Как получить возмещение за травму в общественном транспорте? Страхование при перевозке пассажиров

В результате аварии с участием КАМАЗа и пассажирского автобуса в Новой Москве 18 человек погибли и 45 были госпитализированы. Могут ли пострадавшие и их родственники рассчитывать на страховые выплаты, и как вообще действовать в случае травмы, полученной в общественном транспорте – в материале сайт.

Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика". Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки.

Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки и на какие выплаты они могут рассчитывать?

Особенности страхования в общественном транспорте

Количество перевозчиков, которые застраховали своих пассажиров, составляет 500 тысяч. Максимальная сумма страховки, предусмотренная законом, составляет 2 миллиона рублей.

Компенсации предусмотрены как за тяжелые травмы и гибель пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие), так и за вред здоровью средней тяжести и даже обычные ссадины и синяки.

Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Причем, если компания, осуществляющая перевозки, не страховала своих пассажиров, компенсацию платить ей все равно придется – из собственного бюджета. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.

Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей.
Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Объявление, в котором обязательно должен быть указан номер договора и реквизиты компании, может быть размещено как в салоне автобуса, так и на официальном сайте компании.

В метрополитене порядок страхования ответственности несколько иной. Московское метро не платит обязательные страховые взносы, поэтому за травмы пассажиров будет платить из собственной прибыли.
Правда, это касается только травм, полученных в вагонах метро. Если пассажир получил травму на эскалаторе (а львиная доля травм в метро – это падения на эскалаторах), то компенсацию он получит только в случае вины метрополитена в происшествии. Пассажир, нарушивший правила поведения на эскалаторе, рассчитывать на выплату компенсации не может.

Пассажиры такси получат выплаты только по полису ОСАГО, так как такси не подпадают под действие закона. Максимальная сумма компенсации в этом случае – 400 тысяч рублей.

Вы получили травму – куда обращаться?

Если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте, то следует взять у водителя или в офисе компании-перевозчика акт о нанесении вреда жизни и здоровью пассажира. После обращения в страховую компанию пассажира, получившего травму, отправят на прохождение экспертизы, которая установит степень тяжести нанесенного здоровью вреда.

Чтобы получить выплату, необходимо собрать документы – чеки на покупку лекарств, справку об аварии и справку из больницы о наличии травм и повреждений. Не стоит забывать и о том, что страховой компании необходимо будет получить подтверждение о том, что пострадавший действительно был пассажиром того транспортного средства, которое попало в ДТП. Таким образом, понадобятся как минимум билеты на проезд, а желательно еще и предоставить данные свидетелей аварии.

После того как все документы собраны, нужно обратиться в страховую компанию перевозчика.

Сроки обращения за денежными выплатами законом не ограничены.

На какую компенсацию вы можете рассчитывать?

Максимальный размер компенсации составляет 2 миллиона рублей, которые выплачиваются родственникам погибшего в аварии.

Впрочем, на максимальную компенсацию могут рассчитывать не только родственники погибших. 2 миллиона рублей получат также люди, которые в результате аварии стали инвалидами I группы, а также родители детей, ставших инвалидами после ДТП.

Вообще, размер компенсации за полученную в результате аварии инвалидность строго определен законом. Пассажиры, которые после ДТП стали инвалидами II группы могут рассчитывать на выплату в размере 1,4 миллиона рублей, а инвалидам III группы полагается компенсация в 1 миллион рублей.

Кроме того, за тяжкий вред здоровью пассажиры могут получить около миллиона рублей, за вред здоровью средней тяжести – 246,5 тысяч рублей, а за синяки и ссадины – 51 тысячу рублей.

Василий Макагонов

Довольно долго пассажиры общественного транспорта, пострадавшие в дорожном происшествии, оставались один на один с проблемой восстановления подорванного здоровья. Да, в нашей стране уже давно действует система обязательного автострахования, позволяющая компенсировать такие расходы, но до недавнего времени выплаты по этой страховке были просто смешными. Все изменилось после очередного этапа реформирования обязательного автострахования: государство не только значительно увеличило лимит ответственности страховщиков по случаям вреда здоровью либо жизни, но и изменило порядок расчета размера выплаты.

