Гендиректор теперь должен подчиняться главбуху. Гендиректор теперь должен подчиняться главбуху Подчиняется ли главный бухгалтер учредителю

Август 29, 2019

Источник публикации: «Главбух», 2019, № 17

Теперь все работники обязаны слушаться главбуха, когда дело касается первички. В Законе о бухучете появилось новое правило. В интернете полемика: бухгалтеры опасаются, что новые полномочия влекут и повышенные риски. Так ли это, «Главбух» разобрался вместе с экспертами по бухучету и юристами.

Новая норма в Законе о бухучете гласит: письменные требования главбуха или другого лица, которое ведет учет, обязательны для работников компании. Речь идет о требованиях главбуха правильно оформлять документы и вовремя передавать их в бухгалтерию. Поправки действуют с 26 июля 2019 года (Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ).

Такое же правило было в прежнем Законе о бухучете, который действовал до 2013 года. Когда приняли Закон № 402-ФЗ, это правило исключили, а сейчас опять вернули. У бухгалтеров и экспертов новая норма вызвала четыре принципиальных вопроса. Читайте далее ответы на эти вопросы и смотрите образец письменных требований к первичке, которые работают на главбуха, а не против него.

Разве поправки гарантируют, что бухгалтерия получит правильную первичку?

Бухгалтеры сомневаются, что новая норма закона будет идеально работать на практике. Слабо верится, что менеджеры и подотчетники благодаря ей станут вдруг с первого раза приносить в бухгалтерию правильные документы, причем вовремя. Работники обычно выполняют те правила, за нарушение которых могут наказать. Но как главбух может наказать менеджеров или коммерческого директора, который не принес авансовый отчет по командировке? Главбуху эти работники не подчиняются. Получается, что без поддержки директора заставить всех выполнять требования бухгалтерии проблематично. Об этом говорят и эксперты по бухучету.

Тем не менее плюс в новой норме все же есть. Ее появление - удачный повод для того, чтобы обратиться к директору с предложением навести порядок в документообороте. Ссылайтесь на изменения в Законе о бухучете. Попросите директора подписать документы, которые реально помогут вам решать проблемы с первичкой. Что это за спасительные документы, узнаете дальше.

Комментарий эксперта:

Алексей Иванов, доцент, заместитель заведующего кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита по научной работе Южно-Уральского государственного университета, к. э. н.

«Работа по наведению порядка в документах и документообороте бывает успешной только при активном участии директора. Поэтому не думаю, что новая норма закона об обязательности требований главбуха обеспечит полноту и достоверность отчетности, как заявили ее разработчики».

Если у главбуха стало больше полномочий, значит, риски тоже выше?

Главбухи опасаются: раз стало больше власти, то прибавилось и ответственности. Если главбух письменно сформулирует свои требования к документообороту, то будет отвечать за все ошибки, в том числе платить штраф из собственного кармана. На самом деле это не так.

Риски штрафов часто связаны с тем, что в учете компании проходит недостоверная первичка или с опозданием отражаются доходы. На этот счет в Законе о бухучете по-прежнему есть выгодные для главбуха нормы. Вот они, их никто не отменял.

Работник, который оформил первичку, обеспечивает достоверность ее данных и своевременную передачу в бухгалтерию. Главный бухгалтер не отвечает за достоверность первички, которую составил кто-то другой (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

С главбуха не должны требовать личный штраф, если отчетность исказили из-за недостоверности первички, которую составили другие лица, или из-за несвоевременной передачи документов для регистрации в учете (примечание 1.1 к ст. 15.11 КоАП).

Тот факт, что первичку оформил не главбух, подтверждают подписи на этом документе. Дату, когда документы попали в бухгалтерию, можно фиксировать. Например, в реестре, по которому менеджеры будут передавать документы в бухгалтерию. Другой вариант - завести специальный журнал регистрации документов.

Таким образом, документ с требованиями главбуха к первичке не должен привести к дополнительным рискам. Так считают и налоговые юристы. Наоборот, документ удобен, так как вы можете ссылаться на него. Во-первых, в переписке с работниками, чтобы получить недостающие документы или исправить первичку. Во-вторых, на проверке, если инспекторы выявят занижение налогов. Документ, в котором вы установите ответственных за первичку и сроки ее передачи, дополнительно подтвердит, что вы не должны платить административный штраф за нарушения в учете.

Комментарий юриста:

Владислав Брызгалин, управляющий партнер, директор группы компаний «Налоговый щит»

«Считаю, что новая норма об обязательности требований главбуха не влечет для него дополнительной ответственности. Напротив, она позволит доказывать, что документы оформили или представили не вовремя в нарушение требований главбуха. Значит, ошибки в учете возникли не по его вине».

Новая бумажка с требованиями обязательна или можно обойтись без нее?

Коллеги рассудили: раз в законе теперь сказано о письменных требованиях к первичке, всем главбухам придется составить новую бумагу. Разберемся, так ли это.

По общему правилу компания утверждает порядок документооборота в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Допустим, в учетной политике вы уже закрепили ответственных за первичку и сроки передачи ее в бухгалтерию. Работникам выдали инструкции, как заполнять документы. Значит, вы уже сформулировали требования к первичке. Может быть, по факту их и не выполняют, но это уже другой вопрос. К нему вернемся позже.

Возьмем другую ситуацию. В учетной политике компании нет требований к срокам передачи документов. Тогда вы можете закрепить их в любом документе. Например, составить график документооборота. Чтобы минимизировать ошибки в первичке, можно разработать инструкции для менеджеров и других работников.

Еще один вариант - составить регламент, в котором закрепить все требования к первичке, в том числе сроки передачи в бухгалтерию. Фрагмент такого регламента - в образце 1. Расширенный вариант - в электронной версии статьи. →e.glavbukh.ru

Возможно, в компании уже есть положения о командировках и выдаче денег под отчет. Тогда правила для первички по командировкам и подотчетным можно установить в этих же документах.

Считаете, что дополнительные бумаги по правилам для первички в вашей компании не нужны? Не составляйте их. Новый закон не обязывает это делать.

Как сделать, чтобы требования главбуха выполнялись?

Главбуху напрямую подчиняются только сотрудники бухгалтерии. В таких условиях не так просто добиться, чтобы требования к первичке выполняли другие работники. Но кое-что все же в ваших силах.

Утвердите бумагу с требованиями к первичке у директора. Настаивайте, чтобы в должностных инструкциях менеджеров закрепили обязанность правильно оформлять первичку или получать документы от поставщика и вовремя передавать в бухгалтерию (образец 2 →39). В должностную инструкцию главбуха включите право требовать выполнения правил по первичке (образец 3 →39).

Чтобы стимулировать менеджеров выполнять требования к первичке, добавьте специальное условие в положение о премировании (образец 4 →39). Напишите, что бонусы менеджерам начисляются, только если они вовремя сдали документы в бухгалтерию.

Ольга Солдатова, ведущий эксперт журнала «Главбух»

Внес изменения в Закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 9 Закона о бухучете главные бухгалтеры вновь получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований. Но теперь — такое требование должно быть в письменной форме.

Право требования

Главный бухгалтер имел право требовать исполнения своих указаний по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений от всех работников организации с момент принятия первого Закона о бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ. И эта норма оставалась неизменной чуть более 15 лет. Однако в новом Законе о бухучете, принятом в 2011 году, этой нормы не стало. И вот спустя семь с половиной лет главные бухгалтеры вновь получили право исполнения своих требований — соответствующая норма появилась в Законе о бухучете. И это правильно!

Однако теперь эта норма звучит так:

Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
Требование в письменной форме выполнения своих указаний у главбуха может вызвать неоднозначную реакцию. С одной стороны, если какому-то нерадивому работнику направить письменное уведомление о его «грехах» перед бухгалтерией, то это может существенно повысить исполнительскую дисциплину. Ведь за неоднократное невыполнение требований главбуха такого работника будет проще привлечь к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, на практике «грешными» перед бухгалтерией бывают многие работники и не только рядовые. Поэтому каждому направлять такие письменные обращения об исправлении «грехов» будет слишком трудоёмко.

Но и не выполнить требования Закона о бухучете о письменной форме требования главному бухгалтеру нельзя.

С чего начать?

Практика показывает, что любое начинание главбуха может стать успешным, если его поддержит руководитель учреждения.

Если же у руководства возникнут сомнения (например, оно может рассудить так: как так главбух будет рассылать свои письменные указания не только рядовым работникам, но и начальникам подразделений! Раздавать указание может только лично начальник!), то главбух может сослаться на результаты проведения Счетной палатой РФ, федеральной налоговой службой России, федеральным казначейством контрольных мероприятий (например, Представление Счетной палаты РФ от 30.05.2019 № ПР 02-123/02/2-05). По информации этих ведомств ежегодно выявляются нарушения норм законодательства о бухучете в учреждениях бюджетной сферы в части оформления, передачи первичных учетных документов, регистрации содержащихся в них данных, в частности:

  • хозяйствующий субъектом не обеспечено оформление первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива;
  • с учетом графика документооборота, являющегося приложением к Учетной политике, устанавливающего периодичность составления и представления первичных учетных документов о поступлении и списании нефтепродуктов один раз в месяц, материально ответственным лицом акты о списании материальных запасов представлялись в бухгалтерию с задержкой до полугода;
  • отдельными получателями средств федерального бюджета при совершении фактов хозяйственной жизни: несвоевременно составлены первичные учетные документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • недостоверное отражение в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге;
  • несвоевременное составление и предоставление в бухгалтерию первичные учетных документов привело к необоснованному списанию дебиторской задолженности.
Указанные нарушения чаще всего становятся основанием для их квалификации, как грубого нарушения к бухгалтерскому учету и отчетности. Напомним, что с 9 июня этого года вступили в силу изменения в КоАП, внесенные Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.
Обратите внимание! Согласно новой редакции части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ теперь под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности в учреждениях бюджетной сферы понимается, в том числе:
  • включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.
Очевидно, что такие грубые нарушения возможны только при отсутствии контроля со стороны главного бухгалтера за соблюдением работниками учреждения требований инструкций по учету и отчетности, а также положений утвержденной учетной политики.

Поэтому главбуху целесообразно заручиться одобрением начальства на последующие действия. А следующий шаг — это внесение изменений и дополнений в учетную политику учреждения.

Изменение политики

Обратите внимание! Согласно Федеральному стандарту учета для организаций госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), начиная с 1 января 2019 года, изменения законодательства РФ могут быть основанием для внесения изменения в учетную политику.

Так, согласно пункту 12 СГС «Учетная политика», уточнение учетной политики производится, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. А изменения в Закон о бухучете, внесенные Федеральным законом № 247-ФЗ, как раз соответствуют такому случаю.

Напомним, что согласно пункту 16 СГС «Учетная политика», последствия изменения учетной политики , вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что изменения Закона о бухучете в части полномочий главного бухгалтера прямо не влияют на какие-то показатели бухучета или отчетности. Однако, реализация главбухом таких полномочий позволить повысить качество и достоверность данных бухучета. А раз новая редакция Закона вступила в силу с 26 июля, то именно с этого дня новые требования Закона о бухучете должны найти отражение в учетной политике учреждения. Заметим, что несоответствие положений учетной политики учреждения нормам Закона о бухучете в ряде случаев контролирующими органами может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.6 КоАП.

Поэтому в целях обеспечения соблюдения требований учетной политики, а также для установления дополнительной ответственности должностных лиц хозяйствующего субъекта за неисполнение данных требований, в учетной политике учреждения целесообразно предусмотреть:

  • случаи, в которых главный бухгалтер (лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) вправе и/или обязан предъявить письменные требования в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений);
  • варианты действий и решений должностных лиц, к которым обращены указанные требования, порядок их оформления;
  • сроки реагирования на письменные требования главного бухгалтера;
  • последствия неисполнения названных требований, порядок привлечения к ответственности, ее виды — за неисполнение, ненадлежащее исполнение требований;
  • порядок действий и принятия решений главным бухгалтером в случае выполнения, невыполнения, ненадлежащего выполнения его письменных требований.
С учетом вышесказанного реализация положений Федерального закона № 247-ФЗ в учетной политике учреждения после 26 июля 219 года может выглядеть, например, так:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА на 2019 год (с 26.07.2019 года)

(выдержка)

ХХ. Выполнение работниками требований главного бухгалтера в письменной форме

ХХ.1. Требования главного бухгалтера в письменной форме о соблюдении положений учетной политики учреждения, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета обязательны для всех работников (сотрудников), руководителей структурных подразделений и административно-управленческого персонала (далее — работники).

ХХ.2. В случае нарушения работником положений настоящей учетной политики, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета главный бухгалтер предъявляет такому работку в письменной форме требование об устранении нарушения.

