Соотношение отраслей городского хозяйства. Городское хозяйство как объект муниципального управления. Восстановление народного хозяйства

Отраслью называется группа схожих видов . Отрасль объединяет предприятия, выпускающие схожую продукцию, например автомобили, сельхозмашины, обувь, одежду, зерно.

На этом принципе строится отраслевая классификация , т.е. объединение в группы схожих видов экономической деятельности. Она позволяет не только сгруппировать предприятия в отрасли, но и разбить их на подотрасли (производство легковых и производство грузовых автомобилей) и еще более узкие виды хозяйственной деятельности.

С другой стороны, отраслевая классификация позволяет объединить отдельные отрасли в крупные отрасли (производство одежды и обуви как часть легкой промышленности), затем — веще более крупные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и научное обслуживание и т.д.) и, наконец — в(первичный — сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство, вторичный — промышленность и строительство, третичный — услуги). В третичном секторе часто выделяют производственную и социальную инфраструктуру. Производственная инфраструктура - это прежде всего транспорт. Социальная инфраструктура (социальная сфера, социально-культурные отрасли) - это образование, наука и научное обслуживание, культура и искусство, социальное обеспечение, физкультура и спорт, туризм, индустрия отдыха, жилищно-коммунальное хозяйство.

Кроме того, отраслевая классификация позволяет объединять даже разные, но взаимодополняемые виды деятельности. Например, производство сельхозмашин, зерна и другие взаимодополняемые хозяйственной деятельности объединяют в агропромышленный комплекс (АПК).

Объединение (агрегирование) предприятий в отрасли, подотрасли, комплексы позволяет экономистам на основе статистики изучать хозяйственную ситуацию сразу во всех фирмах, производящих схожие и взаимодополняемые товары, например сельскохозяйственные и предназначенные для сельского хозяйства. Так, по данным Росстата, в 2003 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло на 1,5%. что на первый взгляд неплохо для сельского хозяйства с его традиционно невысокими темпами роста. Однако наблюдающийся с 1999 г. заметный рост сельскохозяйственной продукции далеко не компенсировал последствия экономической катастрофы, произошедшей в сельском хозяйстве России в 90-е гг.. когда вследствие неудачных реформ и общеэкономического кризиса производство сельскохозяйственной продукции в стране сократилось до 56% в 1998 г. но сравнению с уровнем 1990 г. В 2003 г. возросшее производство сельскохозяйственной продукции составляло лишь 70% уровня 1990 г., а производство зерна, молока и особенно мяса — половину и меньше. К тому же основная часть сельскохозяйственной продукции производилась вручную, так как производство этой продукции на 58% обеспечивали хозяйства населения, на 4% — крестьянские (фермерские) хозяйства и на 38% — другие сельскохозяйственные предприятия, в основном бывшие колхозы и совхозы. Производство же сельскохозяйственной техники находится в катастрофическом состоянии, сократившись в 90-е гг. во много раз, а по некоторым видам техники — в десятки раз.

Сельское хозяйство России могло бы восстанавливаться более высокими темпами, однако для этого требуется более высокий спрек населения на его продукцию и более ощутимая поддержка со стороны государства данной отрасли. Без этого сельское хозяйство России с трудом преодолевает финансовые проблемы (в 2003 г. убыточными были 50% сельскохозяйственных предприятий), вследствие чего отрасль не может решить ни свои собственные отраслевые задачи (например, восстановление прежнего уровня механизации), ни национальные (например, уменьшение зависимости России от сельскохозяйственного импорта, особенно мяса, крупномасштабное производство которого в стране подорвано, а потребляемое ранее российским животноводством зерно теперь идет на экспорт).

Отрасли непроизводственной сферы

К непроизводственной сфере относятся отрасли экономики, которые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) или обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, профессиональное образование, армия и органы правопорядка).

Некоторые отрасли обслуживания ( , общественное питание) иногда относят к производственной сфере, так как они имеют дело с материальными предметами.

С развитием общества роль непроизводственной сферы возрастает, что особенно наглядно проявляется в росте доли занятых в этой сфере. В 1913 г. в непроизводственной сфере было занято всего около 5% работников Российской империи. К 1990-м годам доля непроизводственной сферы в структуре занятости выросла до 35%. В 2005 г. в непроизводственной сфере России работало около 35 млн человек, что составляет почти 50% всех занятых в экономике страны. Но это все еще значительно ниже уровня наиболее развитых государств мира (в США — более 70% занятых).

Ведущая отрасль муниципального хозяйства – ЖКХ. Она в свою очередь, делится на ряд отраслей: а) жилищное хозяйство (эксплуатационные организации, организации по капитальному и текущему ремонту зданий, санитарно-технические и санитарно-гигиенические предприятия – водопровод, канализация, бани, прачечные); б) энергетические предприятия (электрические подстанции и городские электрические сети, газовое хозяйство, районные и квартальные отопительные котельные); в) городской транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие виды местного транспорта); г) внешнее благоустройство (дорожное хозяйство, санитарная очистка улиц, озеленение, уличное освещение); д) гостиничное хозяйство (гостиницы, кемпинги, мотели).

Элементы муниципального хозяйства.

1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства

Федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области управления муниципальным хозяйством.

В ст. 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"№131, записано о формировании муниципальной собственности в связи с реализацией закона, что субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Собственность является объектом гражданских прав, а право собственности – базовым в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения по поводу собственности регулируются ГК РФ и в соответствии с ГК РФ федеральными законами.

Специальный закон по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в ГК РФ. До введения специальных норм по названным вопросам следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства.

Таким образом, правовую основу муниципальной собственности составляют федеральные правовые акты и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью.

Кодексы РФ

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Муниципальное хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его городского хозяйства. Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы.

Муниципальное образование как многофункциональный и сложный объект может быть представлено как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

Градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

Градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;

Социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующей наличие рабочих, служащих, специалистов и уровень их квалификации, и социально-демографического;

Управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;

Пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.

Понятие «Муниципальное хозяйство» допускает трактовку как в широком смысле как совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:



Услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; в основном связанные со снабжением производства водой, тепло и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т.д.;

Услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);

Услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.);

Так и в узком смысле, как комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий муниципального образования.

Профессор Л. Велихов определил муниципальное хозяйство как деятельность муниципалитета (городского управления) и предложил называть хозяйство городским, дав ему следующее определение:

«Городское, или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.»

Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

Жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.;

Городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

Комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

Учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

Службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Муниципальное хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферой, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

Одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

Особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований.

Специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа – центры отдыха; Суздаль, Кижи – туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

1. Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта – в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

2. Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

3. Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

4. Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

5. Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

6. Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

7. Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

8. Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

Иные бюджетные полномочия.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо вышеперечисленных полномочий, относятся:

Установление нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов;

Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

Определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов;

Составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Налоговые доходы местных бюджетов включают в себя зачисления от следующих налогов:

1) В бюджеты поселений:

Государственной пошлины за совершение нотариальных действий, - по нормативу 100 процентов.

2) В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доход:

Земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

Налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.

Налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

Налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 20 процентов;

Единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 50 процентов;

Единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

Государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

Налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов.

3) В бюджеты городских округов:

Земельного налога - по нормативу 100 процентов;

Налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

Налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

Единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 100 процентов;

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

Доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

Доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

Доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

Части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

Платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

Принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Следует отметить, что в настоящее время бюджет муниципальных образований принимается чаще всего с дефицитом, поскольку доходных источников не хватает для покрытия всех расходных обязательств

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Основу городского хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

· жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.

· городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

· комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

· учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

· службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Особенности городского хозяйства

Городское хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

· одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

· особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований. муниципальный образование городской хозяйство

· специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Городское хозяйство представляет собой сложную динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории административно-территориального образования. Сложность системы городского хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии городского хозяйства и повышении требований к предоставляемым услугам.