Кроме того, сегодня пассажиры общественного транспорта вправе рассчитывать на возмещение по договору ОСГОП, ведь любая фирма, занимающаяся перевозкой людей, должна оформить полис обязательного страхования ответственности. Собственно говоря, перевозчиков обязали приобретать полисы ОСГОП еще в 2012 году, но пассажиры до сих пор довольно слабо осведомлены о возможности получения компенсации по этой страховке.

Всё и сразу

Получается, что сегодня у пассажира общественного транспорта есть возможность выбора вида страхования, в рамках которого будет осуществлена выплата за вред здоровью. У наиболее пытливых автолюбителей и пешеходов может возникнуть вопрос: а можно ли одновременно получить выплату по обеим упомянутым страховкам? Сосуществование этих видов страховых услуг продолжается сравнительно недолго, потому вряд ли удастся легко найти ответ на этот вопрос в интернете.

Примечательно, что этот вопрос ставит в тупик даже некоторых опытных выплатников, имеющих солидный стаж работы в сфере автострахования. Потому стоит поискать ответ в действующем законодательстве, в частности, в одном из основополагающих документов – Гражданском кодексе. Однако для начала нужно разобраться, когда пострадавший пассажир коммерческого транспорта вправе получить выплату по «автогражданке», а когда может обратиться за возмещением по обязательной страховке ответственности перевозчика.

Обязательная автостраховка

Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.

Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика).

Ответственность фирмы-перевозчика

В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.

Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.

Буква закона

К сожалению, в Гражданском кодексе, а именно в его 59 главе, ничего не сказано о возможности одновременного получения выплаты по «автогражданке» и по ОСГОП. Однако из статьи 1072 следует, что в случае недостаточности страховой суммы для возмещения вреда здоровью пострадавшего виновник происшествия возмещает разницу между страховой суммой и реальным размером ущерба. Из этого можно сделать вывод, что теоретически пострадавший пассажир общественного транспорта может получить выплату одновременно по обеим страховкам.

Для подтверждения данного предположения можно было бы обратиться к существующей судебной практике. Однако пока не было подобных прецедентов, получивших широкую огласку. Вероятнее всего, пострадавшие пассажиры просто не задумывались о возможности получения выплаты одновременно по ОСАГО и по ОСГОП. Это вполне понятно, ведь даже не самая существенная травма, как правило, сопровождается шоком. В таком состоянии человек в первую очередь стремится получить скорейшую медицинскую помощь, а не думает о финансовой стороне вопроса. Если обратиться к отзывам о Ингосстрахе и других крупных фирмах, становится очевидно, что пострадавший начинает размышлять о размере выплаты лишь при отсутствии возможности оплатить лечение.

Ответ очевиден

Порой даже некоторые юристы не слишком внимательно изучают раздел документа, содержащий трактовки используемых определений. Тем удивительнее, что ответ на вопрос, можно ли получить возмещение по обеим страховкам, кроется в главе «Общие положения» действующей редакции закона «Об ОСАГО». А конкретно в определении понятия «потерпевший». В соответствии с этим документом, потерпевшим не может быть гражданин, обратившийся за возмещением по ОСГОП. Кроме того, в шестой статье того же законодательного акта прямо сказано, что к страховым событиям по «автогражданке» не относятся случаи причинения вреда жизни либо здоровья пассажиров, если такой ущерб подлежит возмещению в рамках договора страхования ответственности перевозчика.

Однако нельзя забывать, что в документах ГИБДД может быть не указан факт осуществления перевозчиком коммерческого рейса. Следовательно, страховщик, к которому обратился за выплатой по ОСАГО травмированный пассажир, не всегда имеет возможность достоверно установить, есть ли у кого-либо из участников аварии полис ОСГОП. Вполне возможно, что травмированный пассажир может попытаться скрыть факт наличия у перевозившей его транспортной компании договора ОСГОП. Теоретически такой пострадавший может получить выплату и по страховке ответственности перевозчика, и по «автогражданке».

