между различными методами отражения в учете отдельных операций не имеет, поэтому описанные ниже методические аспекты учетной политики бюджетного учреждения будут одинаковыми для всех учреждений, но с некоторыми отраслевыми особенностями.

Методические составляющие учетной политики бюджетного учреждения сводятся к следующим:

учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово - бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию и рациональное использование нефинансовых и финансовых активов;

предусмотрен раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств (ввиду различной экономической природы источников и как следствие этого – различных норм налогового регулирования);

интеграция с бюджетной классификации РФ плана счетов бюджетного учета позволяет на основе кодов классификации запасов активов, обязательств и потоков по операциям учитывать наличие активов и пассивов на начало отчетного периода, провести учет их изменений в результате финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период и отразить остатки на конец отчетного периода;

метод начисления, применяемый бюджетным учреждением, признает все операции в момент их возникновения, либо изменения экономической стоимости активов и обязательств (при методе начисления возникает понятие остатков (остатков нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств) и отдельно выделяются доходы и расходы). Метод начисления дает огромные возможности для управления, так как он представляет полную информацию о государственных активах и обязательствах;

нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы) оцениваются по первоначальной стоимости,куда включаются любые расходы учреждения, связанные с приобретением, сооружением, доставкой и доведением этих активов до состояния, пригодного для эксплуатации;

метод оценки материалов при принятии их к учету – фактическая учетная стоимость;

метод списания материальных запасов – по средней фактической стоимости;

метод начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам - линейный.

Иные методы оценки материалов (ФИФО, по стоимости каждого объекта) и иные методы начисления амортизации (уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет полезного использования, пропорционально объему производства продукции и др.) в бюджетном учете не применяются.

К методическим аспектам учетной политики бюджетного учреждения следует также отнести:

порядок определения себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ;

порядок распределения накладных расходов (при выпуске нескольких видов продукции, оказании различных услуг, выполнении различных работ).

В бюджетном учреждении накладные расходы могут распределяться:

пропорционально заработной плате работников, занятых данным видом предпринимательской деятельности;

пропорционально стоимости израсходованных материалов;

пропорционально всей сумме прямых расходов.

Метод распределения прибыли в бюджетном учреждении заключается в следующем: прибыль может распределяться по двум фондам – фонду средств на материальное поощрение и социальные выплаты и фонду средств на содержание и развитие материально-технической базы.

Бюджетное учреждение, согласно действующему законодательству, не создает резервы по сомнительным долгам.

Ведение бухгалтерского учета - это процедура, посредством которой осуществляется организация и регулирование бухучета обособленного учреждения любого типа. Рассмотрим, каким образом выстраивается система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2019 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2019 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2019 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2019 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

С 1645 года имеются сведения о существовании городских смет, но правил по их отчетности не было.

Приказы собирали деньги, расходовали, их остатки находились в Приказах. Если был дефицит, то занимали у другого Приказа. Гласность о состоянии финансовых дел Приказа не допускалась. С 1802 года образовалось Министерство финансов. Стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров, но общих правил не существовало.

В 1811 году был издан «Наказ Министерства финансов». В его основу положен план финансов. В нем расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние, бесполезные. По «Наказу» к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов сметы по единой форме. Министерство финансов составляло сводную смету, вносило ее в Государственный совет, а Государственный совет представлял на утверждение Государю.

Недостатки правил «Наказа» и отсутствие гласности привели к хаотическому состоянию государственных финансов. В связи с этим Министерство финансов командировало в Западную Европу специальную комиссию для изучения бюджетного дела. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов. Результатом явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством финансов «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 года».

Эти Правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним, разграничения постоянных и временных расходов, специальных расходов по основным направлениям.

Для утверждения сметы данные за отчетный период должны были быть представлены в соответствии с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к п равилам, которое предусматривало строгое разделение доходов и расходов на параграфы и статьи. Бюджетные п равила от 8 марта 1906 года предоставили Министерству финансов право возлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии Государственной думы и Государственного совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств на возникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего знака. Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силе роспись предыдущего года. В случае дефицита заем заключался без согласия Государственной думы.

С 1917 года можно выделить следующие этапы.

Первый этап. 1917–1938 гг. – становление бюджетного учета, характеризуется ведением его по простой системе. Учет регламентировался и нструкцией по счетоводству и отчетности для правительственных административных учреждений (1923 г.), и нструкцией по ведению учета по простой системе (1927 г.), и нструкцией о бухгалтерском учете по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР (1932 г.). Текущий учет осуществлялся по трем планам счетов:

· для учета операций по исполнению сметы расходов по бюджету;

· для учета операций по внебюджетным средствам;

· по учету операций в неуставных подсобных хозяйствах.

Второй этап. 1939–1955 гг. – внедрение двойной системы учета.

4 ноября 1938 года – Инструкция по БУ по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах.

11 ноября 1938 года утверждена и нструкция по БУ по двойной системе учета в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах.

Согласно указанным и нструкциям БУ велся по двойной или простой системе в зависимости от объема работы бюджетного учреждения и размера получаемого финансирования. В 1938 году утвержден единый план счетов, содержащий перечень счетов, необходимых для отражения всех операций по исполнению смет. Уставные подсобные хозяйства бюджетных учреждений должны были руководствоваться счетными планами, установленными для учета основной деятельности предприятий, соответствующих отраслей народного хозяйства. В связи с этим бюджетные учреждения стали составлять 2 баланса.

Третий этап. 1955–1987 гг. – унификация учета:

· в 1955 году Министерство финансов СССР утвердило п оложение о бухгалтерских сметах и балансах в учреждениях, организациях, состоящих на государственном бюджете СССР. Оно определяло права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценки их статей и другие вопросы. Изданы новые инструкции по ведению учета по двойной и простой системам.

· в 1958 году Министерство финансов СССР утвердило методические указания.

Четвертый этап. 1988 год – усовершенствование.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор