Кто вывел индию из экономического кризиса. Сработал первый стимул. А как были поддержаны кредитные организации

По мере того, как мировая экономика начинает восстанавливаться, индийцы оглядываются назад с особой удовлетворенностью о том, как им удалось справиться с недавним кризисом. Несмотря на беспрецедентный мировой экономический спад, Индия осталась второй в мире быстро развивающейся экономикой. Тогда как экономический рост большинства стран, по крайней мере, в одном квартале последних двух лет, был негативным, ВВП Индии вырос на более 6% на протяжении всего периода, и на 7,9% в последнем квартале 2009 года.

Достижение Индии - тем более поразительное явление, учитывая то, что пакистанские теракты в Мумбаи - финансовом центре и коммерческой столице Индии - в конце ноября 2008 года произошли в середине кризиса. Террористы подорвали мировой имидж Индии как развивающегося экономического гиганта, истории успеха эпохи глобализации и магнита для инвесторов и туристов.

Действительно, в конце 2008 года иностранные инвесторы изъяли из рынка ценных бумаг Индии 12 млрд. долларов США. Однако жизнестойкость Индии перед лицом беды, и выдержанная сдержанность страны перед лицом провокации побудили инвесторов вернуться. В 2008-2009 гг. сумма прямых иностранных инвестиций достигла 27,3 млрд. долларов США, несмотря на мировой финансовый кризис, и только за одну неделю мая 2009 года сумма инвестиций составила 1 млрд. долларов США.

В предотвращении экономической бури Индии помог тот факт, что она намного меньше зависима от мирового потока торговли и капитала, в отличие от большинства стран. Индия зависит от внешней торговли на 20% своего ВВП (для Китая эта цифра больше почти в два раза). Остальное процентное соотношение составляет крупный и крепкий внутренний рынок. Индийцы продолжили производить товары и услуги для других индийцев, и это поддерживало движение экономики.

Хотя экспорт индийских товаров действительно сократился до 30%, экспорт услуг вполне хорошо продолжался на протяжении всего кризиса. Индийцы за границей оставались преданными Индии: индийцы, находящиеся за границей, продолжали так же активно отправлять денежные переводы, уровень которых в 2008-2009 гг. составил 46,4 млрд. долларов США. Основная часть денег прибывала главным образом от диаспоры рабочих индийцев в странах Персидского залива.

Помимо этого, важную роль сыграла также в целом консервативная финансовая система Индии. Её банки и финансовые институты не стали выкупать ценные бумаги, поддержанные закладными, и кредитно-дефолтные свопы, которые разрушили ряд западных финансовых институтов. Одним из двигателей роста стало то, что создание внутреннего капитала удерживало движущую силу предыдущих лет.

Более того, правительство Индии ввело упреждающую налоговую политику, предоставив два раунда пакета финансовой помощи. Власти следовали стратегии развития, включая введение низких процентных ставок, расширенный кредит и снижение акцизной пошлины.

Всё же впереди есть проблемы. Реформа нерешительно реализовывается коалиционным правительством, постоянно опасающимся реакции избирателей. Решение о прекращении регулирования цен на дизель и бензин вызвало массовые уличные акции протеста и страх возникновения инфляции. Приватизация раздутого государственного сектора Индии (начиная от крупных предприятий по производству угля и стали и заканчивая убыточным национальным авиаперевозчиком "Эйр Индия") не спешила успешно сдвинуться с места.

И, несомненно, постоянные жалобы на коррупцию и бюрократизм не исчезли с началом либерализации. Инфраструктура страны остается в бедственном положении, как это замечает каждый посетитель, прилетающий в аэропорт Индии. Нехватка электричества наблюдается почти везде. Примерно 40% населения все еще проживает за чертой бедности, проведенной по ту сторону погребального костра.

Все же со всеми этими проблемами имеет дело уверенный премьер-министр Манмохан Сингх, который управлял кораблем государства в предательских водах. Индия одновременно занимается "тяжелым" (порты, дороги, аэропорты) и "программным" развитием (здравоохранение, образование). Успеха нельзя добиться за одну ночь, однако прогресс внушителен, и он продолжается.

За последние 15 лет Индия "вытащила" из бедности больше людей, чем в предыдущие 45 лет - в среднем почти 10 млн. человек в год в за последние десять лет. Страна явно процветает, и, несмотря на рост населения, доход на душу населения увеличивается быстрее и до более высокого уровня, чем когда-либо прежде.

Нынешний финансовый кризис, который не заставит Индию отступить, является возможностью для защиты и совершенствования этих достижений. Индия может двигаться вперед с уверенностью в то, что она может справиться с миром, стоя на очень безопасной основе.

(Шаши Тхарур - бывший министр иностранных дел Индии и заместитель генерального секретаря ООН, а ныне является членом индийского парламента и автором нескольких книг, самой последней из которых является "Неру: изобретение Индии" (на немецком)).

Шаши Тхарур

Перевод - "Zpress.kg"


Находится ли Индия в опасности перед лицом повторного кризиса? Или происходящее просто должно стать уроком для других? Ведь слабая валюта не обязательно обратится в рецессию. Хотя и усложнит процесс расплаты за дефицит валют, ведь с зарубежными кредиторами нужно чем-то расплативаться. И вот тогда у страны может быть проблема. На самом деле такие перспективы нынешний глава Центрального банка Индии предполагал еще в то время, когда он только заступил на свой пост.

Ассоциации

Речь шла о повторении Индией сценария 1991 года, когда в стране наступил кризис платежного баланса. Единственным спасителем для Индии тогда стал Международный валютный фонд. И сейчас аналитики ищут сходства между текущим состоянием страны и ее недавней историей – и находят. Так, и на сегодня у государства имеется постоянный дефицит текущего счета, недостаток торговли, в понятие которой входят и инвестиционные потоки. И слабая рупия не помогает изменить стоимость заимствования, чтобы финансировать этот дефицит. Вызывает особые опасения даже не сам факт дефицита, опаснее то, что сейчас этот дефицит счета текущих операций в Индии стал шире, да и рупия слабее, чем в 1991 году.

Финансовый кризис прошлого века

В том самом 91-м, в июле месяце рупия за очень короткий срок подешевела по отношению к доллару на 32%, при этом все валютные резервы в стране были исчерпаны, что делало вмешательство государства в отношении поддержания собственной валюты невозможным. И вот индийская валюта снова не удержала позиций – с мая составило 15% и тенденция продолжается. Случилось это как раз тогда, когда ФРС громко заявила о своем намерении свернуть – или хотя бы сократить – меры, предпринимаемые в отношении стимулирования американской экономики. Меры эти заключались в ежемесячном накачивании экономики крупными суммами (85 миллиардов долларов) и целью их было поддержание процентных ставок на уровнях, очень близких к нулю. ФРС-то уже передумала, но вот то самое сообщение стало для инвесторов поводом в срочном порядке изымать свои деньги из развивающихся стран, чтобы вложить их в экономику США. Больше всего пострадали от такого отношения Индонезия и – Индия.

Экономика Индии испытывает дефицит. И не один

Конечно, мир будет наблюдать за тем, как будет выкарабкиваться азиатская экономика, в том числе и Индия, как наиболее крупная ее часть, уступающая по объемам разве что Китаю. И проблемы у нее – крупные – все тот же дефицит в минувшем году достиг отметки в 6,7% ВВП. Для сравнения – МВФ, проводя мониторинг и выявляя глобальные макроэкономические дисбалансы, начинает бить тревогу уже при дефиците в 6%. А тут еще и дефицит бюджета страны, в прошлом году ей не хватило 5% от ВВП при достаточно высокой инфляции. И обе этих цифры стали дополнительными аргументами для инвесторов, которые спешно выводили свои деньги из Индии. Добавьте еще снижение экономического роста и слишком медленные темпы реформ. Стоит ли удивляться, что глава индийского Нацбанка Рагурам Раджан, учитывая «двойной дефицит» в сфере торговли и бюджета, теперь беспокоиться о повторении кризиса? Нет, у каждого кризиса свои тенденции и они практически всегда отличаются – однако теперь, пожалуй, ни один срыв не станет сюрпризом.

Последствия

Да, после последнего кризиса Индия ускорила свои реформы, теперь она более глобально интегрирована, что и привело к периоду сильного роста. Однако некоторые реформы все же отстают, а это препятствует реализации Индией своего огромного потенциала. Впрочем, возможно, именно угроза кризиса стимулирует необходимые реформы по повышению индустриализации, сокращению регулярной нагрузки, увеличению инвестиций в образование и пр.

И пока Индия лидирует в этом процессе, приняв решение вывести из обращения банкноты в 500 рупий ($7,30) и 1000 рупий ($14,60), составляющих почти 85% денежной массы. После чего в стране наступил хаос, чего и следовало ожидать, в принципе.

Теперь власти Индии нацелились на золото. Не только на золотые слитки, нет. Власти без лишних разговоров конфискуют ювелирные изделия у населения.

Протесты в Индии, спровоцированные «денежной реформой» премьер-министра Моди

Демонетизация первоначально была преподнесена как «хирургическая операция на черном валютном рынке — груды наличности, незаконно накопленные богатыми индусами в результате уклонения от уплаты налогов. Это теперь только стало понятно, что эти действия были чем угодно, только не хирургической операцией. Открытыми остаются и неудобные вопросы о том, что сложные правила и исключения, которые сопровождали демонетизацию, позволили владельцам черных денег отмыть большую часть своих денежных средств. Вместо этого в последнее время Моди решил сосредоточиться на демонетизации как средстве продвижения безналичной экономики.

Тем не менее, идея войны с неучтенным благосостоянием остается главной в процессе проводимой демонетизации, а это значит, что Моди придется найти другие способы продолжить начатое. Теперь власти заставляют представителей налоговых органов проводить рейды среди всех, кто может скрывать активы, как в денежной форме, так и в золоте.

Полиция и военные следят за процессом сдачи валюты в Индии

Среди населения уже укоренился страх перед такими налетами, которые, похоже, становятся обычным явлением, так что власти чувствуют необходимость вмешаться, чтобы подавить панику. Однако, это не помогает.

Правительство «проводит разъяснительную работу», объясняя правила, согласно которым чиновники имеют право изымать золото: ничего страшного не случится, «если будут введены ограничения: для замужней женщины 500 г золота, для незамужней – 250 г, для мужчины – 100 г».

Также отмечается, что не будет никаких ограничений на ювелирные изделия, «при условии, что они приобретены в качестве наследства». Кроме того, «должностное лицо, проводящее обыск, не может взять тот объем золотых украшений, который будет превышать установленный лимит».

А это значит, что налоговые органы Индии практически выиграли джек-пот в лотерею. Во время рейда они могут на месте решить, следует ли конфисковать золотые запасы семьи.


В Индии огромные запасы золота – 20 тыс. метрических тонн, большая часть которых является золотом, передаваемым по наследству.

Вместо того, чтобы урегулировать налоговое законодательство, власти открывают еще больше возможностей перед коррупционеров из налоговых органов, чем было в течение многих десятилетий. Богатые заплатят сколько нужно, чтобы избежать ненужных домогательств со стороны налоговых органов. Бедные, как всегда, пострадают. Это ключевая фраза, идеально описывающая все, что происходит сейчас в Индии.

Все, кто имел связи в политических кругах, знали заранее о надвигающейся катастрофе и действовали заблаговременно. Остальные остались не у дел.

«Золотой рейд» в Индии лишь усугубит последствия запрета на наличные. Если немного заглянуть на краткосрочную перспективу, эти виды действий приведут к увеличению спроса на золото.

А дальше что? Люди делают вид, что они знают, что их ждет. Тем не менее, я совершенно уверен, что приближается валютный кризис. Какие районы он поразит в первую очередь неизвестно, однако, список вероятных кандидатов увеличивается с каждым годом.

Я ставил на Японию, Китай и ЕС. Индия застала меня врасплох, хотя, если подумать, она вполне согласуется с моей общей теорией, что рано или поздно ситуация выйдет из-под контроля, причем это будет явно не в США.

Действия США могут привести к валютному кризису, но пик кризиса разразится в другом месте. Если я не ошибаюсь, золото будет безопасным убежищем, независимо от валюты. Особенно там, где грянет кризис.

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости/Прайм. Российские туристы в ситуации финансового коллапса в Индии, когда из обращения выведены самые ходовые в стране банкноты номиналом 500 и 1000 рупий, на долю которых приходится около 86% всей денежной массы в стране, реже посещают достопримечательности, но особого беспокойства не выражают, сообщает во вторник Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Индийские СМИ информируют, что в стране отмечается огромная нехватка наличной валюты нового образца, не работает большинство банкоматов, буксует торговля и туристическая сфера.

"Иностранные туристы в этой ситуации оказались одними из самых пострадавших: наряду с индийцами, им приходится стоять по нескольку часов в банки для обмена валюты, при этом нередки случаи, когда им в этом даже отказывают по причине, что они граждане других стран. О таких случаях сообщается в социальных сетях", — говорится в сообщении.

При этом в АТОР подчеркивают, что российские туристы более сдержаны в оценках происходящего: жалоб от них не поступает. Наши соотечественники стараются расплачиваться банковскими картами, где это возможно, или оплачивают услуги в твердой валюте - в долларах, например.

Однако, как отмечают российские туроператоры со ссылкой на принимающие компании, фиксируется некоторое снижение интереса россиян к экскурсиям и посещениям местных достопримечательностей, где оплата производится в рупиях: туристы опасаются, что в некоторых случаях у них не найдется нужных банкнот в национальной валюте.

Туроператоры не подтвердили введение дресс-кода для туристов в Индии Представители туристических компаний, занимающихся индийским направлением, не подтвердили информацию о том, что гостям этой страны предписывают определенный дресс-код и рекомендуют отказаться от каких-либо привычных предметов гардероба.

"Жалоб от туристов нет. Да и на что жаловаться, ведь случившееся можно назвать геополитическим фактором. Конечно, определенные неудобства есть, поэтому сегодня мы советуем людям брать с собой в поездку больше мелких наличных в твердой валюте, чтобы иметь возможность расплатиться в них в большинстве случаев. Если у кого-то есть возможность найти рупии в России и купить их, пусть даже и по невыгодному курсу, лучше это сделать, приобретя небольшую сумму на всякий случай", — пояснили "Вестнику АТОР" в одной из компаний.

По информации туроператоров, отказов от туров в Индию нет. В настоящее время неплохо продаются курорты Гоа, куда россияне собираются отправиться на Новый год.

По сообщениям в индийской прессе, сложившуюся ситуацию, местные торговцы стараются повернуть себе в пользу: например, некоторые предприниматели готовы давать сдачу в мелких деньгах при условии свершения туристами покупок только на определенную сумму, или принимают в оплату вышедшие из обращения банкноты, но по своему обменному курсу.


Тенденция поляризации социально-политических сил, проявившаяся накануне и во время третьих всеобщих выборов, вызвала дальнейшее обострение внутренней борьбы в основных политических партиях страны, в первую очередь в Национальном конгрессе. С кончиной Джавахарлала Неру завершился период относительной внутриполитической стабильности, и страна вступила в полосу все обострявшихся социальных и политических конфликтов. В правящей партии усилилась фракционная борьба в какой-то мере сдерживавшаяся личным авторитетом Неру. Новый премьер-министр Л. Б. Шастри, которому в значительной мере удавалось проводить гибкую политику лавирования, должен был все больше считаться с интересами влиятельных групп как в центральном руководстве Конгресса, так и в штатах. Усилились группы, контролировавшие партийный аппарат в штатах и оказывавшие поддержку отдельным членам центрального руководства Конгресса и центрального правительства. В этих условиях заметно повысилась роль местных «боссов» конгрессистских организаций, как правило, тесно связанных с влиятельными буржуазными кругами: А. Гхоша, Ч. Б. Гупты, Б. Патнаика и другие. Политический вес лидеров правого крыла в руководстве Конгресса определялся не только их личными связями в центре, но и поддержкой крупных организаций правящей партии в отдельных штатах.

Усиление «боссизма» внутри конгрессистских организаций вело не только к дальнейшему развитию групповщины и фракционных конфликтов в партии, но и к созданию своего рода биполярной структуры в штатах, где зачастую враждовавшие группировки объединялись вокруг главного министра штата и местного партийного босса. Последняя тенденция стала все заметнее проявляться и в центре, где после смерти Неру значительно усилилась роль председателя Конгресса К. Камараджа как в проведении внутрипартийной политики, так и в определении всего правительственного курса. В ходе внутрипартийной борьбы заметно укреплялись позиции правого крыла, которое стало оказывать возраставшее давление на политику правительства. Ослабление внутренней монолитности правящей партии стимулировало активизацию деятельности как левой, так и правой оппозиции. Вместе с тем на фоне обострявшихся классовых конфликтов в стране, нерешенности многих коренных социальных вопросов усилилась борьба внутри ряда оппозиционных партий вокруг поисков путей выхода из нараставшего социально-политического кризиса.

Индия в 60–70-е год ы: углубление противоречий внутреннего развития

В развитии внутриполитической ситуации в Индии в 60-х годах немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Особенно остро она проявилась в штатах, где национальные меньшинства образовали компактные и значительные группы населения. В 1960 году законодательное собрание штата Ассам приняло решение заменить английский язык ассамским в качестве официального языка штата. Это решение вызвало бурную реакцию со стороны проживающих там бенгальцев. Одновременно в Ассаме усилилось движение за национальную автономию крупных этнических групп – формировавшихся народностей: нага, кхаси, микир, гаро, лушаев, мизо. Выступления кхаси, лушаев, и других этнических групп увенчались выделением в 1972 году из Ассама нового штата – Мегхалайя. Дальнейшая консолидация различных этнических общностей многонациональной Индии, становление индийских наций, рост на этой основе местного национализма – все эти процессы усложняли проблему государственного языка. Вопрос о государственном языке в Индии являлся частью проблемы межнациональных отношений.

В обществе, где религиозные институты до настоящего времени играют решающую роль в формировании идеологии огромного большинства населения, конфликты на религиозной почве имели самодовлеющее значение. Однако наиболее частыми и наиболее острыми они были в тех городах и местах, где мусульмане составляли компактные группы среди торговцев, ремесленников, средних слоев, включая интеллигенцию. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, до настоящего времени продолжают играть решающую роль и мире бизнеса, и в мире чиновничества, и среди лиц свободных профессий. В этих условиях конфликты между отдельными группами торговцев и тому подобное, принадлежавших к различным религиозным общинам, часто выливались в индусско-мусульманские столкновения. Подобный характер имели почти все крупные индусско-мусульманские столкновения. Развертыванию индусско-мусульманских религиозных конфликтов, несомненно, способствовал индо-пакистанский пограничный конфликт, перешедший в войну между двумя государствами. К началу 1965 года спор из-за Кашмира вспыхнул с новой силой. В январе этого года произошло перестрелка между пограничными патрулями на южном участке западной индо-пакистанской границы – в спорном районе полупустынной местности Катчского Рана. После того как с обеих сторон были подтянуты подкрепления, в апреле произошел более серьезный инцидент, сопровождающийся артиллерийской дуэлью.

В Кашмире вспыхнули беспорядки, спровоцированные группами, связанные с экстремистскими кругами в Пакистане. Индийские войска в Кашмире вошли в соприкосновении с пакистанскими военными подразделениями и заняли горные проходы на территории Кашмира. В сентябре начались вооруженные столкновения, в бой были введены танковые подразделения и авиация. Как в Индии, так и в Пакистане было объявлено состояние войны. Решающую роль в прекращении конфликта сыграл Советский Союз, еще в августе выступил с мирной инициативой. В послании главам правительства Индии и Пакистана от 17 сентября 1965 года Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин выдвинул предложение о добрых услугах в урегулировании конфликта. Это предложение было принято и военные действия были прекращены. В 1966 г. в Ташкенте были проведены переговоры между Лалом Бахадуром Шастри и Айюб-ханом, в которых по просьбе обоих сторон принял участи А. Н. Косыгин. В результате 11 января была подписана Ташкенская декларация политического урегулирования, которая открывала путь к нормализации отношений между обеими странами. Но эта весть была омрачена сообщением о кончине в Ташкенте вскоре после подписания Декларации Лала Бахадура Шастри. Смерть премьер-министра послужила поводом для нового обострения внутриполитического положения в стране.

После состоявшегося в апреле в 1961 году VI съезда Компартии Индии расхождения внутри партийного руководства усилились. Эти разногласия проявились со всей очевидностью осенью 1962 года в период обострения индийско-китайского пограничного конфликта. Центром притяжения всех оппозиционных большинству Национального совета сил стала фракция внутри организации КПИ в Западной Бенгалии. Оппозиционная фракция, действовавшая с этого времени открыто, включала лидера коммунистической группы в законодательном собрании штата Джоти Басу, секретаря организации КПИ в штате Промоде Даса Гупту, секретаря западно-бенгальского отделения Всеиндийского крестьянского союза Х. К. Конара. Раскол КПИ, фактически начавшийся в конце 1962 года, завершился к октябрю 1964 года. Смерть Л. Б. Шастри вызвала новый взрыв противоречий в руководстве правящей партии. Впервые в истории Конгресса на пост премьер-министра было выдвинуто две кандидатуры: Индира Ганди, дочь Неру, – от центристской и левой фракции и Морарджи Десаи – от правой фракции. После ожесточенной борьбы внутри парламентской фракции Конгресса большинством голосов премьер-министром была избрана И. Ганди. В мае 1967 года большинство местных партий бывших конгресистов образовали новую общеиндийскую партию «Бхатрия кранти дал». Произошли изменения и в объединенной социалистической партии. Принятая в 1966 году ОСП программа конкретных социально-экономических преобразований в основном совпадала аналогичными программами КПИ. Всеобщие выборы в Индии в 1967 году продемонстрировали степень влияния политических партий на избирателей, а так же их политический вес в парламенте по сравнению с выборами 1962 года. Наиболее существенно изменилось положение Национального конгресса. Было покончено с длительной монополией Конгресса на власть. Начался процесс замещения однопартийной системы правления, действовавшей в интересах имущих классов, двухпартийной или многопартийной.

И. Ганди выдвинула в 1967 году «10 пунктов» программу прогрессивных социально-экономических преобразований, в 1969 году провела национализацию 14 крупнейших частных банков. На выборах в 1969 году нового президента Индии вместо умершего З. Хуссейна вновь победила левоцентристская группировка Конгресса, выдвинувшая своим кандидатом ветерана профсоюзного движения Индии В. В. Гири. В феврале 1970 года была подтверждена сфера государственного предпринимательства, установленная в Резолюции о промышленной политике 1956 году с учетом изменений за последующие 15 лет. В марте того же года под государственный контроль был поставлен импорт ряда товаров, было объявлено о снижении цен на 17 важнейших видов медикаментов. Раскол в коммунистическом движении оказал отрицательное воздействие на массовое движение, однако в середине второй половины 60-х годов борьба рабочего класса продолжала нарастать. Раскол в коммунистическом движении сказался и на деятельности крестьянских организаций, развернулась борьба сельскохозяйственных рабочих. В мае 1968 года был образован находящийся под влиянием КПИ Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Насилие, включая индивидуальный террор, стало все более распространенным методом политической борьбы. В этой обстановке в широких общественных кругах усилилась тяга к политической стабильности.

Прогрессивные сдвиги в социально-экономической политике правящей партии и правительства, широкая пропаганда этих сдвигов и обещания их дальнейшего развития сыграли существенную роль в успехах правящего Конгресса на досрочных выборах в 1971 году. В результате досрочных выборов в парламент, проведенных в марте 1971 года, правящая партия вновь завоевала абсолютное большинство в парламенте. Важной прогрессивной мерой было принятие закона, дававшего правительству право устанавливать контроль 64 индийские и 42 иностранные компании общего страхования, 214 угольных шахт и другие предприятия. Было объявлено о начале нового раунда аграрных реформ – о принятии нового, сниженного «потолка» частного землевладения, а так же подтвержден курс на расширение государственного контроля в различных сферах индийской экономики. Позиции Конгресса среди массы избирателей еще более упрочнились. На выборах в законодательные собрания штатов в 1972 году ИНК завоевало 48% голосов. Таким образом, рост влияния ИНК во главе с И. Ганди оказался несомненным. В результате выборов в законодательные собрания штатов в 1972 г. левые партии в целом сохранили свои суммарные позиции. КПИ получили 4,2% голосов, ВИКП получила 4,6%. Позиции социалистов несколько ослабли 4,6% голосов против 5,1% в 1967 году Проведение правительством И. Ганди ряда мер в осуществление программы прогрессивных социально-экономических преобразований свидетельствовало о начавшемся определенном сдвиге влево в расстановке политических сил.

После кратковременного слияния в 1964 году Народно-социалистической и Социалистической партий в 1965 году произошел новый раскол. Из ранее образованной Объединенной социалистической партии вышла группа прежней Народно-социалистической партии во главе с Н. Г, Горай и С. Н. Двиведи. Основная причина конфликта внутри руководства ОСП заключалась в различных позициях, которые занимали его фракции по вопросам сотрудничества с коммунистами, как в проведении массовых кампаний, так и в работе внутри законодательных органов. Правые лидеры бывшей НСП по-прежнему оставались на позициях антикоммунизма и антисоветизма, тогда как лидеры ОСП С. М. Джоши, Р. Лохия, Мадху Лимайе шли на некоторое сотрудничество с прогрессивными силами. Социалисты были также ослаблены после ухода в Конгресс группы во главе с основателем партии НСП Ашока Мехтой, который занял пост министра планирования в правительстве Индии. После раскола ОСП под ее контролем остался профцентр Хинд маздур панчаят, но более крупное профобъединение Хинд маздур сабха получило большую самостоятельность, поскольку на отдельные группировки в ее руководстве оказывали влияние соответственно ОСП, НСП, а также другие политические силы, в частности Конгресс.

Противоречия развития Индии по буржуазному пути развития складывались прежде всего в переживавшихся страной экономических трудностях. За годы независимости Индия достигла определенных результатов в экономическом развитии. Общий объем промышленного производства увеличился к середине 70-х годов более чем в 4 раза. В рамках государственного и частного секторов были созданы новые отрасли добывающей промышленности, укрепилась энергетическая база. Однако на фоне существенных сдвигов в перестройке унаследованной от колониализма экономической структуры с середины 60-х годов со все большей очевидностью стали проявляться трудности развития. Важнейшей причиной застоя в индийском промышленном развитии было сохранявшееся отставание сельского хозяйства. За годы независимости произошло определенное развитие сельскохозяйственного общий объем продукции вырос более чем вдвое, размеры посевных площадей – на 30%, площадь орошаемых земель – вдвое, средняя урожайность основных культур на – 40%. Однако база роста сельскохозяйственного производства в период развертывания «зеленой революции» с середины 60-х годов оставалась крайне узкой и охватывала не более 20% всех обрабатывавшихся земель.

Это были в основном хозяйства кулаков и помещиков, которые сосредоточили в своих руках к началу 70-х годов не менее половины всех посевных площадей страны. «Зеленая революция» охватила к середине 70-х годов лишь наиболее развитые районы Северо-Западной Индии, отдельные округа в западных и южных штатах страны. Достигнутые Индией темпы прироста сельскохозяйственной продукции почти не перекрывали прироста населения. По официальным данным, в начале 70-х годов у 40% сельского и 50% городского населения прожиточный уровень был ниже «уровня нищеты», то есть расходы были на личное потребление не более 20 рупий в месяц сохранение громадного резервуара нищеты сочеталось с дальнейшим ростом имущественного неравенства. Пожалуй, нигде эти контрасты буржуазного развития не проявлялись столь очевидно, как в крупных индийских мегаполисах, особенно в Бомбее, где расширение районов трущоб шло параллельно строительству роскошных отелей и многоэтажных жилых домов для богачей-нуворишей. Кризисные явления обостряли проблему диспропорционального и дезинтегрированного развития индийской экономики. Усиливались противоречия между различными слоями и группами индийской торгово-промышленной буржуазии.

К середине 70-х годов окончательно определилась ведущая роль государственного сектора в индустриализации Индии. Доля государства во вложениях в экономическое развитие выросло с 3% в 1950–1951 годах до 48% в 1971–1972 годах капиталовложения в государственный сектор развивались опережающими темпами по сравнению с частнокапиталистическим. В начале 70-х годов общие капиталовложения в предприятия госсектора оценивались в 220 млрд. рупий, а в частный 130 млрд. рупий. В некоторых отраслях материально производства госсектор стал играть решающую роль. Непрерывное возрастание роли госсектора, а так же различных форм государственного регулирования в экономическом развитии страны вызывало нарастающую волну критики государственного капитализма со стороны частнокапиталистического предпринимательства. Вместе с тем отношение национальной буржуазии к госсектору и госкапитализму в целом было двойственным. Госсектор не воспрепятствовал процессу концентрации и централизации капитала в Индии. Меры по ограничению деятельности монополий, предпринятые в 60-х начале 70-х годов, оказались не эффективными. Наряду с укреплением позиций крупной буржуазии и ее монополистической верхушки продолжался рост мелкого капиталистического предпринимательства. В то же время мелкое производство, в котором по-прежнему было занято большее число рабочих, постепенно вытеснялось современным капиталистическим производством. Эти сложные и противоречивые процессы в экономике Индии оказывали свое влияние на внутриполитическую ситуацию.

Непрерывный рост в течении всей первой половины 70-х годов как оптовых, так и розничных цен свидетельствовал о развивающихся в стране инфляционных процессах. Только за один 1974 год розничные цены поднялись на 30%. Это тяжело ударило по широким массам трудящихся. Усилилась забастовочная борьба. Наряду с борьбой рабочего класса активизировалась деятельность организаций трудового крестьянства и сельскохозяйственных рабочих. Коммунистическая партия Индии в сотрудничестве с профсоюзными, крестьянскими, молодежными и другими массовыми организациями провела в 1972–74 годах ряд общенациональных массовых компаний, направленных на защиту экономических и политических интересов трудящихся. В течении 1973 и 1974 годов КПИ провела массовые кампании борьбы против спекулянтов, складировавших запасы продовольствия. На базе широкого недовольства народа ухудшимся экономическим положением, невыполнением Конгрессом широковещательной программы экономических и социальных преобразований активизировалась деятельность различных оппозиционных Конгрессу националистических мелкобуржуазных и буржуазных партий.

На прошедших в начале 1974 года выборах в законодательные органы собрания Уттар Прадеша, Ориссы и еще трех штатов и союзных территорий Конгресса и КПИ, снова достигшие соглашения о взаимной поддержке, опять добились успеха. Оппозицию Конгрессу стала поддерживать значительная часть городской и сельской буржуазии. В этой обстановке серьезную опасность для Конгресса представляло массовое движение, начавшееся в 1974 году в Гуджарате и Бихаре под руководством известного общественного деятеля, гандиста Джая Пракаша Нарайяна. Это движение развертывалось под лозунгами «тотальной революции». Направленной на свержение власти конгрессов в центре и на местах. В январе 1975 года в Бихаре был убит террористами министр транспорта Индии Мишра. В Дели было совершено покушение на члена Верховного суда А. Н. Райя.

В результате широкого движения масс, во главе которого шел М. Десаи, объявивший голодовку протеста, конгрессистское правительство в штате Гуджарат было смещено и введено президентское правление. Созданный по инициативе Нарайяна «Народный фронт», объединивший основные оппозиционные партии, на выборах в законодательное собрание Гуджарата. Прошедших в 1975 году, добился победы. В июне 1975 года антиконгрессистские силы в стране перешли в открытое наступление против премьер-министра Индиры Ганди. Суд постановил, что И. Ганди лишается своего депутатского места и ей запрещается занимать выборные должности в течении шести лет. Это решение И. Ганди опротестовала в Верховном суде. Главные оппозиционные партии, включая КПИ, потребовали отставки И. Ганди. Было принято решение организовать по всей стране движение гражданского неповиновения. Нарайя призывал армию и полицию к неподчинению властям. В ответ на действия оппозиции указом президента Индии Ф. А. Ахмада, избранного в августе 1974 года, 26 июня 1975 года в стране было введено чрезвычайное положение. Более 600 лидеров оппозиционной партии было арестовано. В течении 1975 года за решеткой оказалось более 30 тыс. активных членов оппозиции и движения Дж. П. Нарайяна. 4 июля деятельность 26 экстремистских организаций была запрещена.

Выступая по радио с обращение к народу И. Ганди объявила программу прогрессивных социально-экономических преобразований из 20 пунктов, которая была направлена на ускорение проведения аграрных реформ, улучшения положения сельскохозяйственных рабочих, отмен долговой кабалы. Удар нанесенный И. Ганди по оппозиции, был осуществлен на фоне улучшавшейся экономической конъектуры. По официальным данным, к осени 1976 году было отчуждено более 1 млн. га «земельных излишков» и распределено среди безземельных и малоземельных крестьян. Около 7 млн. сельскохозяйственных рабочих получили землю для постройки жилищ. Указами президента был объявлен мораторий на сельскую задолженность и отмены отработки за долги. Постепенно стали выявляться отрицательные последствия чрезвычайного положения. Предприниматели не выполняли решений о «мире в промышленности» – локауты, снижение заработной платы стали обычным явлением. Была введена цензура, ограничена свобода печати, принятая 42-я поправка к конституции хотя и объявила Индию «социалистической республикой», но была направлена на усиление исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной.

Прошедшие в марте 1977 года выборы в парламент привели к победе блока «Джаната партии», получившего абсолютное большинство в Намежду одной палате. И. Ганди ушла в отставку, премьер-министром стал Чандра Шек хар. Страна вступила в сложный период перегруппировки политических сил. Усилилась борьба между сторонниками и противниками И. Ганди в Конгрессе, которая привела к формальному расколу партии в январе 1978 году и образованию двух общеиндийских конгрессистских организаций во главе Индирой Ганди и Брахманандом фракций Редди. Появились центробежные тенденции и в новой правящей партии. Стали делаться попытки добиться взаимопонимания и сотрудничества политически разобщенных левых сил – КПИ, КПИ, левых фракций в Конгрессе, «Джанате» и других партиях.

Таким образом, положение ИНК во второй половине 70-х годов серьезно осложнилось. Усиление экономических трудностей, расширение массовой борьбы трудящихся, укрепление оппозиционных ИНК партий и групп привели к усилению социальной напряженности. Руководство страны введение в июне 1975 года чрезвычайного положения. И в результате проведенных в 1977 году парламентских выборов партия ИНК потерпела поражение. Победу одержала коалиция «Джаната партии».

Внешнеполитический курс независимой Индии в 1950–1970 годы

В военной области первоочередной задачей суверенной Индии стало укрепление обороноспособности страны. С этой целью Индия стремилась к налаживанию контактов с другими странами, так как испытывала потребность в современных вооружениях и технике. Однако в ходе многочисленных переговоров с западноевропейскими государствами и СССР Индия столкнулась с жестким противостоянием правящих кругов Англии. В течение 1950–1955 годов индийско-английское сотрудничество в военной области отличалось нестабильностью на что, несомненно, влиял внешнеполитический фактор. Так, Англия приостановила выполнение военных заказов индийского правительства, занявшего в отношении корейского вопроса позицию, противоречащую ее интересам. Таким образом, индийско-английские отношения в военной области носили сложный и противоречивый характер. Это объяснялось зависимостью Индии от Англии в военной области, с одной стороны, и ее стремлением быть полностью самостоятельной в решении военных вопросов, с другой. Британское правительство, в свою очередь, стремилось не только сохранить, но и усилить зависимость Индии от Англии в военной сфере еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 году помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.