Правда, на деле такой вариант практически невозможен. Отечественные автостраховщики, особенно специализирующиеся на КАСКО , давно наладили эффективный механизм взаимодействия, позволяющий выявлять противозаконные попытки получения выплаты по страховке. Если говорить о страховании ответственности транспортной фирмы, то частью такого механизма является обмен информацией между страховыми компаниями, входящими в Национальный союз страховщиков ответственности. Для проверки наличия договора ОСГОП у конкретного транспортного предприятия страховщику достаточно направить соответствующий запрос в НССО. Если же каким-то невероятным образом травмированный гражданин сумеет получить возмещение по обеим страховкам, то его ждут серьезные неприятности. Обманутый автостраховщик непременно потребует у травмированного пассажира возврата перечисленных денег. При этом в отдельных случаях действия пострадавшего гражданина могут быть квалифицированы как страховое мошенничество.

Только честность

Что же остается травмированному пассажиру? В случае, когда страховое событие подпадает под действие системы ОСГОП, необходимо обращаться в компанию, застраховавшую гражданскую ответственность фирмы-перевозчика. В иных случаях в дело вступает обязательная автостраховка. Если судить о величине выплаты, то пострадавшему выгоднее обращаться за компенсацией вреда здоровью по ОСГОП. Страховая сумма по случаям вреда здоровью, предусмотренная таким договором, в четыре раза больше, чем лимит ответственности страховщика по полису ОСАГО. Другими словами, пассажир, обратившийся за выплатой по страховке ответственности транспортной компании, получит более существенную компенсацию.

Напоследок стоит заметить, что чрезмерная хитрость при общении с сотрудниками страховщика обычно оборачивается плачевными последствиями. Для примера можно взять процедуру расчета цены полиса в калькуляторе ОСАГО . Страхователь может слукавить, завысив свою скидку или водительский стаж, но при наступлении страхового события автовладельцу все равно придется доплатить недостающую сумму. Сегодня у отечественных страховщиков есть довольно эффективные инструменты для выявления заявителей-обманщиков, например, единая база данных РСА.

Мнение страховщика

Всегда интересно услышать ответ на актуальный вопрос из уст профессионала. Для этого мы связались с компанией «Ренессанс Страхование». Страховщик предлагает своим клиентам страховую защиту как по договорам ОСГОП, так и по полисам ОСАГО.

Вопрос:

Как пострадавшему поступить в следующей ситуации: ДТП с участием муниципального маршрутного автобуса и легкового автомобиля. Виновник – водитель автомобиля, пассажир автобуса получил травму. По какому полису ему следует обратиться за возмещением: ОСАГО и ОСГОП? Можно ли получить возмещение по двум полисам?

Отвечает Валентин Аверин – действующий член комитета НССО по страхованию ответственности перевозчиков, специалист отдела страхования ответственности ООО «Группа Ренессанс Страхование»:

В соответствии с внесенным в 2014 году подпунктом «м» пункта 2 ст. 6 ФЗ-40 теперь такого рода события не будут считаться страховым случаем по договору ОСАГО. Этот вред подлежит возмещению в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Поэтому пострадавший либо наследники должны собрать все документы по событию (справку о происшествии, медицинские документы о лечении, справку о смерти и расходах на погребение) и написать заявление в страховую компанию, в которой была застрахована ответственность перевозчика. При этом транспортная компания обязана предоставить пострадавшим сведения о страховщике. Если представительство страховой компании отсутствует в регионе, пострадавший вправе обратиться в любую страховую компанию, имеющую лицензию на ОСГОП и присутствующую в регионе.

Соответственно:

  1. Справка о произошедшем событии оформляется перевозчиком в установленном порядке. Для разных видов транспорта порядок разный. Ее можно заменить справкой о ДТП (ГИБДД) либо справкой от скорой помощи (если вызывалась).
  2. Медицинские документы о лечении, выписанных препаратах и прочем выдаются медицинскими учреждениями
  3. Справку о смерти выдает ЗАГС, о расходах на погребение – поставщик ритуальных услуг.
  4. При вреде имуществу добавляется опись поврежденного имущества и документы, подтверждающие стоимость имущества либо восстановительного ремонта.

Для принятия решения по страховому событию у страховщика есть 30 календарных дней.

Услугами пассажирских перевозок ежегодно пользуются тысячи людей. Страхование пассажиров автобусов необходимо на случай возникновения непредвиденных ситуаций на дороге.

