Тема: Естественные монополии. Естественные монополии и их регулирование Естественные монополии и принципы их регулирования

В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности.

Государственный контроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Существуют три способа регулирования естественных монополий:

1. Прямое государственное регулирование.

Суть такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию.

При таком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляется необходимость создания органа государственного контроля над деятельностью естественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будут учитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп. Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаров отраслей естественной монополии. А это является необходимой частью при регулировании.

2. Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях.

Этот способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.

3. Ценовая дискриминация.

Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации - это невозможность перепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимости от способа осуществления:

1. Первая степень.

Это продажа каждой единицы блага по цене её спроса. В таком случае кривая спроса для монополиста становится кривой предельного дохода. Осуществить дискриминацию такой степени получается крайне редко.

2. Вторая степень.

Монополист продаёт не каждую единицу блага, а её определённые партии по разным ценам.

3. Третья степень.

Только если отраслевой спрос предстаёт в виде отдельных групп потребителей с различными функциями спроса.

Естественные монополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании.

Согласно Закону «О естественных монополиях» существуют два метода регулирования естественных монополий:

1. Ценовое регулирование.

Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

· Метод предельных издержек .

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

· Метод средних издержек .

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

· Метод установления потолка цен .

Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

· Субсидирование естественных монополий .

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.

2. Неценовое регулирование.

Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.

Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

1. Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

2. Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.

Естественные монополии и их регулирование (организационный аспект). Несовершенство рынков и монополия. Естественная монополия как объективное явление. Сферы действия. Входные барьеры в отрасль и количество эффективных предприятий в отрасли. Польза и вред от естественной монополии. Неспособность рынка решить проблему естественных монополий.

В предыдущих разделах достаточно полно и многогранно были рассмотрены три типа экономической организации, из которых делает свой выбор любой предприниматель. Теперь попытаемся проанализировать рыночный тип экономической организации еще в одной конкретной форме.

Для начала вспомним, что существует огромное количество различных рыночных состояний (см. 2.1). Они могут быть охарактеризованы сквозь призму конкурентного и монополистического начал.

Все это позволяет нам говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Необходимо напомнить, что иные, кроме рыночной, формы экономической организации уже возникли и развились, но мы их специально изучали не из-за несовершенства рынка в результате действия монополии. На то были другие причины (неопределенность внешней среды, требование больших гарантий, стремление повысить эффективность функционирования организации и проч.). Теперь настало время исследовать рыночную форму организации именно в связи с существованием монополистической силы.

Анализ “обычной” монополии (капитал-монополия) вряд ли сможет добавить что-то принципиально новое к нашему исследованию. Чаще всего капитал-монополия “выбирает” либо собственно форму внутрифирменной иерархии, либо контрактную систему для гарантий и защиты собственных трансакций. Мы достаточно подробно ответили на данные вопросы в разделах, посвященных теории фирм, контрактной системе и проч. Капиталы-монополии своим существованием подрывают рыночную форму организации и не стремятся часто выбирать ее для защиты собственных трансакций.

Однако, наряду с капиталами-монополиями (фирмами), существует очень несовершенная рыночная форма, которая позволяет добавить несколько новых моментов в уже проделанный нами анализ. Это - естественная монополия .

В ряде отраслей народного хозяйства объективно экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление). Это отличает данную монополию от капитала-монополии. “Единицей” измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, “единицей” измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является “предметом общественного пользования”, - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др .

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли .

Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

“Плюсы”:

1. возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

2. возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

3. возможность использования достижений научно-технического прогресса,

4. возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,

5. возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

“Минусы”:

1. возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,

2. возможность блокировать технический прогресс,

3. возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,

4. возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”.

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.

Таким образом, появляется вопрос: что же в конце концов такое естественная монополия - форма экономической организации или форма общественного (государственного) регулирования?

Ответ на этот вопрос и будет предметом рассмотрения следующей части данного исследования.


Похожая информация.


В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. Традиционно естественная монополия трактуется как рыночная ситуация, характеризующаяся такими условиями производства, которые обеспечивают экономию на масштабах производства, а также технологическую надежность и доступность услуг для потребителей.

В России в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ) естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке... в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий.

Следует подчеркнуть, что монополия сдерживает конкуренцию, что отрицательно сказывается на функционировании рыночной экономики. В связи с этим многие страны, в том числе и Россия, принимают специальные законы, ограничивающие монополистическую деятельность на товарных рынках. Антимонопольное законодательство направлено на сдерживание и запрещение действий, обусловленных монополистическим доминированием. Первые в мире специальные акты, призванные противодействовать монополизации рынков, появились в Канаде и США в конце XIX в. На международном уровне конкурентные отношения регулируются специальными межправительственными соглашениями, документами комиссии ООН, договором о Европейском союзе.

