Письма и разъяснения Минфина РФ. Бюджетная классификация Расходы по статьям 211 213 225 226

Документы » Финансирование » Письма и разъяснения Минфина РФ » Разъяснения приказов

СТАТЬЯ 211 "ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА"

"Бюджетный учет" № 08 (44) 2008 г.
Д.В. Новиков. Советник советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

В связи с сокращением должностей государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий, согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, возникли расходные обязательства по выплате государственным гражданским служащим компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Просим разъяснить, по какой подстатье классификации операций сектора государ- ственного управления следует производить расходы по выплате государственным гражданским служащим денежной компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы при изменении структуры органа государственной власти?
В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы на выплату компенсации, предусмотренной пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует относить на подстатью 211 "Заработная плата" классификации операций сектора государственного управления.

"Бюджетный учет" за сентябрь 2006 г.
Д.В. Новиков. Консультант отдела методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной политики Минфина России

Просим разъяснить порядок применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении расходов на оплату руководителям студенческой практики. Письмом Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880 указанные расходы отнесены на статью 290 "Прочие расходы" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, однако в большинстве случаев с руководителем практики заключается договор возмездного оказания услуг и встает вопрос о применении подстатьи 226 "Прочие услуги".
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2006 г. №02-14-10/880 разъяснено, что отнесение расходов на оплату услуг руководителей практики от предприятий, учреждений, организаций по руководству учебной производственной практикой студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования (согласно Положению о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденному приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1154, разработанному в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") осуществляется по подстатье 290 "Прочие расходы" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2005 г. № 152н). Вместе с тем следует отметить, что в случае, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин и проводится преподавателями соответствующих кафедр учебного заведения, в должностные обязанности которых входит руководство практикой, расходы подлежат отражению по подстатье 211 "Заработная плата". Если же между образовательным учреждением и руководителем практики заключен договор гражданско-правового характера (в данном случае договор возмездного оказания услуг), расходы на выплату по указанному договору следует относить на подстатью 226 "Прочие услуги".

"Советник бухгалтера" № 11(35) за ноябрь 2005 г
Д.В. Новиков. Консультант отдела методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной политики Минфина России

Возможна ли оплата за счет средств федерального бюджета банковских услуг по перечислению средств на выплату заработной платы на лицевые счета сотрудников, которые открыты ими в кредитных организациях?
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 № 173-ФЗ средства на указанные расходы не предусмотрены. В связи с изложенным при перечислении любых видов денежных средств по заявлениям работников бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в отделениях кредитных организаций (за исключением выплат, доставка которых определена законодательством Российской Федерации), возможны следующие варианты оплаты банковских услуг:

Оплата за счет внебюджетных источников работодателя при наличии у бюджетного учреждения предпринимательской деятельности (в этом случае расходы бюджетного учреждения на оплату услуг кредитной организации отражаются по подстатье 226 "Прочие услуги");
- оплата за счет получателя средств, осуществляемая путем удержания бюджетным учреждением необходимой для оплаты банковской услуги суммы из заработной платы получателя с последующим ее перечислением кредитной организации и отражением расходов по подстатье 211 "Оплата труда";
- путем перечисления средств заработной платы на лицевые счета, открытые работниками в кредитной организации, которая самостоятельно удерживает из перечисляемых средств сумму тарифа.

Следует отметить, что осуществление второго и третьего вариантов в директивной форме незаконно (ст. 4 Трудового кодекса РФ запрещает принудительный труд, к которому в рамках указанной статьи, в частности, отнесена выплата заработной платы не в полном размере), поэтому необходимо наличие договоренности с конкретным работником (соответствующее его заявление).

Какая подстатья экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации предназначена для отражения расходов учреждения на оплату труда внештатных сотрудников при условии, что с данными сотрудниками заключен трудовой договор?
Для того чтобы точно ответить на вопрос о применении экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 № 114н), при отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, состоящим в договорных отношениях с бюджетными учреждениями, необходимо определить вид договора, заключаемого между бюджетным учреждением и физическим лицом, рассмотрев совокупность его условий.

Взаимоотношения между юридическими и физическими лицами оформляются трудовыми договорами либо договорами возмездного оказания услуг (гражданско-правовыми договорами). Трудовые отношения связаны с подчинением административной власти работодателя, осуществлением трудовой деятельности на страх и риск работодателя, особым порядком оплаты результатов работы. Все это отличает трудовые отношения и трудовой договор от сходных гражданско-правовых договоров. Однако, как это часто бывает на практике, название договора может не соответствовать его сущности.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, о беспечить соответствующие условия труда (предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права), своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель выполняет определенные виды работ или услуг, обусловленные договором (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности), для другой стороны. Предметом такого договора служит конечный результат труда. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, самостоятельно определяют приемы и способы выполнения заказа. Для них важен конечный результат труда - выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок.