ХХ.3. После ознакомления с требованиями главного бухгалтера работник обязан устранить нарушение в течение срока, согласованного с главным бухгалтером. В случае отказа работника от ознакомления с требованиями об устранении нарушений, главный бухгалтер в течение одного рабочего дня готовит рапорт о привлечении такого работника к дисциплинарной ответственности.

ХХ.4. В случае, если главным бухгалтером выявлено нарушение работником положений учетной политики, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, и такому работнику не предъявлено требование о его устранении в письменной форме, то вся ответственность за последствия данного нарушения возлагается на главного бухгалтера.

ХХ.5. Работники бухгалтерии обязаны информировать главного бухгалтера о выявленных нарушениях положений учетной политики учреждения, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета в течение одного рабочего дня с момента выявления такого нарушения.

Это не шутка, а норма закона. Главному бухгалтеру нужно провести несколько нововведений и вмешаться в дела компании.

Главному бухгалтеру нужно провести несколько нововведений и вмешаться в дела компании.

Требованиям главного бухгалтера по оформлению и заполнению первички должны подчиняться все сотрудники компании. Такая норма появилась в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Она действует с 26 июля 2019 года.

Гендиректор не исключение. Он тоже обязан подчиняться указаниям главбуха.

Как действовать бухгалтеру?

Изложите ваши требования в письменной форме и ознакомьте с ними работников. Пропишите, какие документы нужно составить по конкретным сделкам. Установите сроки, когда сотрудники обязаны представить их в бухгалтерию.

Из-за новых правил ответственность главбуха тоже увеличилась. Именно вы обязаны организовать в компании документооборот и наладить взаимодействие между отделами. Поэтому будьте готовы к тому, что теперь директора еще чаще станут перекладывать на вас вину в нарушениях. Подробнее о том, как должен действовать бухгалтер и в какие дела ещё должен вмешаться, читайте в статье « Договоренности компаний, в которые бухгалтеру надо срочно вмешаться»