В соответствии Градостроительным кодексом РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, городские поселения подразделяются:

  • - на сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);
  • - крупнейшие города (от 1 млн. до 3 млн. человек);
  • - крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. человек);
  • - большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
  • - средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
  • - малые города и поселки городского типа (до 50 тыс. человек).

Численность населения города, а также выполняемые им функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно-территориального устройства, функциональное разнообразие отдельных территорий, многогранность его городского хозяйства. Важнейшим условием характеристики города как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы. Это означает, что город как единое, цельное образование состоит из частей, имеющих между собой постоянные и непрерывные связи. Город как многофункциональный и сложный объект может быть представлен как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

  • - градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;
  • - градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, т.е. предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;
  • - социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующейся наличием рабочих, служащих, специалистов и уровнем их квалификации, и социально-демографического;
  • - управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;
  • - пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города. Понятие "городское хозяйство" допускает трактовку как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле городское хозяйство представляет собой Совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:
  • - услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс, связанные в основном со снабжением производства водой, теплом и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т.д.;
  • - услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);
  • - услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.). В узком смысле городское хозяйство представляет собой комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, т.е. выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий города.

Таким образом, городское хозяйство любого муниципального образования, формировавшееся на протяжении его истории, представляет собой комплекс производственных, административных и жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций и других объектов городской инфраструктуры. Городское хозяйство имеет многоотраслевую структуру и призвано обеспечивать условия для жизнедеятельности населения на всей территории города и для функционирования предприятий всех отраслей народного хозяйства, расположенных на его территории. В современной научной литературе понятия городского и муниципального хозяйства, трактуемого как совокупность предприятий и учреждений на территории муниципального образования, не различаются. Профессор Л. Велихов определил муниципальное хозяйство как деятельность муниципалитета (городского управления) и предложил называть хозяйство городским, дав ему следующее определение: "Городское, или муниципальное, хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива". Основу городского хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

  • - жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое в свою очередь состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде всего это жилищное хозяйство, которое включает, с одной стороны, жилищный фонд муниципального образования, а с другой - предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжение) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло - и электроснабжение), газоснабжения, а также предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.;
  • - городской пассажирский транспорт массового пользования: трамваи, троллейбусы, автобусы;
  • - комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;
  • - учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;
  • - службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования. Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных (городских) властей. При этом предприятия и учреждения сферы городского хозяйства выступают объектом управления со стороны муниципалитета в определенных законом формах.

Городское хозяйство как объект управления имеет следующие особенности.

  • 1) Местный характер производства, оказания и потребления продукции (услуг). Эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий 2) Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий городского хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.
  • 3) Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим, либо совпадают во времени.
  • 4) Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы городского хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, т.е. осуществлять комплексную застройку территорий.
  • 5) Зависимость размера предприятий городского хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияют на уровень развития городского хозяйства и наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.
  • 6) Тесная взаимосвязь развития и состояния городского хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление города, его существование и обеспечивает для этого необходимые ресурсы. Город может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:
  • 1) города как административно-территориальные центры и столицы. В этом случае развитие города и городского хозяйства определяется не только экономическими, но и социально-политическими требованиями;
  • 2) город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия, которые являются наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом здесь должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления;
  • 3) многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ;
  • 4) одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, па которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и городского хозяйства обусловливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития;
  • 5) наукограды как особая категория одноотраслевых городов, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние городского хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований;
  • 6) специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например, Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление обусловливается развитием города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса. Предприятия и организации городского хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют следующие особенности организации производственной структуры и управления.

Продукция предприятий, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т.д.

Целью деятельности предприятий городского хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. В отличие от коммерческих предприятий извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий городского хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами.