Что касается применения экономической классификации, то, согласно разделу VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, отражение выплат физическим лицам, состоящим в договорных отношениях с бюджетными учреждениями, осуществляется в следующем порядке:

Для отражения выплат физическим лицам, состоящим с учреждением в трудовых отношениях, следует применять подстатью 211 "Оплата труда" (отражение единого социального налога осуществляется по предметной статье 213 "Начисления на оплату труда");
- для отражения расходов на выплату вознаграждения физическим лицам за выполненные работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера с учетом начисленных сумм единого социального налога следует применять соответствующие подстатьи статьи 220 "Приобретение услуг".

"Советник бухгалтера в сфере образования" № 10(46) за октябрь 2006 г.
И.Ю. Кузьмин. Департамент бюджетной политики Минфина России

В 2003 году по сокращению штатов был уволен сотрудник бюджетного учреждения. В 2006 году учреждение на основании вынесенного решения суда и поступившего исполнительного листа обязано выплатить сотруднику недоначисленные при увольнении суммы отпускных, выходного. 1 пособия, а также заработную плату за время вынужденного прогула. По каким статьям экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отразить указанные расходы?
В соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по выплате уволенному работнику на основании решения суда отпускных и выходного пособия при увольнении работника, а также расходы по выплате заработной платы за время вынужденного прогула следует относить на подстатьи 211 "Заработная плата" и 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов РФ соответственно.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12

Письмом от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 финансовое ведомство довело до всех заинтересованных пользователей Методические рекомендации к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее - Указания N 145н). В связи с изданием данных Рекомендаций письма Минфина и Федерального казначейства, разъясняющие применение экономической классификации расходов бюджетов в 2005 - 2007 гг. и КОСГУ в 2008 г., не актуальны. В предложенном материале мы привели рекомендации по применению КОСГУ относительно расходов на оплату труда.

Следует отметить, что Методические рекомендации разъясняют положения Указаний N 145н в части применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления. Они предназначены для использования при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, осуществлении операций по приносящей доход деятельности, а также при санкционировании расходов и осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной Классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 "Доходы";
  • 200 "Расходы";
  • 300 "Поступление нефинансовых активов";
  • 400 "Выбытие нефинансовых активов";
  • 500 "Поступление финансовых активов";
  • 600 "Выбытие финансовых активов";
  • 700 "Увеличение обязательств";
  • 800 "Уменьшение обязательств".

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные Методическими рекомендациями, не являются кодами Классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Рекомендаций.

Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных, аналогичных по экономическому содержанию операций.

Для целей применения КОСГУ к расходам (группа 200 "Расходы") относятся операции, уменьшающие чистую стоимость активов при формировании финансового результата деятельности сектора государственного управления. В частности, эта группа детализирована статьями:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда";
  • 220 "Оплата работ, услуг";
  • 230 "Обслуживание государственного (муниципального) долга";
  • 240 "Безвозмездные перечисления организациям";
  • 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам";
  • 260 "Социальное обеспечение";
  • 290 "Прочие расходы".

Ниже мы приведем информацию по детализации статей, которая нужна бухгалтеру, производящему расчеты с персоналом.

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

Статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" детализирована следующими подстатьями:

  • 211 "Заработная плата";
  • 212 "Прочие выплаты";
  • 213 "Начисления на выплаты по оплате труда".

Подстатья 211 "Заработная плата". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством РФ:

211.1. Выплаты по заработной плате:

  • по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, воинским и специальным званиям;
  • за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
  • за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • за сверхурочную работу;
  • подросткам, принимаемым на временные рабочие места;
  • преподавателям, являющимся штатными сотрудниками, в связи с проведением учебной практики и работой на стажерских площадках в рамках выполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора;
  • сотрудникам, призванным на военные сборы (средний заработок);
  • осужденным, работающим на штатных должностях в исправительных учреждениях и организациях, исполняющих наказания;
  • за время вынужденного прогула.

211.2. Надбавки:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия государственной гражданской и иной службы;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);
  • за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока;
  • за сложность, напряженность, специальный режим работы;
  • за шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора.

211.3. Оплата отпусков:

  • ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск;
  • дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 4 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
  • отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям.