4.2.1. Сфера полномочий руководителя фирмы
К сожалению, многие руководители невнимательно читают действующее законодательство. А зря.
Ведь если бы они прочитали статью 6 Закона «О бухгалтерском учете», они бы узнали, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут именно руководители организаций.
Поэтому, конечно же, каждому директору было бы не лишним хотя бы немного разбираться в бухгалтерском учете - чтобы уметь правильно его организовать.
Именно руководитель организации в зависимости от объема учетной работы должен либо учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо просто ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, либо - при наличии достаточной квалификации и времени - вести бухгалтерский учет лично.
Именно руководитель должен утвердить учетную политику организации. И хотя разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, руководителю не мешало бы тоже разобраться в тонкостях учета и поучаствовать в этом процессе, чтобы потом не спрашивать бухгалтера, куда он дел прибыль...
И поскольку руководитель подписывает бухгалтерскую и налоговую отчетность, он, конечно же, несет ответственность за их содержание.
4.2.2. Права и обязанности главного бухгалтера фирмы
Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Российский закон «О бухгалтерском учете» гласит, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной достоверной бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. 18 закона «О бухгалтерском учете», руководители организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности, несоблюдения сроков ее предоставления и публикации привлекаются к административной и уголовной ответственности.
Главный бухгалтер, в частности, несет ответственность в случаях:
неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились ошибки в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат действующему законодательству, нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, де-биторской и кредиторской задолженностей и других потерь, за несвоевременное взыскание средств с виновных лиц;
составления недостоверной бухгалтерской отчетности, за нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Однако на практике нередко случается так, что руководитель организации и главный бухгалтер по-разному оценивают ту или иную хозяйственную операцию.
Приоритет в этом случае остается за руководителем организации: п. 4 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает, что «в случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуще-ствлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций». При этом главному бухгалтеру следует сохранить оригиналы распоряжений руководителя на случай возникновения конфликтной ситуации.
Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту). Эти документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.
На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, свя-занные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для пред-приятия. Для малых предприятий может быть сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер осуществляет и функцию кассира. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или иному должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.
Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится руководителем предприятия. На должность главного бухгалтера рекомендуются лица, имеющие высшее специальное образование или стаж по специальности не менее трех лет. В организациях, деятельность которых в соответствии с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую должность рекомендуется производить при наличии квалифицированного аттестата профессионального бухгалтера либо аттестата аудитора.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. При смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи-приемки дел, который подписывается главными бухгалтерами пред-приятия - увольняемым и назначаемым. Прием и сдача дел главными бухгалтерами производятся на основании приказа руководителя организации, в котором указывается лицо, которому предстоит принять дела, и срок приема-сдачи дел (в пределах 5-7 дней). В передаче дел должен участвовать представитель администрации организации, подпись которого на акте приема-передачи дел является обязательной. Перед приемом и сдачей дел проверяется состояние кассы и составляется акт проверки кассы, который подписывается сдающим и принимающим дела бухгалтерами, а также кассиром и представителем администрации, и прилагается к акту приема- сдачи дел бухгалтерии. После подписания акта проверки кассы главный бухгалтер, сдающий дела, освобождается от руководства бухгалтерией. Од-новременно вновь назначенный главный бухгалтер получает право подписи платежных поручений, чеков и других банковских и финансовых документов. До оформления этого права подписи прежний бухгалтер подписывает банковские документы под контролем вновь назначенного главного бухгалтера. В дальнейшем главный бухгалтер, принимающий дела, не только ведет проверку состояния финансовой работы, учета и отчетности, но и руководит текущей работой бухгалтерии.
Передача дел производится на основе последнего представленного бухгалтерией баланса. При этом производится полная проверка состояния ма-териального и денежного учета, расчетных статей баланса, а также отчетности, при этом используются периодические и годовые бухгалтерские отче- ты, выписки из счетов в банке, договоры, акты сверки расчетов, финансовые планы, сметы, штатные расписания, регистры синтетического и аналитического учета, акты снятия натуральных остатков, сличительные ведомости и протоколы инвентаризационной комиссии, акты ревизий и обследований, материалы о недостачах, растратах и хищениях. После полной проверки состояния учета, отчетности и основных финансовых показателей работы составляется акт приема и передачи дел, который подписывают принимающий и сдающий дела бухгалтеры, а также представитель администрации. Приемо-сдаточный акт составляется для разграничения ответственности принимающего и передающего дела бухгалтеров, его цель - проиллюстрировать состояние дел на момент приема-передачи. Акт должен отражать: ос-новные финансовые показатели работы организации; состояние первичной документации (прежде всего материального и денежного учета); мероприятия, необходимые для улучшения организации учета и финансового контроля. Акт составляется в двух экземплярах: первый остается в бухгалтерии организации, второй - у бухгалтера, передающего дела.
В общей части акта указывается общая организационная и методологическая характеристика учета:
описание формы ведения учета, состояние регистров и первичной документации;
состояние кассы и учета денежных средств, (кем исполняются обязанности кассира, обеспечены ли надлежащие условия хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, остаток наличных денег и других ценностей в кассе);
состояние учета расчетных операций (реальность дебиторской и кре-диторской задолженности, наличие просроченной и безнадежной задолженности, актов сверки взаимных расчетов и т.д.);
состояние учета производства;
сведения о соблюдении отчетной дисциплины;
состояние учета основных средств, нематериальных активов (когда последний раз проводилась инвентаризация имущества, сведения о полноте и качестве операции, в каком виде хранятся карточки);
состояние материального учета (сведения о наличии актов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц, дата последней выверки, сведения об инвентаризации ценностей);