Проблема страхования пассажиров при перевозке на различных видах общественного транспорта назрела давно: с одной стороны, у перевозчика зачастую отсутствовали средства для возмещения физического вреда, с другой, - сумма выплат исходя из личной страховки пассажира не могла в полной мере возместить полученный физический ущерб и дальнейшее лечение. Поэтому страхование ответственности перевозчика стало оптимальной альтернативой личной страховке пассажиров.

В соответствии с законодательной базой РФ абсолютно все перевозчики (исключение - таксомоторные парки) обязаны иметь полис страхования пассажиров. Любой пассажир должен иметь возможность ознакомиться с полисом, информацию о котором перевозчик должен предоставлять в доступном виде (салон транспортного средства, стенды объявлений). Если перевозчик не выполнил обязательства по страхованию пассажиров (отсутствие полиса),то он должен заплатить штраф от 40000 до 1 миллиона рублей.

Страхование при перевозке пассажиров обязательно с 2013 года. Для этого требуется получение полиса ОСГОП.

Для чего требуется полис ОСГОП?

Каждый клиент, сотрудничающий с организатором перевозок пассажиров, должен знать обо всех деталях, которые включает в себя этот документ. Их немного, поэтому долго запоминать не придётся. Основной пункт — страховые выплаты, которые бывают следующими:

  • Страхование здоровья и жизни пассажиров автобусов устанавливает выплату в размере, как минимум, 2 миллиона рублей. Конечная сумма зависит от тяжести полученных травм и срока восстановления;
  • За повреждённый груз организация выплачивает сумму из расчёта 600 рублей за один килограмм. На ценные вещи действует выплата от 11 тысяч рублей. Минимальная выплата составляет 23 тысячи рублей.

Оценку вреда производит специализированная комиссия, учитывающая все детали произошедшего. Страхование пассажиров автобусов является гарантией, что компания выплатит фиксированные суммы пострадавшим.

Почему компании страхуют ответственность перед клиентами?

Согласно 67-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, страхование при перевозке пассажиров компенсирует физические повреждения пассажиров, которые были получены ими в следствии непредвиденной ситуации на дороге.

Все транспортные средства ООО "РесБизнесАвто" застрахованы компанией "МАКС".В соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

В целях обеспечения защиты интересов граждан постановлено:

1. Ввести на территории РФ обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо–экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренным законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течении 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляются на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

1.2. Законодательство по отдельным видам личного страхования пассажиров.

Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования.

1. Пассажиры на период следования поездами дальнего следования подлежат обязательному страхованию.

2. Работники железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Работники железнодорожного транспорта общего пользования и руководители организаций железнодорожного транспорта общего пользования, постоянная работа которых имеет разъездной характер, которые направлены в служебные командировки в отдельные местности, где введено чрезвычайное положение, или которые осуществляют контрольно-инспекционные функции в поездах, а также работники железнодорожного транспорта общего пользования, принимающие участие в испытаниях на железнодорожном транспорте транспортных средств, работники ведомственной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному страхованию.


Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

1. Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам.

2. Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета.

3.Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа.

Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в размере не менее чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

4. При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

страхового сбора считаются застрахованными:


Размеры страхового тарифа по обязательному страхованию пассажиров.

С 1 января 1998 года действуют следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров:

Перевозимых воздушным транспортом – 2 руб.;

Перевозимых железнодорожным транспортом – 2,3 руб.;

Перевозимых морским транспортом – 0,1 руб.;

Перевозимых внутренним водным транспортом – 0,6 руб.;

Перевозимых автомобильным транспортом – 1,5 руб.

2. Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

I. Основные условия

Проведение обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 07.07.92 № 750 " Об обязательном личном страховании пассажиров" (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

К междугородним перевозкам относятся перевозки осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров автомобильного транспорта международного сообщения, пригородного сообщения, на городских маршрутах.

Страхователями являются транспортные (транспортно-экспедиторские) предприятия (перевозчики), заключившие договоры в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации со страховыми организациями, имеющими соответствующую лицензию на проведение данного вида обязательного страхования.

Застрахованные лица : пассажиры, перевозимые автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

П. Страховые случаи

Периодом страхования является период с момента выхода застрахованного пассажира на перрон (посадочную площадку) для посадки в автотранспорт и до момента оставления его в пункте назначения.