В России в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором было дано определение недобросовестной конкуренции, доминирующего положения монополистической деятельности. Под доминирующим положением хозяйствующего субъекта понималось положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляла 65% и более. Недоминирующим положением субъекта называлась доля агента на рынке, которая не превышала 35%.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 139-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестности конкуренции, а также недопущение и устранение конкуренции государственных служб или государственных органов разного уровня. Целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в нашей стране, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В данном законе монополистическая деятельность расценивается как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

При этом доминирующим положением признается положение, когда доля одного или нескольких хозяйствующих субъектов превышает 50% на рынке товара. Доминирующим положением считается положение, когда хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на рынке, устранять с товарного рынка других конкурентов или создавать препятствия к доступу на данный рынок. Следует отметить, что не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, исключая финансовую организацию, когда доля на соответствующем рынке этого субъекта не превышает 35%.

Закон запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим доминирующим положением - устанавливать и поддерживать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товары из продажи с целью повышения их цен, навязывать невыгодные условия договоров контрагентам, производить экономически или технически необоснованные сокращения или прекращения производства товаров, если на них имеется устойчивый спрос, и др. Запрещаются также соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к ограничению конкуренции.

В законе определяются и функции антимонопольного органа:

  • обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;
  • предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции органами государственной власти;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр и других природных ресурсов.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает специальную комиссию. При обнаружении нарушений антимонопольного законодательства комиссия выдает ответчику по делу специальное предписание, неисполнение которого влечет административную ответственность.

В данной работе проводится статистический анализ динамики развития естественных монополий в Москве и Санкт-Петербурге. Социально-экономические явления общественной жизни находятся в непрерывном развитии. Их изменение во времени статистика изучает при помощи построения и анализа рядов динамики. При изучении рядов динамики перед статистикой стоят следующие задачи: охарактеризовать интенсивность развития явления от периода к периоду (от даты к дате), а также среднюю интенсивность развития за исследуемый период, выявить основную тенденцию в развитии явления, осуществить прогноз развития на будущее, а также изучить сезонные колебания.

Для рыночной экономики характерно отсутствие государственной монополии на большинстве рынков, но в РФ многие рынки контролируются негосударственными монополиями. Любая компания стремится к монопольному положению на рынке, поскольку такое положение обеспечивает стабильность и доходность бизнеса.

Это определило актуальность данной работы. Целью работы является изучение динамики развития естественных монополий в Москве в Санкт-Петербурге. Цель работы полностью определила ее задачи :

  • Изучение понятия естественных монополий и методов их регулирования
  • Изучение теоретических подходов к статистическому изучению рядов динамики
  • Проведение анализа динамики развития естественных монополий в Москве и Санкт-Петербурге

Теоретическая часть

Естественные монополии и их регулирование

Начало экономических реформ в России связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в Российской экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений.

Приведем основные признаки естественной монополии:

1) юридическое основание установления (закрепления), реализации и

прекращение режима.

2) соотношение законодательства о монополиях с Законом “О конкуренции” их разграничение по предмету и средствам правового регулирования.

3) сферы (границы) действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования, а также отношения на которые распространяется законодательство о регулируемых монополиях.

4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей как в сфере отношения с треьими лицами, так и во внутрифирменных процессах.

5) система регулирования деятельности субъектов монополий.

6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в указанной области 1 .

И так теперь мы можем дать четкое определение естественной монополии, сформулированное Государственной Думой 19 июля 19995 года. (Федеральный закон “О естественных монополиях”)

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Сферы деятельности естественных монополий:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным

Трубопроводам.

Транспортировка газа по трубопроводам.

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии

Железнодорожные перевозки.

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Основания установления монопольного режима.

А) юридические основания 2 .

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно себе представить без каких либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначенны именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловленна объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность запрещенная в п.2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направленно не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей. При характеристике юридических обоснований рассматриваемых монопольных режимов необходимо учитывать их согласованность и сопряженность с антимонопольным законодательством, базой для которго служит Закон “О конкуренции”. Отношения, возникаемые на товарном рынке естественной монополии, сложны и специфичны как по субъективному характеру, так и по по своему содержанию, и должны регулироваться специальным законодательством. Оно будет служить ограничителем универсального закона “О конкуренции”. Режим естественной монополии имеет характер особого исключения. Однако такая исключительность должна иметь свои границы, которые определяются условиями и задачами анализируемого института.

б) экономические основания.

Естественная монополия существует тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Это хорошо видно из графика. По мере значительного увеличения объема продукции падают долгосрочные средние издержки 3

Рисунок 1 (долгосрочные средние издержки)

Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения со стороны естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственная собственность, а другой - государственное регулирование. Если конкуренция невозможна, то нужно создать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью 4 .

Рисунок 2

Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности цены и тарифы оторые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, - определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями. Рисунок 2 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки еще понижаются. Очевидно, что было бы нецелесообразно иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок, каждая бы фирма стала перемещаться дальше налево по своей кривой средних издержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше. Связь между рыночным спросом и издержками такова, что достижение низких издержек на единицу допускает одного производителя.