Наличие на предприятиях городского хозяйства значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Отсутствие незавершенного производства и склада для готовой продукции.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением, ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников и объемом оказываемых услуг. На предприятиях городского хозяйства широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

Большинство предприятий городского хозяйства производят однородную продукцию, т.е. предоставляют один вид услуг, который на территории города, как правило, является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественным локальным монополистом (организации ресурсообеспечения) пли занимает фактически монопольное положение в производстве и предоставлении услуг (жилищная сфера), что существенно затрудняет развитие рыночных, конкурентных отношений в городском хозяйстве. Городское хозяйство является первоосновой жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности организации управления системами жизнеобеспечения города зависит уровень развития услуг городского хозяйства, определяющих качество жизни населения.

Цель организации управления городским хозяйством заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: содержания жилищного фонда, обеспечения надежности и устойчивости функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и ремонта зданий, сооружений и коммуникаций па территории муниципального образования, обеспечения безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения города.

В настоящее время важнейшей первоочередной проблемой повышения эффективности функционирования городского хозяйства является совершенствование организации управления. Актуальность этой проблемы заключается в том, что городское хозяйство является одной из самых социально значимых и сложных территориально-отраслевых систем, находящихся в постоянном изменении вследствие роста городского населения и необходимости увеличения объемов предоставляемых услуг и повышении их качества. Это требование обеспечивается за счет создания новых или увеличения масштаба деятельности существующих предприятий. В результате появляются новые проблемы, задачи, вопросы, решение которых не предусматривалось существующей системой управления, поэтому возникла необходимость создания новых органов управления или внесения корректив в существующие.

Одной из особенностей современной системы управления городского хозяйства является ее соответствие административно-территориальному делению Российской Федерации. Это связано с необходимостью управления предприятиями отрасли с максимальным учетом специфических особенностей каждого субъекта и отдельного населенного пункта. В настоящее время во всех областях созданы комитеты ЖКХ. На уровне федерального центра управление осуществляется с помощью Департамента строительства и ЖКХ и Управления реформой ЖКХ.

Таким образом, каждая отрасль городского хозяйства является, с одной стороны, сферой деятельности городских (муниципальных) властей и подсистемой в общей системе управления муниципального образования, а с другой - подсистемой в соответствующей отраслевой системе более высокого (регионального или федерального) уровня. Следует также учитывать наличие в большинстве отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть должна обеспечить координацию работы субъектов всех форм собственности, используя как властные, административные, так и экономические механизмы. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы городского хозяйства должны учитываться:

  • - место данной подсистемы городского хозяйства в общей системе муниципального образования и ее взаимосвязь с другими подсистемами;
  • - взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами разных форм собственности;
  • - законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Выработка наиболее эффективной схемы организации управления деятельностью отдельных подсистем городского хозяйства с учетом перечисленных факторов должна осуществляться в условиях разграничения полномочий, ответственности и тесного взаимодействия с органами государственной власти, а также с населением и различными местными сообществами. Организация эффективного предоставления услуг городского хозяйства со стороны муниципальных и иных служб должна сочетаться с развитием форм самоуправления граждан по месту жительства. Различные формы самоорганизации населения призваны стать рычагами влияния на городские службы и учреждения.

Размещение на территории городского образования различных хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций, объектов социальной сферы, органов власти и управления требует эффективной организации планировки и застройки территории, оснащения ее инженерными сооружениями и коммуникациями, необходимыми для жизнедеятельности населения, что обеспечивается развитием всех отраслей городского хозяйства и в первую очередь - жилищно-коммунального. Особенностью организации управления городским хозяйством также является наличие значительного числа мелких и экономически слабых предприятий и организаций. Появление их обусловлено тем, что в общем количестве городов страны основная доля приходится на малые и средние города, в то же время необходимо производить все виды услуг городского хозяйства в каждом из этих городов. Эта тенденция будет постоянно усиливаться в связи с развитием коммунального хозяйства в сельской местности, поэтому для координации деятельности этого хозяйства необходимо создавать новые органы управления в районных, городских и сельских администрациях. В малых и средних городах для производства услуг городского хозяйства предприятия часто входят в состав объединений, комбинатов коммунальных предприятий или других организационных форм.