211.4. Выплата пособий и компенсаций:

  • за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • выплаты работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, выходных пособий при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством РФ;
  • выплата государственному гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, приводящими к сокращению должностей гражданской службы;
  • единовременное пособие военнослужащему при заключении контракта, выплачиваемое в соответствии с Приказом Минобороны России от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", включаемое в состав выплат по денежному довольствию;
  • ежемесячное пособие военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при заключении контракта.

211.5. Другие расходы по заработной плате:

  • выплата вознаграждений по итогам работы за год, премий, вознаграждений поощрительного, стимулирующего характера;
  • выплата материальной помощи;
  • выплата денежных средств сотрудникам за участие в боевых действиях;
  • оплата дней медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемых работникам - донорам крови;
  • оплата дней участия в выполнении государственных или общественных обязанностей.

Расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы (п. п. 211.1 - 211.5), осуществляются по подстатье 211 "Заработная плата".

К таким удержаниям, в частности, относятся:

  • оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях, за счет средств работника (служащего) путем удержания работодателем необходимой для оплаты услуги суммы из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений, а также оплата почтового сбора;
  • перечисления денежных средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);
  • налог на доходы физических лиц;
  • удержания по исполнительным документам, в том числе на оплату алиментов; иные удержания в рамках исполнительного производства;
  • погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также возврат сумм, излишне выплаченных ранее по ошибочным расчетам;
  • возмещение материального ущерба, причиненного работником организации.

Оплата удержаний с выплат физическим лицам, произведенных по иным подстатьям Классификации операций сектора государственного управления, осуществляется по соответствующим статьям и подстатьям, в рамках которых были приняты обязательства (осуществлены соответствующие начисления в пользу физических лиц).

Подстатья 212 "Прочие выплаты". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц, в соответствии с законодательством РФ, в том числе:

212.1. Пособия, компенсации, выплаты, обусловленные статусом сотрудников:

  • подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • единовременное пособие при перезаключении трудового договора;
  • суточные при служебных командировках, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний";
  • продовольственно-путевые, полевые деньги;
  • возмещение расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;
  • возмещение (компенсация) стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, государственным (муниципальным) служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством случаях;
  • компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 01.01.2004, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 808 "О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности";
  • компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям согласно ст. 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
  • компенсация стоимости вещевого имущества (в частности, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, установленных Правительством РФ;
  • выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на обзаведение имуществом первой необходимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 796 "О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказание";
  • выплаты на содержание детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, по решению Министра обороны РФ (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  • компенсация стоимости проезда на все виды общественного транспорта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 816 "Об обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)";
  • компенсация за содержание служебных собак по месту жительства;
  • компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений, научным сотрудникам в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
  • выплаты, связанные с депутатской деятельностью, депутатам законодательного собрания, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе;
  • компенсации за установку телефона в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
  • компенсация взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами, взамен лечебно-профилактического питания;
  • компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;
  • ежемесячные компенсационные выплаты работодателем в размере 50% минимального размера оплаты труда, назначаемые и выплачиваемые находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан";
  • ежемесячные пособия супругам военнослужащих в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут устроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья;
  • доплата матерям-одиночкам пособий на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
  • дополнительные ежемесячные выплаты к пенсиям работникам-пенсионерам.

212.2. Прочие компенсации, в том числе:

  • возмещение расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, работникам бюджетной сферы в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по уплате ЕСН в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе:

213.1. Единый социальный налог.

213.2. Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС штатным работникам, студентам, имеющим детей (за исключением пособий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и служба в правоохранительных органах):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в том числе лицам из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования за счет средств ФСС, выделяемых указанным образовательным учреждениям в установленном порядке;
  • пособие женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

213.3. Другие расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда:

  • оплата пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за первые два дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя (в том числе удержание суммы налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности, за исключением налога на доходы физических лиц, начисляемого на эти пособия по первым двум дням временной нетрудоспособности и выплачиваемого за счет средств работодателя);
  • возмещение стоимости путевок для детей штатных сотрудников учреждений за счет средств ФСС в рамках государственного социального страхования;
  • оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;
  • возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение;
  • расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды), в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ по уплате ЕСН по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям Классификации операций сектора государственного управления, по которым отражаются расходы на оплату услуг по соответствующим договорам.

Социальное обеспечение

Статья 260 "Социальное обеспечение" детализирована следующими подстатьями:

  • 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения";
  • 262 "Пособия по социальной помощи населению";
  • 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления".