Мы знаем, применяя правило mr=mc,что Р и q являются максимизирующими прибыль ценой и выпуском, которые бы выбрал бы нерегулируемый монополист. Так как цена превышает средние валовые издержки, монополист имея значительную экономическую прибыль, которая, вероятно, способствует неравенству доходов. Более того, цена превышает предельные издержки, что показывает недоиспользование ресурсов зтого продукта или услуги. Вопрос состоит в том, что сможет ли государственное регулирование вызвать лучшие результаты, с точки зрения общества. Целью регулирующего органа является достижение эффективности распределения ресурсов, для этого ему следует попытаться установить законодательно (максимальную) цену для монополиста, которая равна предельным издержкам. Важным моментом является то, что при данной законодательно установленной цене Р монополист будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя q единиц продукции, потому что именно при этом выпуске mr(p)=mc. Эта цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов, называется общественно оптимальной ценой. Но общественно оптимальная цена Р поставит вопрос об убытках для регулируемой фирмы. Вероятно, что цена которая равняется предельным издержкам, будет такой низкой,что средние валовые издержки не покрываются, как показанно на рисунке. Неизбежным результатом являются убытки. Поэтому навязывать общественно оптимальную цену регулируему монополисту означало бы убытки в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде - банкротство. В этом случае регулирующий орган может действовать по нескольким сценариям. В качесве одного из вариантов могла бы быть субсидия, достаточная для того,чтобы покрыть убыток, который повлекло бы за собой ценообразование на основе предельных издержек. Например в США регулирующий орган назначает цену “обеспечивающую справедливую прибыль”. Помня, что валовые средние издержки включают нормальную, или “справедливую прибыль, мы видим, что цена, обеспечивающая справедливую прибыль“ на рисунке была бы Р, где цена равняется средним издержкам. Так как кривая спроса пересекает средние издержки только в точке f, то ясно, что Р является единствнной ценой, которая дает справедливую прибыль. Соответсвующий выпуск при регулируемой цене Р,будет q .

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии 5 .

Мировая и российская практика свидетельствуют, что воздействие на монополию должно осуществляться государством. Для этого, как мы уже говорили, можно использовать государственную собственность (предприятия, где государство имеет контрольный пакет акций) или специальные регулирующие органы разного уровня и компетенции. В России по всей видимости будет применяться сочетание упомянутых вариантов. Так, в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ имеются объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых либо запрещена вообще, либо осуществляется по решению правительства РФ или Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств, куда относятся например, железные дороги, предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса, предприятия по производству, розливу и фасовке спиртовой, ликероводочной продукции. Нетрудно заметить, что данные сферы относятся к тем, на которые распространяются государственная и естественная монополии. Следовательно предприятия, основанные на имушественном участии государства, и являются очевидной базой для анализируемых монопольных институтов. Отсюда вытекает стремление законодателя усилить управляемость, в том числе и федеральных государственных предприятий. Российское законодательство не предусматривает запретов на организацию казенных предприятий в качестве субъектов регулируемых монополий. Таким образом, характеристика субъектов регулируемых монополий включает в себя как то, что эти субъекты действуют в условиях государственной или естественной монополии, так и то, в каких организационно правовых формах они созданы и каким имуществом наделены.

Обязанности субъектов естественных монополий.

Субъекы естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задаются технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать (это энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.). Т.е. естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

Естественные монополии в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен, влияют на экономические и финансовые процессы, динамику доходов населения.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть :

Особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска;

Экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

Недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Если отрасль является естественной монополией, это дает фирме возможность установления цены выше издержек и ограничения объема выпуска по сравнению с оптимальным для общества. Т.е. предприятия естественной монополии нельзя организовывать на началах свободной конкуренции (тогда они превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в других отраслях). Такая отрасль требует определенных мероприятий со стороны правительства для достижения эффективности производства и размещения ресурсов. За функционирование отраслей естественных монополий отвечает перед парламентом исполнительная власть .

Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:

1. Ценообразование на продукцию естественных монополий;

2. Ограничение доходности фирмы - естественной монополии;

3. Регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий.

1. Цены и тарифы на продукцию естественных монополий - основной объект регулирования. Схемы установления цен на продукцию естественной монополии преследуют общую цель снижения потерь общественного благосостояния от монопольной власти, не жертвуя производственной эффективностью.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию. Цены (тарифы) на продукцию субъектов естественных монополий, отпускаемые предприятиям, устанавливаются исходя из того, что их прирост не должен превышать прогнозируемого Минэкономразвития России прироста цен производителей промышленной продукции (без продукции легкой и пищевой промышленности).


Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения издержек производства за счет снижения качества товара. При отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня. Но и это не создает стимулов для повышения качества.

2. Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод используется в практике США. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния. Государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, чтобы конкуренция могла быть уравновешенной.

Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование (фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства).

3. Передача предприятий в государственную собственность является наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий.

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей. В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара.

Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. Преимущества франчайзинга заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не выполнены.