Приток иностранного частного и государственного капитала в Индию объективно способствовал процессу индустриализации страны, в то же время, укрепляя позиции иностранных монополий в стране и усиливая интеграцию Индии с мировым капиталистическим хозяйством. Во внешнеэкономических связях Индии особое место заняли отношения с СССР и другими социалистическими странами. Советское государство в своей политике поддержки национально-освободительного движения народов Востока, руководствуясь принципами дружбы и взаимопомощи, оказало решительную поддержку усилиям Индии добиться экономической самостоятельности. Прогрессивные аспекты экономической политики Индии, выражающиеся, в частности, во введении определенного планового начала, создании мощного государственного сектора, форсировании индустриализации, встретили поддержку народов Советского Союза и всего социалистического содружества. Советский Союз на основе ряда соглашений, заключенных в 1955–1965 годах, санкционировал долгосрочные кредиты на сумму свыше 600 млн. руб. Центральное место в советской помощи Индии, как известно, занимает черная металлургия: сюда была направлена значительная часть всех советских кредитов. Бхилайский завод, построенный с советской помощью и ставший символом советско-индийской дружбы, уже в 1966 году выплавил около 1/3 всей стали, полученной в этом году в Индии. В 1967 году на нем были завершены строительные работы, «вязанные с расширением мощностей, и начата подготовка к дальнейшему их увеличению втрое по сравнению с первоначально запланированными. В том же году начато строительство нового мощного металлургического комбината в Бокаро. Второе место в советской помощи промышленному развитию Индии заняла нефть. СССР помог Индии ликвидировать зависимость от международных империалистических монополий в такой жизненно важной сфере.

Целенаправленность советско-индийского экономического сотрудничества заключалась в том, что, создавая завершенные промышленные комплексы в металлургии и горнодобывающей промышленности, Советский Союз оказал Индии помощь в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ранчи и Дургапуре, которые призваны обеспечить дальнейшее развитие этих отраслей. Важное место в советской экономической помощи Индии занимает электроэнергия: СССР полостью или частично построил в Индии 11 электростанций, которые дают до 20% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. Эти три основных направления советско-индийского экономического сотрудничества дополнялись соглашениями в области приборостроения, фармацевтической и угольной промышленности, рыболовства, сельского хозяйства, подготовки кадров. Всего с советской помощью к концу 60-х годов сооружено или сооружалось свыше 60 объектов. На предприятиях, построенных с помощью Советского Союза, в начале 70-х годов производилось 30% стали, изготовлялось 85% тяжелого оборудования, 60% тяжелого энергооборудования, 25% алюминия, добывалось 80% нефти. Погашение советских займов Индии производится индийскими товарами, что способствовало глубокому и всестороннему воздействию советской экономической помощи на процесс ее индустриализации, в том числе рост экспортных отраслей. Важным показателем крепнущих экономических связей между двумя странами явился быстрый рост торгового оборота. За годы независимости он увеличился более чем в 30 раз. Советский Союз вышел на второе место среди внешнеторговых партнеров Индии.

После раскола Индийского национального конгресса в 1969 году внутри правящей партии заметно ослабли силы, оказывавшие давление на правительство Индии с целью изменить его внешнеполитический нейтралистский курс в сторону преимущественной ориентации на западные страны, и прежде всего США. Это позволило правительству Ганди следовать основным принципам внешней политики, разработанным еще в период руководства страной Джавахарлалом Неру, а также проводить меры, направленные на дальнейшее развитие политического, экономического и культурного сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами. В соответствии с курсом на укрепление позиций Индии в «третьем мире» продолжалась, как я в 1967–1969 годах, активность индийской дипломатии, направленная на упрочение двусторонних отношений с афро-азиатскими странами. Задачи индийской внешней политики заключались также в укреплении и расширении отношений с развитыми капиталистическими странами, что прежде всего определялось нуждами экономического и социально-культурного развития страны. Важнейшими внешнеполитическими проблемами Индии по-прежнему оставались отношения с Пакистаном и Китайской Народной Республикой. Затянувшиеся нндопакистанский и индокитайский конфликты продолжали оказывать влияние на развитие отношений Индии с третьими странами, в первую очередь с великими державами.

Напряженность в отношениях с Пакистаном, ярко проявившаяся во время конференции мусульманских стран в Рабате летом 1970 года, усилилась с конца 1970 года в связи с резким обострением внутриполитической обстановки в Пакистане. Подъем национально-освободительного движения в Восточном Пакистане; победа в декабре 1970 года на первых в истории Пакистана всеобщих выборах бенгальской национальной партии «А вами лиг», а также находящихся в оппозиции к военному режиму Яхья-хана в Западном Пакистане; непризнание правящими кругами Пакистана результатов выборов; подавление военной силой бенгальских национальных организаций; разгон органов законодательной власти в Восточном Пакистане, арест 26 марта 1971 года бенгальского национального лидера Шейха Муджибура Рахмана – вся эта цепь событий завершилась широкими военными операциями западно-пакистанской армии, направленными против отрядов сопротивления и поддерживающего их бенгальского населения. Массовые разрушения и убийства, совершенные в течение восьми месяцев правительственными войсками, вызвали приток в Индию бенгальских беженцев, общая численность которых к концу 1971 году достигла 10 млн. человек.

