Подворное обложение. Подворной налог Косвенные налоги прямые налоги: деление понятий, различие, примеры

Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три самостоятельные системы налогообложения: посошное обложение (XVI-XVII вв.); подворное обложение (1679-1724 гг.); подушная подать (1724-1887 гг.). Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения.

Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии. При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Однако система посошного налогообложения не отличалась совершенством, что позволяло уклоняться от ее уплаты. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу, как это делали казаки и некоторые другие категории безземельных крестьян (например, бобыли), не имевших земельного надела. Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль. Кроме того, постепенно, по мере возрастания промысловоторговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промысловоторговую деятельность, что привело к замене посошного обложения подворным. Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи населения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт "во дворе" и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась "выть", таким образом, выть - это часть мыта. Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для различных разрядов крестьян. Кроме того, после введения подворной системы обложения в России стало массовым объединение нескольких дворов в один. Именно поэтому введение подушного способа обложения стало более привлекательным к 1724 году. Пётр I ввёл в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населения - ревизия. Этот налог отменял какие-либо льготы, ранее существовавшие для отдельных разрядов крестьян. Подушное обложение является методом налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Им в России по реформе Петра I облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копеек в год с одной ревизской души. Налоговая реформа Петра I упростила налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количества земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взимания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).

Иван Грозный (1530-1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.



В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено.

№51 Подворная система налогообложения

Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.

Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати - двор. Власти оп ределяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть государственного бюджета ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства, наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.

Подворное обложение - распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть населения, жившего в сёлах и деревнях. Там единицей обложения была «соха»: участок земли, обрабатываемый одним плугом или сохой (Сошное письмо).

Посошное обложение не учитывало массу населения, не имеющего пахотной земли (задворных и деловых людей, половников и др.). С 30-х гг. XVII в. правительство делало попытки и на селе облагать дворы, но это были отдельные чрезвычайные меры для пополнения казны.

Подворное обложение система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30-х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи населения в 1676-78 и составления переписных книг правительство в 1679 заменило посошное обложение подворным обложением, что увеличило контингент налогоплательщиков за счёт включения в их число ряда категорий населения, ранее не плативших налоги. Наиболее высокие ставки налогов со двора платили посадские люди и черносошные крестьяне, значительно более низкие - частновладельческие крестьяне, т.к. правительство учитывало их платежи своим владельцам. Общую сумму налогов по подворному обложению определяло правительство, а крестьянская община и посад имели право раскладки налогов между дворами - членами общины, исходя из их состоятельности.

В 1676-1678 гг. царь Фёдор Алексеевич провёл перепись населения страны по дворам. На основании | составленных при этом переписных книг в 1679 г. подворное обложение было введено по всей стране. Единый налог, который должны были собирать и доставлять в Москву выборные «целовальники» (целовавшие крест, что i не будут воровать), назывался «стрелецкими деньгами», так как шёл на содержание армии. Лично свободные посадские люди и черносошные крестьяне платили больше, крепостные крестьяне - меньше, поскольку они должны были ещё содержать своего помещика или вотчинника.

Общая сумма налогообложения была снижена, число облагаемых лиц значительно увеличилось, но этого оказалось недостаточно, недоимка по налогу накапливалась, на Земском соборе 1681-1682 гг. царь поставил вопрос об усовершенствовании подворного обложения. В соответствии с решением Собора общая сумма налога была снижена на треть, а в его распределении по уездам введена пропорциональная доходам система: более развитые районы должны были платить в расчёте на двор больше, чем бедные. Облегчение прямого обложения способствовало экономическому развитию страны и многократному увеличению доходов казны от косвенных | налогов (прежде всего, торговых пошлин). С началом Северной войны в 1701 г. этот экономический рост был задушен введением массы экстренных налогов, а в 1724 г. подворное обложение было заменено в России значительно более тяжёлой подушной податью (на каждого мужчину). На Украине и в Белоруссии подворное обложение сменилось подушным только во второй половине XVIII в.

Налоговые реформы Петра Великого. Подушная система налогообложения.

Податная реформа 1718-1724 годов

Законодательство Петра I напрямую не вмешивалось в отношения между помещиками и крестьянами. Однако проведенная в 1718 г. в стране податная реформа, заменившая подворное налогообложение на подушное, являлась важнейшей вехой в развитии крепостного права в России после Соборного уложения 1649 г. Если законодательство Алексея Михайловича вводило крепостное состояние для основной массы сельского населения, владельческих крестьян, то реформа Петра I распространила крепостную зависимость на свободных, «гулящих людей» и на холопов, которые имели возможность стать свободными после смерти господина. В процессе проведения податной реформы возникла новая категория государственных крестьян, в состав которых вошли черносотенные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, ясачные люди Среднего Поволжья и однодворцы южных уездов, общей численностью около 1 млн душ мужского пола.

Самое существенное преобразование налоговой системы Петра состояло в замене подворного обложения подушной податью. Подворное обложение было введено в России с 1679 г., и подать взималась с крестьянского двора. Такая система сбора налогов имела изъяны - она, во-первых, не учитывала численность мужского населения по дворам, а во-вторых, при таком обложении взрослые сыновья перестали отделяться от родителей.