Возрастающая роль территориального аспекта в планировании и управлении городским хозяйством ставит новые задачи перед развитием теории и методологии управления регионами и городами страны, предусматривает перенос всей полноты власти по организации городского хозяйства на муниципальный уровень. Это в свою очередь предполагает необходимость исследования вопросов развития городов, взаимодействия и взаимовлияния их основных подсистем, их взаимоотношений с внешней макросистемой народнохозяйственного уровня управления. Результаты исследования этих вопросов являются концептуальной основой для развития направлений совершенствования системы управления городского хозяйства и жилищно-коммунального как его составляющей части.

Реформирование структур управления в значительной степени зависит от позиции городских властей. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, именно они определяют организационную структуру управления отраслями городского хозяйства, решают вопросы о сроках и формах проведения преобразований в этой сфере. Именно глава местного самоуправления наряду с законодательными органами города играет ключевую роль в процессе подготовки и принятия комплексных планов социально-экономического развития территории, являющихся основой развития городского хозяйства.

Реализация задач комплексного социально-экономического развития территории требует разделения функций управления, формирования соответствующих органов управления и их взаимодействия. В современных условиях в связи с ограниченностью ресурсов городской власти, в том числе финансового и материального обеспечения, необходимо использовать ряд принципов, определяющих важнейшие проблемы развития города и территории. Такими принципами являются:

  • - приоритетность, ключевое значение для развития территории города;
  • - межотраслевой характер, учет городских и районных интересов при решении проблемы;
  • - социальная направленность;
  • - управляемость, т.е. наличие в механизме управления реальных рычагов для разработки программы действий и организация их безусловного решения.

Для эффективного функционирования механизма предоставления услуг городского хозяйства населению особенно важны следующие моменты:

  • - постоянный мониторинг качества предоставляемых услуг;
  • - активное участие высшей исполнительной власти города в процессе организации, повышения уровня качества предоставляемых услуг;
  • - оценка эффективности функционирования системы предоставления услуг, ее сравнение с действующими в этой сфере стандартами;
  • - постоянная связь с потребителями услуг, которая помотает принятию решений и выработке общих направлений политики в этой сфере. Принципы распределения обязанностей существенным образом влияют на структуру системы управления городом. Весьма важной задачей в этой структуре является создание целесообразного состава системы функциональных органов управления, которые обеспечивают деятельность главы администрации по управлению городом. К настоящему времени в основном сложилась структура управления городом.

Важнейшим условием формирования новых форм организации управления городским хозяйством, обеспечивающих защиту интересов потребителей и гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений. Такие от ношения должны создаваться на основе разделения функций, полномочий и ответственности собственника имущества в городе, управления этим имуществом, предприятий, предоставляющих услуги или выполняющих работы, т.е. при создании полноценных договорных отношений между участниками. При этом муниципальные органы власти в качестве собственника имущества выступают заказчиком услуг городского хозяйства на основе формирования муниципального заказа и контроля его исполнения.

Таким образом, базой формирования новой системы управления городским хозяйством является муниципальный заказ - установленное задание на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Исполнение муниципального заказа направлено па решение следующих целей: обеспечение оптимальных объемов и качества поставки населению и другим потребителям муниципального образования услуг предприятий городского хозяйства при минимизации соответствующих затрат; улучшение общего уровня жизни населения муниципального образования; формирование конкурентной среды в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг (ЖКУ) с учетом уровня общественно необходимых затрат; обеспечение взаимной ответственности за исполнение муниципального заказа всех партнеров: органов по управлению объектами жилищно-коммунального назначения, производителей и поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг, а также получателей (потребителей).