Страховыми случаями являются нижеперечисленные события, если они подтверждены Актом о несчастном случае на транспорте:

Смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте;

Травмы застрахованного лица в результате несчастного случая на транспорте.

Ш. Страховая сумма и страховой взнос

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров определена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы равной 100 рублям.

Страховой взнос по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых междугородным автомобильным транспортом, установлен в размере 1,5 рублей.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта)при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Структура страхового тарифа. Утверждена письмом Росстрахнадзора от 25.09.96г. №02-04-08/4 (по согласованию с Минтрансом России) следующая структура страхового тарифа (в процентах от брутто-ставки):

нетто-ставка - 20;

отчисления в резерв предупредительных мероприятий – 70;

расходы на ведение дела – 10.

IV. Страховые выплаты

Страховая выплата производится Страховщиком в течение 10 дней со дня получения всех необходимых документов.

При наступлении страхового события в период страхования Страхователь обязан составить акт о несчастном случае, происшедшем с пассажиром, первый экземпляр которого вручить пострадавшему, его представителю или наследнику.

Для получения страховой суммы в связи со страховым событием пострадавший (представитель, наследники) предъявляют следующие документы:

Акт о несчастном случае на транспорте;

Заявление с указанием в нем места приобретения проездного документа;

Проездной билет или документ заменяющий его;

Документ медицинского учреждения: копии больничного листа, выписка из истории болезни или справки, подтверждающего факт травмы;

Свидетельство ЗАГСа или его копия, заверенная в нотариальном порядке, о смерти застрахованного пассажира;

Свидетельство нотариальной конторы о праве на наследство.

Застрахованному лицу при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы.

Размер страховой выплаты при получении травмы определяется в соответствии с Методическими указаниями "О порядке определения и выплаты страховых сумм в связи со страховыми событиями" от 03.11.92 г. №21.

В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Страховщик имеет право отказать в выплате страхового обеспечения в случаях, предусмотренных Законодательством Российской Федерации.

Список литературы.

1. «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 № 60-ФЗ

2. «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях»

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Любая транспортная компания отвечает за здоровье и имущество клиентов. При этом все без исключения перевозчики, оказывающие платные услуги пассажирам в 2019 году, должны застраховать свою ответственность. Эта обязанность транспортных предприятий закреплена в соответствующем законе. Что же такое ОСГОП?

Кто обязан покупать полис ОСГОП?

Застраховать свою ответственность обязаны все транспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров в 2019 году, вне зависимости от типа и характеристик используемого транспорта и объёма бизнеса. Исключение составляют таксомоторные парки и метро – они освобождены от обязательного страхования ответственности.

Контроль за перевозчиками возложен на Ространснадзор. Специалисты этого ведомства вправе штрафовать транспортное предприятие, уклонившееся от оформления полиса ОСГОП. В отдельных случаях сотрудники Ространснадзора могут провести внеплановую проверку транспортной фирмы по заявлению потребителя.

Что будет за отсутствие полиса в 2019 году?

Отсутствие полиса ОСГОП позволяет государственным органам привлечь к ответственности не только фирму-перевозчика, но и её руководителей. В соответствии со статьей 11.31 КоАП, такое правонарушение влечёт наложение штрафа:

  • до 50 000 рублей – на ответственных сотрудников перевозчика;
  • до 1 000 000 рублей – на организацию.

Санкции довольно серьёзные. Такой штраф заметно отразится на бюджете даже крупных транспортных компаний. Да и руководству фирмы придётся заплатить приличную сумму. Однако это далеко не все последствия нарушения обязанности по оформлению полиса ОСГОП в 2019 году. Помимо выплаты штрафа перевозчик обязан:

  • прекратить эксплуатацию незастрахованного транспорта;
  • при наступлении страхового события самостоятельно оплатить ущерб в пределах объёма покрытия по ОСГОП;
  • выплатить по распоряжению надзорной инстанции необоснованно сбережённую плату за страхование, а также проценты за использование чужих денег.

Транспортной компании придётся оформить полис ОСГОП, иначе перевозчик не сможет возобновить профессиональную деятельность. Государственные органы крайне внимательно следят за соблюдением требования о страховании ответственности транспортного предприятия, потому у перевозчиков нет шансов избежать наказания за уклонение от оформления полиса.