Размещение и обеспечение такой массы людей легло тяжелым бременем на экономику Индии. Моральная поддержка, оказанная в Индии бенгальскому национальному движению, вызвала в Пакистане яростную антииндийскую кампанию, поощрявшуюся пакистанской военной администрацией. Все это крайне осложнило индийско-пакистанские отношения. Положение усугублялось открытым выступлением на стороне правящих кругов Пакистана правительства Китая, а также в общем благожелательным отношением к политике Пакистана со стороны США. В этой обстановке большую роль сыграла твердая и последовательная позиция Советского Союза, решительно выступившего за прекращение кровопролития и мирное политическое урегулирование проблем. Логика развития как внешнеполитического, так и внутриполитического положения Индии предопределила усиление тенденций на сближение с Советским Союзом. Заключение 9 августа 1971 года советско-индийского Договора о мире, дружбе и сотрудничестве не только подняло на новую ступень отношения между двумя странами, но и значительно упрочило международное положение Индии. Несмотря на усилия предотвратить дальнейшее обострение событий на полуострове Индостан, 3 декабря 1971 года начался военный конфликт между Индией и Пакистаном.

14-дневные военные операции, происходившие на широком фронте, закончились капитуляцией пакистанских вооруженных сил и прекращением 17 декабря по инициативе Индии огня. Поражение Пакистана и крушение режима военной администрации, образование Народной Республики Бангладеш, военная победа Индии – все эти события значительно изменили соотношение сил в Южной Азии и оказали влияние на положение внутри самой Индии. Они сыграли роль факторов, способствовавших значительному росту престижа И. Ганди и победе Национального конгресса на выборах 1972 года. Урегулирование вопросов, связанных с последствиями индопакистанского конфликта, занимало важнейшее место в индийской внешней политике в течение 1972 года. В феврале 1972 года Индия заключила с Бангладеш Договор о дружбе и сотрудничестве и оказала ей экономическую помощь. В марте 1972 года индийские войска были выведены из Бангладеш. 3 июля 1972 года после переговоров в Симле между И. Ганди и новым президентом Пакистана 3. А. Бхутто было заключено индопакистанское соглашение, создавшее основу для будущего урегулирования опорных проблем мирным путем. В соответствии с этим соглашением к концу 1972 года был в основном урегулирован ряд вопросов, возникших в связи с вооруженным конфликтом.

Пропакистанская позиция правительства США во время военного конфликта, замораживание американской помощи привели к резкому ухудшению американо-индийских отношений. В то же время усилились тенденции, направленные на развитие отношений с государствами, представляющими прогрессивные силы в мировой политике. Выражением этого стало, в частности, дипломатическое признание Индией ДРВ и ГДР, официальная поддержка со стороны правительства Индии предложений Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам. Индия резко осудила американскую политику во Вьетнаме, позицию сайгонского режима, а также агрессию Израиля против арабских стран. Советско-индийский договор 1971 года способствовал дальнейшему успешному развитию политического, экономического и культурного сотрудничества. В 1972 году были заключены крупные советско-индийские соглашения в области научно-технического сотрудничества. Наметившийся в 1972 году общий поворот к ослаблению международной напряженности оказал влияние и на внешнюю политику Индии. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев следующим образом оценил значение советско-индийской дружбы и место Индии в системе международных отношений: «Выдающееся место в формировании судеб Азии, бесспорно, принадлежит Индии. С этой страной нас связывает Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Мы рассматриваем его как надежную основу долговременных добрых, дружественных отношений. Индия внесла много ценного во всю мировую политику, и роль ее – мы в этом убеждены – будет возрастать. Советско-индийская дружба крепнет из года в год, и нет сомнения, что будущее ознаменуется новыми шагами в этом направлении – к большой пользе для народов наших стран и для дела всеобщего мира».

Важнейшее место во внешней политике Индии и в середине 70-х годов по-прежнему занимали отношения с Республикой Бангладеши и Пакистаном. Наряду с этими республиками Индия стремилась укреплять и развивать свои отношения и с другими соседними азиатскими государствами. Индии не удалось сколько-нибудь существенно улучшить свои отношения с Китаем. Они оставались напряженными со времени индокитайского конфликта в 1962 года. Отношения Индии с США, как и с другими развитыми капиталистическими странами, определяются, прежде всего, ее заинтересованностью в развитии торгово-экономических связей с Западом, получении экономической и финансовой помощи. Важнейшую роль и укрепление политической, экономической, военной независимости Индии от Запада сыграло советско-индийское сотрудничество, развивавшееся на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 году.

Знаменательным событием в истории советско-индийских дружественных отношений стал визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Индию в ноябре 1973 года в совместной декларации, подписанной в ходе визита Л. И. Брежнева и переговоров на высшем уровне в Дели, Советский Союз и Индия подтвердили свою решимость и впредь прилагать усилия к разрядке напряженности и оздоровлению международного климата. Советско-индийское экономическое сотрудничество стало одним из решающих факторов создания в стране индустриального комплекса на основе развития государственного сектора. Пришедшее к власти в результате всеобщих выборов в марте 1977 года новое правительство партии «Джаната» заявило, что основные направления внешней политики страны остаются неизменными, так как «проводимая Индией политика неприсоединения и установления дружественных отношений со всеми странами» отвечает национальным интересам страны». В системе международных отношений 70-х годов Индия по-прежнему занимала одно из ведущих место в группе неприсоединившихся стран. Индийская дипломатия продолжала проводить «Линию Неру», активно выступая против колониализма и неоколониализма, расизма, апартеида и империализма. Индия находилась на стороне народов Вьетнама, Южной Африки, арабских стран – жертв израильской агрессии.

Таким образом, Индия укрепила свою национальную независимость и теперь стала превращаться в великую державу в соответствии со своими потенциями и позитивной ролью в международной жизни. Этому способствовало взаимополезное советско-индийское сотрудничество, которое является важным фактором мира и прогресса. За три десятилетия независимого развития Республика Индия вышла на уровень великой азиатской державы. За это время Индия и её народ существенно изменились, обретя новую жизненную энергию. Несомненный подъем народных масс – это и важнейшее достижение самостоятельного национального развития страны, и залог её будущего. Опыт Индии свидетельствует о возможности продвижения развивающейся страны по пути национального возрождения в условиях парламентарной демократии, накапливая народные силы для дальнейшего развития.