Для осуществления податной реформы правительство в 1718 г. приступило к проведению подушной переписи населения, которую сумело завершить к 1724 г. и которая отныне стала называться ревизией. Первоначально обязанность подачи ревизских сказок была возложена на помещиков и монастыри, но вскоре к осуществлению переписи пришлось привлечь особых офицеров, за каждым из которых ехал палач с кнутом и виселицей. Для уклонявшихся применялись меры наказаний вплоть до смертной казни. Ревизия учла 5,6 млн душ мужского пола, в том числе 5,4 млн крестьян, 183,4 тысячи посадских, 515 тысяч неподатных. Общая же численность населения обоего пола России, включая Украину, Сибирь и Прибалтику, составляла 15,5 млн человек.

Содержание армии было возложено на крестьян, флота - на посадских. Всю необходимую сумму делили строго арифметически на число налогоплательщиков, к которым отныне относили не дворы, а души мужского пола. Получалось, что крестьянин уплачивал в казну 74 копейки в год, а горожанин - 1 рубль 14 копеек. Государственных крестьян правительство обязало сверх того платить 40-копеечный оброк, аналогичный взносам крепостных крестьян своим владельцам. Новый налог усиливал тяжесть тягла примерно в 2,5-3 раза. Подушный налог вносился за нетрудоспособных и малолетних членов мужского пола семьи. После введения подушной подати бюджет страны возрос до 8500 тысяч рублей. Главная приходная статья, подушный налог, дал в 1724 г. большую половину этой суммы - 4600 тысяч рублей. Остальные поступления формировались за счет косвенных налогов, таможенных и кабацких сборов, усиления сети государственных монополий (вино, мех, табак, икра, соль). Одновременно с этим вводилась паспортная система для крестьян, уходивших на заработки дальше 30 верст. Вместе с указом 1721 г., десятикратно увеличившим штраф за содержание беглого, она ужесточила борьбу со стихийным оттоком населения на окраины.

Для изыскания новых налоговых поступлений в казну Петр I ввел в 1704 г. специальную должность «прибыльщиков», уполномоченных для установления новых объектов налогообложения. Возглавлял их Александр Курбатов. В числе налогов был даже налог с бороды: дворянин платил в размере 60 руб. в год, а купец 1-й гильдии - 100 руб. Всего к 1724 г. насчитывалось около 40 видов косвенных сборов. Вводились и прямые налоги - рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы».

Прямые налоги были главными и ими облагались только податные («подлые») сословия. К податному населению относились крестьяне и горожане - они платили налог в казну. Освобождались от налогов дворяне и духовенство.

Налоги в России

Для того чтобы разобраться в том, что такое подушная подать, необходимо совершить экскурс в историю налогообложения в России. Ни одно государство не может существовать без налогов. Поэтому на Руси со времен образования раннефеодального государства князь собирал дань с подвластных территорий сначала полюдьем, а затем повозом. При этом дань собиралась с дыма, то есть от каждого дома, как хозяйственной единицы. Подворная подать оставалась основной до монголо-татарского ига, когда баскаки провели перепись населения и каждого жителя мужского пола обложили данью. Кроме этого прямого налога существовало большое количество косвенных. Становление единого централизованного государства привело к установлению и целостной налоговой системы, единицей обложения выступала земля. При Иване Грозном реформа большой сохи установила размеры подати в зависимости от владельца и количества земли. Федор Алексеевич, сводный брат Петра Великого, вернулся к подворному налогообложению.

Введение взымания подати с каждого мужчины (подушная) стало следствием финансового кризиса в стране при Петре I, в условиях активной внешней политики, которая требовала крупных вложений. Северная война, длившаяся 21 год, создала современную Россию. Армия, флот, европейское образование, Санкт-Петербург и многие другие достижения Петровской эпохи были бы невозможны без огромных средств, вложенных государством. Изначально государь использовал традиционную налоговую систему поземельного обложения, но денег не хватало. Были привлечены прибыльщики, которые придумывали многочисленные косвенные налоги, начиная от гербовой печати и заканчивая бородами. Но и это не решило проблему. Тогда была предложена подушная подать, то есть налог личный, с каждого мужчины. Стоит отметить, что проведенная перепись населения не установила точное количество мужского населения крестьянства, цифры колебались от 5 до 6 миллионов. Подушная подать распространилась на все возрасты мужского населения, независимо от трудоспособности. Размер налога формировался в зависимости от нужд государства на содержание армии и другие расходы.

Общая требуемая сумма делилась на количество населения, получался размер налога. Это нововведение поставило крестьянство на грань выживания. Вскоре этот вид налога был распространен и на городское население, и даже на купцов.

Отмена подушной подати

Сложилось так, что с течением времени подушная подать перестала взиматься с купцов, затем с мещан, и только крестьяне продолжали тянуть это тягло. Вместе с вопросом отмены крепостного права встала проблема отмены подушной подати, как дискриминационной по отношению к крестьянству. Александр Освободитель создавал комитеты по рассмотрению данного вопроса, но решить ничего не успел. Уже его сын и наследник, Александр III в 1885-1887 годах заменил подушное налогообложение различными косвенными налогами.

Итоги

Итак, подушная подать - это налог, взимаемый с каждого человека, независимо от его дохода или имущества. В России введен в 1724 году. В чистом виде существовал недолго. Уже начиная с Екатерины Великой, каждая крестьянская община получала сумму налога на весь мир, и само общество определяло, кто и сколько должен заплатить, учитывая состояние хозяйства, размер земли и так далее. Это спасало от несправедливой уравниловки в налогообложении многодетных и неимущих с зажиточными, земельными. Долгое время этот налог показывал неравноправное положение крестьянства по отношению к другим сословиям. Отменен Александром III.