Страховой случай

Страховыми событиями в рамках ОСГОП считаются следующие события.

  1. Причинение вреда жизни пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 025 000 рублей. В случае смерти застрахованного пассажира за возмещением обращаются его наследники.
  2. Причинение вреда здоровью пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 000 000 рублей.
  3. Повреждение имущества пассажира в процессе перевозки. Лимит ответственности при повреждении багажа – 23 000 рублей.

Причём страховщик произведёт выплату даже при отсутствии вины сотрудников транспортной компании.

Если дорожная авария произошла не по вине водителя автобуса, его пассажиры всё равно смогут получить компенсацию.

ОСГОП или ОСАГО?

Достаточно часто у пассажиров общественного транспорта возникает вопрос, по какой страховке обращаться за возмещением после дорожной аварии, если ДТП случилось не по вине водителя автобуса. Может показаться, что в 2019 году у потерпевшего пассажира есть два варианта.

  1. Обратиться за выплатой по ОСАГО .
  2. Получить выплату в рамках договора ОСГОП.

Однако на деле закон не позволяет пассажирам выбирать.

При наличии у транспортной компании договора ОСГОП пострадавшему пассажиру следует обращаться за выплатой именно в рамках этой страховки. В данном случае система ОСАГО не действует.

Сколько выплатят за вред здоровью по ОСГОП в 2019 году?

Размер страхового возмещения за вред здоровью пассажира определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1164 от 15 декабря 2012 года «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего». В приложении к данному документу приведена обширная таблица, содержащая все возможные травмы. Ниже в качестве примера даны выдержки из этой таблицы.

Таблица. Выдержки из Приложения к Постановлению Правительства № 1164 от 15 декабря 2012 года

таблица скроллится вправо
Характер вреда
здоровью
Размер
возмещения
в процентах
Размер
возмещения в
денежном
выражении
(рубли)
Перелом свода черепа 15 300 тысяч
Сотрясение мозга при
непрерывном амбулаторном
лечении не менее 10 дней
3 60 тысяч
Полный разрыв нервных стволов
на уровне голени, предплечья
20 400 тысяч
Непроникающее ранение, а равно
травматическая эрозия роговицы
5 100 тысяч
Разрыв барабанной перепонки
вследствие прямой травмы
5 100 тысяч
Перелом носа, если при лечении
применялись фиксация и операция
10 200 тысяч

Для расчета возмещения нужно сопоставить с таблицей выплат сведения из выписного эпикриза или другого медицинского документа, а затем перемножить процент по каждой травме в отдельности на два миллиона рублей. В дальнейшем полученные результаты суммируются.

От чего зависит цена страховки?

Минимальные и максимальные тарифы на 2019 год установлены государством, но страховщики вольны самостоятельно определять итоговую стоимость полиса ОСГОП. Тариф для конкретной транспортной компании определяется отдельно по рискам:

  • повреждение багажа;
  • вред здоровью;
  • вред жизни.

Цена страховки рассчитывается на каждого пассажира, а общее число пассажиров устанавливает государство в зависимости от типа транспорта. Итоговый тариф по полису ОСГОП зависит от:

  • маршрутов и частоты перевозок;
  • наличия франшизы;
  • вида транспорта.

Где купить полис в 2019 году?

Не все отечественные страховщики имеют право заниматься ОСГОП. Полномочия страховой компании должны быть подтверждены соответствующей лицензией, а также такая компания должна быть членом НССО. Отсутствие лицензии или свидетельства о членстве в НССО однозначно говорит об отсутствии у страховщика полномочий заключать договоры ОСГОП.

Перечень страховых компаний, входящих в НССО Скачать

В документе в числе прочих указаны сведения о страховщиках, вышедших из состава НССО, то есть лишившихся права заниматься оформлением полисов ОСГОП.

В остальном при выборе страховой компании в 2019 году стоит руководствоваться:

  • рекомендациями других перевозчиков;
  • репутацией страховщика;
  • уровнем тарифов.

Крупные транспортные предприятия, представленные во многих регионах страны, должны учитывать величину региональной сети страховщика. Отсутствие офисов страховой компании в каких-либо регионах может существенно замедлить взаимодействие перевозчика и страховщика при изменении условий страхования, например, при увеличении парка транспортной компании.