Подстатья 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения". На данную подстатью относятся расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальное обеспечение населения в рамках социального, пенсионного и медицинского страхования, в том числе:

261.1. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

  • за выслугу лет, по старости;
  • по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

261.2. Пособия в рамках государственного социального страхования:

  • по временной нетрудоспособности;
  • женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при усыновлении ребенка;
  • на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение;
  • по оплате дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами.

261.3. Санаторно-курортное обеспечение:

  • на санаторно-курортное лечение работников;
  • путевки на оздоровление детей.

261.4. Единовременные и ежемесячные выплаты, доплаты к государственным и муниципальным пенсиям, выплаты по обязательному медицинскому страхованию.

Подстатья 262 "Пособия по социальной помощи населению". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе:

262.1. Пособия за счет средств бюджетов (кроме ФСС):

  • единовременное пособие при увольнении государственным и муниципальным служащим и работникам;
  • выплата выходных пособий работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении, не связанном с реорганизацией, изменением структуры учреждений и иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения;
  • выплата государственному гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, не приводящими к сокращению должностей гражданской службы;
  • выходное пособие судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременное пособие членам их семей;
  • пособия и компенсации гражданскому персоналу подразделений особого риска Минобороны;
  • выходное пособие женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 11.07.2002 N 265 "О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность";
  • ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое обвиняемому сотруднику, временно отстраненному от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • государственные пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств бюджетов (кроме бюджета ФСС) в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

262.2. Другие выплаты по социальной помощи:

  • выплаты денежной компенсации (по оплате проезда на транспорте, для приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, канцелярских принадлежностей и т.п.), ежегодного и единовременного пособий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях, в соответствии с законодательством РФ;
  • выплаты денежных компенсаций детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, стоимости жилья или оплата приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам;
  • выплаты работодателем возмещения вреда и меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний, а также выплата сумм в возмещение вреда указанным гражданам и семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и аварии на ПО "Маяк";
  • ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан взамен бесплатного проезда;
  • возмещение стоимости проезда на лечение и обратно гражданам РФ, направленным на оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещение стоимости проезда на транспорте гражданам, больным туберкулезом, ВИЧ-инфицированным, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, страдающим психическими расстройствами;
  • выплаты субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием средств материнского капитала;
  • льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, за исключением статусных выплат, подлежащих отражению по подстатьям 212 "Прочие выплаты" и 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления";
  • оплата изготовления и ремонта протезно-ортопедических изделий, включая зубные протезы, обеспечения лекарственными средствами различных категорий граждан, обеспечение инвалидов транспортными средствами (включая расходы по доставке, хранению и подготовке транспортных средств к выдаче получателю), компенсация расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в соответствии с законодательством РФ;
  • выплата пособий и компенсаций, установленных для пенсионеров из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей, на оплату протезов пенсионерам-инвалидам, обеспечение лекарственными средствами различных категорий граждан в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Подстатья 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по социальному обеспечению категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством РФ, либо выплаты за особые заслуги перед РФ, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, в том числе:

263.1. Пособия и компенсации:

  • выплата ежемесячного пособия в течение пяти лет после увольнения военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет, в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
  • выплата пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию в течение одного года после увольнения сотрудникам, имеющим выслугу менее 15 лет, а также ежемесячного пособия в размере 40% оклада месячного содержания в течение пяти лет после увольнения сотрудникам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах в Российской Федерации";
  • выплата пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также расходование денежных средств на оплату услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников указанным лицам);
  • ежемесячное пособие несовершеннолетним иждивенцам погибшего сотрудника правоохранительных органов;
  • единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью;
  • пожизненное содержание судей (включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания);
  • дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на государственную пенсию специалистов ядерно-оружейного комплекса РФ;
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за особые заслуги перед РФ.

263.2. Пенсии:

  • пенсии, назначенные лицам, проходившим службу в системе национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, судьям, прокурорским работникам и членам их семей (пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.);
  • дополнительное ежемесячное обеспечение к пенсиям государственных служащих РФ, государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих;
  • ежемесячные доплаты к пенсиям, назначенным в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также к пенсиям в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа.

263.3. Другие расходы, выплачиваемые организациями сектора государственного управления:

  • расходы на обеспечение социальных гарантий и прав, установленных для пенсионеров из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей, на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (в том числе обеспечение проезда к месту лечения и обратно);
  • расходы по выплате судьям, пребывающим в отставке, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта;
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отставке;
  • возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей, кроме гражданских исков о возмещении вреда.