правильность оформления и хранения документов, правильность оформления и хранения документов (сведения о хранении и учете бланков строгой отчетности, подшиты и пронумерованы ли документы); общее финансовое состояние организации, штаты и фонды заработной платы (сведения о наличии штатных расписаний и их исполнения, о наличии и качестве заполнения лицевых и налоговых карточек и т.д.);
сведения об аппарате и организации работы бухгалтерии (штат бухгалтерии, его укомплектованность, распределение обязанностей между сотрудниками, должностные инструкции, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками).
Основная часть акта состоит из перечня передаваемых бухгалтер-ских и первичных документов, а также архива с указанием, за какой период эти документы составлены. Все документы и регистры должны быть сшиты в пачки за определенный период, страницы пронумерованы, на каждой пачке указывается количество содержащихся в ней листов. В акте указывается также наличие или отсутствие регистров и первичной документации. Подписывая акт, бухгалтер, сдающий дела, вправе сделать мотивированные оговорки о своем несогласии с его положениями, представитель администрации должен дать свое письменное заключение по возникшим разногласиям.
4.2.3. Как организовать бухгалтерский аппарат в средней и крупной фирме
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятель-ности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов.
Основными элементами системы бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов; регистры и формы бухгалтерского учета; первичные учетные документы и документооборот; внутренняя бухгалтерская отчетность; инвентаризация; оценка имущества и обязательств.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Как мы уже отмечали, в зависимости от объема учетной работы руководитель может:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично - обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Основными функциями бухгалтерии являются:
учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов и т.д.);
учет расчетов по оплате труда (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд и фонд занятости);
учет затрат на производство (вспомогательного производства, простоев, потерь от брака, расходов будущих периодов, незавершенного производства, основного производства);
учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);
учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах в банке, расчетов с поставщиками и прочими кредиторами, с бюджетом, по иным платежам);
составление бухгалтерской отчетности.
Предприятие, основываясь на действующих в РФ формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, самостоятельно может установить организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования, форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля; учетную политику. В принципе, предприятие может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, включающего в себя:
план документации и документооборота (перечень документов для учета операций, определение потребности в бланках, приобретение бланков, график документооборота);
план инвентаризации (порядок, формы, сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций);
рабочий план счетов и их корреспонденции;
план отчетности (перечень отчетных форм, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций, получающих отчеты, фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ);
план технического оформления учета (характеристика применяемой формы учета и технического оснащения бухгалтерии);
план организации труда работников бухгалтерии (структура аппарата бухгалтерии, штат бухгалтерии, должностные характеристики, мероприятия по повышению квалификации).
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета:
при централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации 9цехов, отделов и т.д.); при этом в подразделениях осуществляют только первичную регистрации операций;
при децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов; главная бухгалтерия производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
Централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками, более эффективно использовать технику. Децентрализация используется только в очень крупных органи- зациях. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов вырабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. В настоящее время сложилось три типа организации структуры бухгалтерии:
линейная (иерархическая) - все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек;
по вертикали (линейно-штабная) - создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами; распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ, применяется в средних и некоторых крупных организациях;
комбинированная (функциональная) - в структуре бухгалтерии выделяются специальные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ, при этом права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции; эта форма применяется в особо крупных организациях и производственных объединениях.
Наиболее распространенной в средних предприятиях является линейно-штабная структура бухгалтерии. При этом в состав бухгалтерии, как правило, входят следующие группы:
материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования (группа, ведущая учет основных средств и материалов);
группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет расчетов с работниками, бюджетом, внебюджетными фондами и т.д.;
производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;
общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;
группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
в крупных организациях могут отдельно выделяться группа учета основных средств, расчетная группа, ведущая учет денежных средств и расчетов, группа подготовки и машинной обработки информации, сводно-ана- литическая группа и другие.
Для обеспечения соблюдения требований законодательства и политики руководства, сохранности имущества и информации, предоставления пользователям своевременной и достоверной информа-ции на предприятии должна быть создана система внутреннего контроля, под которой принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.
Система внутреннего контроля включает три составляющих:
1) среда контроля - осведомленность и конкретные действия руководства и собственников организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля; элементами среды контроля являются:
политика и стиль управления, обеспечивающие понимание сотрудниками важности контроля;
организационная структура предприятия, распределение обязанностей и ответственности;
ревизионная комиссия, контролирующая процесс подготовки отчетности;
методы распределения ответственности и обязанностей, отраженные в должностных инструкциях и кодексах профессиональной этики;
методы планирования управленческого контроля посредством периодических отчетов;
функция внутреннего аудита для анализа эффективности других служб;
кадровая политика, подготовка и переподготовка кадров;
внешние факторы (например, предоставление статистической от-четности и налоговых расчетов), которые заставляют руководство внедрять более эффективную систему контроля.
система бухгалтерского учета - включает в себя:
учетную политику организации;
организационную структуру бухгалтерии;
порядок оформления первичных документов и организацию документооборота;
систему бухгалтерских записей и порядок отражения данных в регистрах;
процесс подготовки бухгалтерской отчетности;
средства контроля, предусмотренные системой учета;
средства контроля - конкретные действия и мероприятия, которые обеспечивают достаточное разделение обязанностей, разрешенность операций, правильное документирование операций и их учет.