Г.И.Демидов

Эксперт журнала

"Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"

КВР и КОСГУ — это специальные шифры, которые необходимы для работы бухгалтеров бюджетной сферы. Поговорим об изменениях 2019 года в применении кодов видов расходов (КВР) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.11.2018) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям.

Также изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 30.11.2018). Работать по старым правилам недопустимо!

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.

С 2019 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ!

Основные понятия КВР и КОСГУ

Даже у тех, кто знает, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка может вызвать затруднение. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2019 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2018).

Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:

  • 100 — доходы;
  • 200 — расходы;
  • 300 — поступление нефинансовых активов (НА);
  • 400 — выбытие НА;
  • 500 — поступление финансовых активов (ФА);
  • 600 — выбытие ФА;
  • 700 — увеличение обязательств;
  • 800 — уменьшение обязательств.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат данный код заменен на код видов расходов.

Очень часто возникает вопрос: КВР — что это в бюджете? Это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов. Практически каждый бухгалтер пытается самостоятельно разобраться, что такое КВР в бюджете, расшифровка которого закодирована тремя числами с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов.

КВР представлен следующими группами:

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2019 году

Отражение в 2019 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. Законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Также были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.

Так, например, введен новый КОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что следует относить к данным социальным пособиям? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. Также на данный код необходимо относить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.

Чиновники из Министерства финансов довели до пользователь отдельное Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.

Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая 34-36 разряды идентификационного кода закупки формируются особым образом: в 34-36 разрядах ставится «0», если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Таблица соответствия

Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем КОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление кодов КВР и кодов КОСГУ на 2019 год для бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2019 году.

Ответственность за нарушение

Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция будет отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За нарушения данного характера предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.

С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. Так, в соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетная организация определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Однако неверный код будет отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).

К несоциальным выплатам работникам (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» и 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере, в том числе:

  • подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • компенсация расходов на проезд и провоз багажа работника, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности, и прибывшего из другого региона РФ, и членов его семьи;
  • компенсация расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей, а также иные аналогичные выплаты.

Необходимо ли разграничить выплаты в денежной и натуральной формах?

Порядком № 209н предусмотрено разграничение выплат по форме осуществления: выплаты в денежной и натуральной формах. В соответствии с данным документом к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся:

  • оплата товаров, работ и услуг, предоставленных работникам (населению);
  • компенсация расходов на приобретение товаров, работ и услуг.
То есть выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.

Сотрудники Минфина в своем письме привели следующий пример. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме (подстатья 214 КОСГУ), поскольку данная выплата:

  • не обусловлена наличием социальных рисков, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника;
  • осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников.

К сведению:

Выплаты в денежной или натуральной форме могут носить как социальный, так и несоциальный характер.

По какой подстатье КОСГУ отражается возмещение расходов, связанных с осуществлением трудовых обязанностей?

В 2018 году по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ отражаются операции по компенсации работникам расходов, понесенных ими в связи с процессом производства.

Однако в международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются как выплаты, осуществляемые в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работниками с целью выполнения ими трудовых обязанностей. В результате из подстатьи 212 «Прочие выплаты» (2018 год) в статью 220 «Оплата работ, услуг» (2019 год) перенесены следующие операции:

    возмещение расходов, связанных со служебными командировками (расходов на проезд, проживание, иных расходов, связанных с выполнением служебного задания в командировке), компенсация стоимости вещевого имущества, компенсация за содержание собак по месту жительства (подстатья 226 «Прочие работы, услуги»);

    компенсация за использование личного транспорта для служебных целей (подстатья 222 «Транспортные услуги»).

* * *

В заключение обратим ваше внимание на то, что в 2018 году по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ организации должны отражать расходы, связанные с выплатой заработной платы (денежного довольствия, денежного содержания) работникам, которые работают в организации на основании трудовых договоров. Кроме того, на нее могут относиться выплаты, основанные на нормативных правовых актах организации (коллективном договоре, положении об оплате труда и т. д.) и непосредственно связанные с оплатой труда. Начиная с 01.01.2019 учреждениям необходимо будет руководствоваться Порядком № 209н. Подробные разъяснения по его применению представлены в Письме Минфина РФ № 02‑05‑10/45153. Согласно новому порядку для отражения выплат (сумм компенсации) персоналу с 2019 года будут применяться следующие подстатьи КОСГУ:

  • 211 «Заработная плата»;
  • 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»;
  • 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;
  • 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»;
  • 222 «Транспортные услуги»;
  • 226 «Прочие работы, услуги»;
  • 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»;
  • 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной
    форме».

Одновременно Порядком № 209н предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим работникам:

  • 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;
  • 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной
    форме».

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.